Interested Article - Трубадур (стиль)
- 2020-09-29
- 1
Получивший своё название от средневековых трубадуров , стиль «трубадур» ( фр. Style troubadour ) — несколько ироничный термин , обычно применяемый к французской исторической живописи начала 19-го века с идеализированными картинами средневековья и эпохи Возрождения . Во Франции этот термин также относится к соответствующим архитектурным стилям. Его можно рассматривать как одно из направлений романтизма и реакцию против неоклассицизма . Закат стиля совпал с окончанием эпохи Консулата . Он особенно сильно ассоциируется с Жозефиной Бонапарт и Марией Каролиной Неаполитанской, герцогиней Беррийской . В архитектуре этот стиль был французским эквивалентом неоготики германских и англоязычных стран. Он связан с современными ему течениями во французской литературе и музыке, но обычно ограничивается живописью и архитектурой .
История
Повторное открытие средневековой цивилизации произошло в начале 19 века. Большой вклад в него внесли Старый порядок и его институты, обряды (церемония коронации датируется 16 веком) и средневековые церкви, в которых проводились семейные церемонии.
Можно сказать, что, эксгумировав останки королей и выставив на продажу множество предметов, произведений искусства и элементов средневековой архитектуры, революционеры вернули их к жизни. , основанный в бывшем монастыре, который впоследствии станет Высшей национальной школой изящных искусств , представил все эти обломки средневековья как вызывающие восхищение публики и образцы вдохновения для студентов факультетов гравюры, живописи и скульптуры, но не кафедры архитектуры, поскольку преподавание этого предмета было отделено от «изящных искусств» и проводилось в Политехнической школе под руководством Жана-Николя-Луи Дюрана , сурового пропагандиста неоклассической архитектуры, которая характеризовала стили Конвента и Консулата . Позже, после реставрации Бурбонов и под влиянием Картмер-де-Кенси и Мериме , новая традиция преподавания архитектуры вернула её в лоно изящных искусств, позволив создать и дав толчок развитию архитектуры в стиле «трубадур».
Возрождение христианских чувств в искусстве с публикацией в 1802 году философского трактата Шатобриана « » сыграло важную роль в развитии живописи, скульптуры и литературы, часто вдохновлённом религией.
Художники и писатели отвергли нео-античный рационализм Великой французской революции и обратились к предполагаемому славному христианскому прошлому. Прогресс истории и археологии на протяжении XVIII века начал приносить плоды, прежде всего, в живописи.
Сам Наполеон не гнушался этим художественным течением: он взял в качестве своей эмблемы золотых пчёл с могилы короля Меровингов Хильдерика I , вновь открытой в 17 веке, и считал себя наследником французской монархии. Он также дал официальное признание средневековья во внешних аспектах своей коронации и попытался извлечь выгоду из других атрибутов средневековых французских королей, возможно, даже из их чудесных целительных сил (картина « » Антуана-Жана Гро может рассматриваться как современный аналог творящих чудеса королей древности).
Литература
Во Франции интерес публики к средневековой литературе начался с адаптации и публикации с 1778 года древних рыцарских романов графа де Трессана (1707—1783) в его « Библиотеке романов » , а в Англии — с первых фантастических романов, таких как « Замок Отранто ». Эти английские романы вдохновили французских писателей конца 18-го века последовать их примеру, например, маркиза де Сада с его « ». Книга Фабра д’Оливе « Трубадур (окситанские песни XIII в.) » (1803) популяризировала этот термин и, возможно, дала название всему стилю. Роман « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » Вальтера Скотта был чрезвычайно популярен в Европе и оказал большое влияние как на живопись, так и на французских романистов, таких как Александр Дюма и Виктор Гюго .
Примеры
- Жан-Батист де Ла Кюрн де Сент-Пале , « История трубадурской литературы », Париж, Дюран Невё, 1774, 2 тома. (1967, переиздание Слаткина).
