Interested Article - Войтецкий, Артур Иосифович

Артур Иосифович Войтецкий ( укр. Артур Йосипович Войтецький ; 23 октября 1928 22 мая 1993 ) — советский и украинский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1990). Известен экранизациями рассказов Чехова и произведений Виктора Астафьева .

Биография

Родился 23 октября 1928 года в Виннице в семье польского происхождения. Воспитывался мамой и бабушкой — отец ушёл из семьи, когда мальчику было два месяца. Войну семья пережила в оккупированной Виннице.

В 1948—1954 годах учился на киноотделении КГИТИ имени И.К.Карпенко-Карого (мастерская Ивана Чабаненко ). В годы учёбы принял участие в съёмках фильма « Максимка ».

С 1953 года — ассистент режиссёра, затем режиссёр киностудии имени А. Довженко . В 1966—1971 годах — педагог КГИТИ имени И.К.Карпенко-Карого .

В первых трёх фильмах принимал участие в качестве второго режиссёра. Первая самостоятельная работа — фильм « Где-то есть сын ».

После выхода в 1967 году фильма « Скуки ради » по одноимённому рассказу Максима Горького, получившего диплом Всесоюзного кинофестиваля «За лучшую экранизацию литературного произведения», киновед И.С. Корниенко отметил, что режиссёр « нашёл свой глубоко индивидуальный почерк и своеобразную стилистику ».

В начале 1970-х годов Войтецкий настойчиво стремился снять фильм по повести « Пастух и пастушка » Виктора Астафьева , сценарий написал сам писатель и он же дал название фильму — «Помню тебя», но дискуссии вокруг повести помешали экранизации, сценарий был отклонён «по тематическим признакам» из-за «пацифистского духа» .

В 1975 году в прессе появился фельетон о том, что на киностудии им. Довженко народные деньги пускаются на ветер — речь шла о финансовых нарушениях на съёмках фильма « Волны Чёрного моря », в результате Войтецкий был лишён звания режиссёра-постановщика, на Украине его практически отстранили от творческой деятельности. Добиться расследования режиссёру не удалось .

С помощью Олега Борисова , который обратился к руководству Центрального телевидения , Войтецкого пригласили в Москву , где на ТО «Экран» он снял драму « ».

Через пять лет, со сменой руководства Госкино Украинской ССР, Войтецкий вернулся на Украину и сразу приступил к съёмкам дилогии по Чехову .

С 1987 года — художественный руководитель творческого объединения «Дебют» на киностудии имени Довженко.

Награждён Орденом Трудового Красного Знамени (1987), Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1990).

Умер 22 мая 1993 года. Похоронен в Киеве на Берковецком кладбище .

Личная жизнь

Был женат на актрисе Маргарите Кошелевой .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Критика и воспоминания

На Киностудии им. А. Довженко Артура Войтецкого все знали как книголюба, беззаветно преданного литературе. Экранизации М. Горького, А. Чехова снятые им в разные годы, оказались близкими к литературному источнику. Писатель Олесь Гончар , по роману которого снят фильм «Тронка», писал о режиссёре: « Словно радар, он улавливает энергию написанного слова и придаёт ему жизнь ».

Особенность режиссёрской манеры А. Войтецкого – замедленный ритм. Для экранизации он выбирает, как правило, произведения, лишённые динамики, экспрессии внешнего движения, произведения, в которых передаются изменения внутренних состояний человека, незаметных на первый взгляд. Кинематографически непретензионная подача действия, которая максимально приближена к реальной в своих внешних проявлениях, даёт широкое пространство для освещения жизни души. Режиссёр позволяет зрителям подолгу всматриваться в лицо героев, вслушаться в звучание голоса, рассматривать обыкновенность их окружения. Одно слово, «втягивает» в жизнь, внешне ничем особенным не примечательное

кинокритик

Артур Войтецкий. Для меня этот человек стоит отдельно, в стороне от всех. Он и на студии был отдельно, как и Леонид Быков , — совесть студии. Артур был и красив и некрасив, киевский Шукшин . Очень совестливый, честный, гордый, любящий безумно свою мать. Я была влюблена в него как в режиссёра, о котором только может мечтать актриса.

Народная артистка Украины, Народная артистка России Лариса Кадочникова

Артур был для меня ещё и мостиком между мной и украинцами. Он, именно он, не пятивший по- хохлацки грудь «чемойданом» и далее не говоривший «гх». — был истинным украинцем, её совестью, её культурой, её честным полпредом в искусстве, делом и своей жизнью, а не горлом, отстаивающий достоинство человеческое, а значит, и национальность .

Он снимал неторопливые, красивые, печальные фильмы о любви, о душе, о совести. Его называли «совестью украинского кино». Он заслужил это своей жизнью, своим незаметным подвигом.

Примечания

  1. Киноведческие записки , Выпуски 66-68, ВНИИ киноискусства Госкино СССР, 2004 - стр. 53
  2. Иван Сергеевич Корниенко - Кино Советской Украины: страницы истории, Искусство, 1975 - Всего страниц: 239 - стр. 217
  3. Гордеева Е.М. - от 16 сентября 2016 на Wayback Machine // Вестник Пермского университета, выпуск № 3(31) за 2015 год - стр. 77-87
  4. Экран, Искусство, 1977 - стр. 77
  5. , реж. А. Михалевич, 2013
  6. от 18 мая 2017 на Wayback Machine , Портал «Культура.РФ»
  7. Лариса Брюховецкая - «Литература и кино: проблемы взаимосвязи»: Литературно-критический очерк, Киев, «Радянський письменник», 1988 - 181 с.
  8. Лариса Кадочникова - «Белая птица: полеты наяву и во сне», Globus-Press, 2008 - 348 с. - стр. 240
  9. Из письма С.Войтецкой, 1993 год // Астафьев В.П. - Нет мне ответа... Эпистолярный дневник 1952—2001 / Сост., предисл. Г. Сапронова. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. — 720 с. - стр. 172

Источники

  • , реж. А. Михалевич, 2013
  • Документальный фильм «Артур Войтецкий», реж. Л. Богдан, 1998
  • // Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 640 с.
  • КиноПоиск
Источник —

Same as Войтецкий, Артур Иосифович