- Граф де Трессан , « Избранные произведения Трессана, свод отрывков из рыцарских романов », 1782-1791, 12 томов. В том числе: Амадис Гальский , Неистовый Роланд , Маленький Жан из Сантре , Роман о Розе , Кретьен де Труа и др. На гравюрах-вставках, иллюстрирующих эту книгу, пользовавшуюся огромным успехом, представлены сцены с трубадурами.
- Хорас Уолпол , « Замок Отранто ».
- Донасьен де Сад , несколько романов в этом ключе, например, «Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская», 1812.
- Вальтер Скотт , автор «Песни последнего менестреля» и « Айвенго », весьма популярных во Франции в 1820-х годах.
- Франсуа Жюст Мари Ренуар , « Избранная поэзия трубадуров », Париж, Фирмен-Дидо, 6 томов, 1816-1821.
- , готический писатель начала 19-го века.
Живопись
В живописи стиль «трубадур» был представлен исторической живописью , изображающей назидательные исторические эпизоды, часто заимствуя технические приёмы из золотого века голландской живописи . Картины, как правило, были довольно небольшими, , зачастую изображающими спокойные повседневные эпизоды, а не эпические и драматичные, хотя были и такие . Помимо политических исторических деятелей, часто изображались известные художники и скульпторы прошлого, особенно Рафаэль и Данте . « Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I » авторства Энгра — одно из немногочисленных произведений, объединяющих правителей и художников. К этому стилю принадлежит ряд картин Энгра; в нём также специализировались менее известные художники, такие как Пьер Ревой (1776—1842) и Флёри Франсуа Ришар (1777—1852). Бельгиец Хендрик Лейс , на которого сильно повлияла живопись Северного Возрождения , писал в более мрачной версии этого стиля. Ричарда Паркса Бонингтона больше помнят за его пейзажи, но он также писал в этом стиле, как и Эжен Делакруа . Пиковый период завершился революцией 1848 года , а позже — приходом реализма , хотя этот стиль, возможно, слился с академической живописью конца 19 века. Переход можно увидеть в творчестве Поля Делароша .
Возможно, первая картина в стиле «трубадур» была представлена на Парижском салоне 1802 года при Консулате . Это была работа Флёри-Ришара «Валентина Миланская, оплакивающая смерть своего мужа» , идея которой пришла к художнику во время визита в Музей французских памятников. Благодаря трогательному сюжету картина имела огромный успех — увидев её, Давид воскликнул: «Это не похоже ни на что ранее созданное, это новый световой эффект; фигура очаровательна и полна выражения, а зелёная занавеска, пересекающая окно, завершает иллюзию». Композиции, освещенные с задней стороны сцены, где передний план находился в полумраке, стали визитной карточкой первых лет этого стиля.
Картину Фрагонара «Посвящение Франциска I в рыцари Баярдом » (Салон 1819 года) следует рассматривать не как повторное открытие средневекового прошлого, а как воспоминание о недавней монархической традиции.
Примеры
- Пьер-Ноласк Бержере . « Аретино в мастерской Тинторетто ». Салон 1822 года.
- Софи Шерадам . «Воспитание Людовика Святого ».
- Мишель Мартен Дроллинг . «Последнее причастие Марии-Антуанетты ». Париж, Консьержери .
- Луи Дюси . « Тассо читает отрывок из своей поэмы „ Освобождённый Иерусалим “ принцессе ». Картина ранее находилась в собрании императрицы Жозефины . Арененберг , Музей Наполеона.
- Александр-Эварист Фрагонар . « Дон Жуан , Церлина и леди Эльвира». Клермон-Ферран , Музей изящных искусств.
- Александр-Эварист Фрагонар . «Посвящение Франциска I в рыцари Баярдом ». Мо , .
- Барон Франсуа Жерар . «Признание герцога Анжуйского королём Испании». Замок Шамбор .
- Гортензия Богарне . «Отъезд рыцаря». Около 1812 года. Компьенский дворец . Первоначально находилась в замке Пьерфон .
- Жан Огюст Доминик Энгр « Франческа да Римини и Паоло Малатеста ». Анже , Музей изящных искусств.
- Жан-Батист Изабе . «Пара, спускающаяся по лестнице турели в замке д’Аркур». Салон 1827 года.
- Александр Менжо . « Франциск I и прекрасная Ферроньера ». 1810 год.
- Никола Андре Монсио . «Святой Викентий де Поль приветствует беззащитных детей». Париж, церковь Сен-Жермен-л’Осеруа , копия в Тулузе, в музее медицины.
-
Пьер Ревой
:
- « Рене Добрый проводит ночь в замке ». По заказу графа де Форбена, потомка Рене Доброго.
- «Турнир». 1812 г., Лион, Музей изящных искусств;
- «Выздоровление Баярда». 1817 г., Париж, Лувр;
- Флёри Ришар . « Жак Моле , великий магистр тамплиеров». Приобретена после Салона 1806 года императрицей Жозефиной . Унаследована от Гортензии Богарне .
- Луиджи Рубио . «Несчастная любовь Франчески да Римини». 1832 г.
- Мари-Филипп Купен де ла Купери . «Трагическая любовь Франчески да Римини». 1812 г.
-
Энгр . «Джанчотто обнаруживает Паоло и Франческу». 1819 г.
-
Энгр. « Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I »
-
Эжен Делакруа . «Казнь дожа Марино Фальеро »
-
Пьер-Анри Ревой . « Мария, королева Шотландии , разлученная со своими последователями». 1822 г.
Реакция
Реакция на этот жанр, как и на прерафаэлитов в Англии, была неоднозначной. Его можно рассматривать как чрезмерно сентиментальный или нереалистично ностальгический, подходивший к своему предмету с позиции, «позже ассоциировавшейся с голливудскими костюмированными драмами» . Для его сторонников архаические детали рассматривались как сплачивающий призыв к новому национализму, очищенному от классического (или неоклассического) и римского влияния . Небольшой размер многих полотен считался отсылкой к северной примитивной живописи, лишённой итальянского влияния . Для других небольшие размеры холста показывают незначительность и недостаток экспрессии в этих произведениях искусства. Вся латунь, позолота, резьба и инкрустация исторических деталей на них не помогали им стать чем-то большим, чем просто украшение интерьера .
Архитектура
Мода на средневековую архитектуру, зародившись в Англии в эпоху расцвета неоготического стиля, прослеживается по всей Европе 19 века, но во Франции она остаётся ограниченной определёнными «феодальными» зданиями в парках, окружающих замки. После того, как стиль «трубадур» исчез из живописи, примерно во время Французской революции 1848 года , он продолжил своё существование (или возродился) в архитектуре, декоративном искусстве, литературе и театре.
Примеры
- Замок Молмон в . Архитектор Пьер Франсуа Леонар Фонтен . Бывший охотничий домик в королевском владении , которая была одной из резиденций Луи-Филиппа I .
- Галерея Сен-Луи, Дворец правосудия . Построена в 1835 году (1796—1866) на месте снесённой им готической галереи.
- Замок Пьерфон , архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк .
- в , перестроенный Генриеттой Онсло, дочерью музыканта Жоржа Онсло .
- Шато дю Барри в Левиньяке , неоготическое крыло, созданное братьями и (1745—1831), архитекторами из Тулузы.
- Шато-де-Ла-Рошпо , реконструкция Мари Полин Сесиль Дюпон-Уайт (1841—1898), вдовы политика Сади Карно .
- в Эране , построенный .
Скульптура
В качестве типичного представителя данного стиля в скульптуре можно указать .
Декоративное искусство
Одно из самых своих эффектных воплощений стиль «трубадур» нашёл во французских частных интерьерах: мебель и предметы разного рода, от часов до напёрстков, вторгались в салоны, в основном, между 1820-ми и 1830-ми годами. Однако этот стиль привлекал внимание вплоть до конца 19-го века.
Уже в конце 18-го — начале 19-го веков можно заметить предвестников стиля «трубадур». Между 1788 и 1792 годами краснодеревщик изготовил для графа Эстерхази четыре стула из позолоченного дерева «готического вида». Несколько лет спустя, во времена Империи, был вдохновлён английской мебелью и, среди прочего, в 1810 году изготовил пару (скамеечка для молитвы с аналоем ), «створки которых были выполнены в готической форме», для часовни императрицы Марии-Луизы в Малом Трианоне . Однако лишь в 1820-х годах стиль «трубадур» в декоративном искусстве начал распространяться среди дворян и буржуазии, в частности, через парижские магазины диковин, такие как « », «Le Coq Saint-Honoré», знаменитый магазин диковин столяра , или «Le Petit Dunkerque» . Что касается мебели, она сохранила свой классический и удобный внешний вид, типичный для периода реставрации. Меняется только форма, а не содержание: разнообразие оформления развивается под влиянием самых различных культур (китайской, японской, восточной, английской или, например, готической), но всё это накладывается на классические французские формы 18-го века. Можно сказать, что это был последний период классицизма . Таким образом, в центре внимания мастеров находится орнамент, в том числе на предметах мебели: причудливая геральдика , смелые цвета, единороги и химеры, смешивающиеся с украшениями в стиле готики и ренессанса, растительные мотивы, обрамляющие трубадуров, рыцарей и героев, и т. д. Всё это вместе взятое и определяет стиль «трубадур» во французском декоративном искусстве.
В 1827 году является триумфом стиля «трубадур». Король Карл X лично приобрёл наиболее любопытные образцы мебели. «Национальная античность навязывает этот странный патриотизм», иронично заметил . В начале 1820-х годов , построила в своем особняке две комнаты в стиле «трубадур» . Эти комнаты, гостиная и кабинет, были вскоре перестроены, но известны по двум акварелям, авторами которых были и Илер Тьерри . В Малом дворце в Париже хранится пара стульев из кабинета графини , изготовленных краснодеревщиком Жакоб-Десмальтером, которые являются прекрасным примером стиля «трубадур» в мебели.
Мария Каролина, герцогиня Беррийская , сделала множество заказов, некоторые из которых остаются одними из самых красивых произведений стиля «трубадур». К ним относится шкатулка, заказанная на Севрской мануфактуре и изготовленная Жаном-Шарлем Франсуа Лелу в 1829 году. Форма шкатулки напоминает готические реликвии и те шкатулки, которые герцогиня и дизайнер видели в средневековых религиозных коллекциях Короны. Для апартаментов герцогини в Тюильри Жакоб-Десмальтер в 1821 году изготовил «готический стол из эбенового дерева, на котором предполагалось разместить виды кисти Изабе » и «стол, украшенный рисунком Тьерри с готическим орнаментом и вырезанной из дерева готической стрельчатой аркой» . Герцогиня не только заказывала изделия у величайших мастеров современности, но и ходила в магазины новинок, «где приобрела массу предметов искусства, бронзовых изделий, часов, мебели и безделушек в готическом духе, который романтизм вернул в моду» . Мария Каролина также устраивала балы, одним из самых известных эпизодов которых в 1829 году стал танец «кадриль Марии Стюарт», увековеченный в акварелях Эжена Лами и Ашиля Девериа . Среди украшений герцогини есть миниатюры с изображением прославленных фигур средневековья и эпохи Возрождения, выполненные Эженом Лами.
Работавший значительно позже Эжен Виолле-Ле-Дюк может считаться одним из последних представителей стиля «трубадур» в архитектуре и декоративном искусстве, о чём свидетельствует полный набор мебели, спроектированный им для замка Пьерфон в 1860-х и 70-х годах.
Примеры
- Часы «трубадур» в стиле ампир-трубадур . 1810 год, часовщик Masure, Этамп
- Сервиз «Déjeuner dit Duguesclin», Севрская мануфактура , роспись Александра-Эвариста Фрагонара (1780—1850)
- Пара стульев из кабинета графини д’Осмонд, Жакоб-Десмальтер, около 1817—1820 годов, Париж, Маленький Дворец.
- Костюм Марии Стюарт герцогини Беррийской, 1829, .
- Парные вазы Фрагонара, известные как Агнесса Сорель и Карл VII . Около 1825 года, .
- Туалетные шкафы герцогини Пармской. Около 1847 года, музей Орсе , Париж.
- Часы « Франциск I и Маргарита Наваррская », Флёри-Ришар, около 1843 года, музей декоративного искусства , Париж.
- Корпус орга́на. Базилика Сен-Никола-де-Пор , Жозеф Кувилье (1801—1893), органостроитель из Нанси , 1848 год. По рисунку Дезире Лорана.
Примечания
Ссылки
- .
- ↑ , pp. 219-220.
- , p. 711.
- , p. 219.
- , p. 354.
- , p. 110.
- .
- (фр.) . Дата обращения: 18 сентября 2020. 9 августа 2020 года.
- .
- .
- (фр.) . Дата обращения: 18 сентября 2020. 22 декабря 2019 года.
- .
- (фр.) .
Комментарии
- Статус герба в романтическом обществе начала XIX века находится в переходном состоянии. Это уже не живая, структурированная геральдика старого режима. Это ещё не научная геральдика, какой она возродится в Германии, а затем во Франции два десятилетия спустя ( ).
- Построенный Александром Теодором Броньяром отель Осмонд возвышался там, где ныне находится Оперы Гарнье . Интерьер, выполненный в чисто неоклассическом стиле, поразил Париж своей роскошью.
- Работал с 1800 по 1825 год.
- Работал на Севрской мануфактуре с 1818 по 1844 год.
- Из архива замка Рони, 371/AP/8.
Литература
- Власов В. Г. «Трубадур» стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — Т. IX : Ск — У. — С. 676. — 768 с. — ISBN 978-5-91181-919-4 (т. IX).
- Palmer, Allison Lee. (англ.) . — Scarecrow Press, 2011. — ISBN 0810874733 .
- Havard, Henri. // Les frontières menacées: Voyage dans les provinces de Frise, Groningue, Drenthe, Overyssel, Gueldre et Limbourg (фр.) . — Plon, 1876. — Т. 2.
- Chilvers, Ian. (англ.) . — Oxford University Press, 2017.
- Turner, Jane. (англ.) . — St. Martin's Press, 2000.
- Hilliard, Elizabeth. (англ.) . — Crown Publishing Group, 1991.
- Jarry, Madeleine. Le siège français (фр.) . — Paris: Office du Livre, 1973. — ISBN 9782826401025 .
- Husarski, Vaslav. Le style Romantique (фр.) . — Paris: Trianon, 1931.
- Bouchot, Henri. Chapitre VIII. Maisons de tenue recherchée // Le luxe français (фр.) . — Paris: Librairie illustré, 1892.
- Hillerin, Marie-Laure. La Duchesse de Berry (фр.) . — Paris: Flammarion, 2010. — ISBN 9782081246102 .
- Pastoureau, Michel. (фр.) . — Paris: Seuil, 2004. — ISBN 2-02-013611-2 .
- Belmont, Nicole. Aux sources de l'ethnologie française (фр.) . — l'Académie celtique , 1995. В этой работе прослеживается зарождение моды на домодернистскую архитектуру и литературу с середины 18-го века — увлечение памятниками архитектуры и литературы (Средневековье, Высокое Средневековье и Раннее Средневековье), начало нового осмысления и исследовательская работа по этой теме среди бенедиктинцев Св. Мавра .
- 2020-09-29
- 1