Interested Article - Гончарный круг (фильм)
- 2020-03-27
- 1
«Гончарный круг» — советский телефильм 1974 года режиссёра Вадима Дербенёва по одноимённой повести .
Сюжет
Тележурналисты, снимая репортажи из деревень Ярославской области , заезжают в деревню Пеньки снять сюжет о местном мастере- гончаре .
Этот мастер — простой русский крестьянин, колхозник Михаил Лукич Болотников, которому пошёл восьмой десяток. Переняв по наследству от деда и отца гончарное дело, он всю жизнь «ляпает горшки», с нежностью относится к своим изделиям, но даже не думает о том, что это произведения искусства. Известность пришла случайно, когда его кринки, молочники, глечики и кандейки каким-то образом попадали на выставки предметов художественного народного промысла.
Киноэкспедиция в отдалённой деревне, куда легковые машины-то никогда не заезжали, вызывает ажиотаж среди жителей. Михаил Лукич растерян вниманием к нему со стороны столичного телевидения. Первый съёмочный день оканчивается полной неудачей: перед объективом киноаппарата натруженные рабочие руки Лукича теряют свою уверенность.
И причина этому не страх кинокамеры: он много повидал на своём веку, совсем не просидел всю жизнь за гончарным кругом в своей деревне. Участник Гражданской войны, затем прошёл всю Великую Отечественную войну. Много тяжёлого, трудного, страшного выпало на его долю. Он смущён вниманием, оказанным лично ему. Человеку удивительной скромности, чистой и нежной души, это пристальное внимание кажется незаслуженным.
Молодой режиссёр понимает, что в его руках драгоценный материал, он отлично понимает и волнение старика, и со всей возможной чуткостью подводит его к съёмкам. Киноэкспедиция, рассчитывавшая лишь мимоходом заехать снять репортаж, на три дня остаётся в деревне.
На помощь Лукичу приходит и его друг дед Макар, рассказами о пережитых вместе трудностях доказывающий, что Лукича любят и ценят земляки, и он достоин быть героем телесюжета.
казалось бы, нехитрый сюжет фильма. Но именно эта простота сюжета и сделала работу над картиной крайне сложной. В фильме нет «самоигральных» моментов, которые смотрятся зрителями с захватывающим интересом даже при несовершенной работе актёров и режиссёра. Нет и сложной интриги, увлекающей зрителей. Три человека — старый мастер Лукич А. Файт , его друг Макар ( С. Тихонов ) и кинорежиссёр ( Э. Марцевич ). На их простых взаимоотношениях держится фильм.
В ролях
- Андрей Файт — Михаил Лукич Болотников, мастер, деревенский гончар-самородок
- Сергей Тихонов — дед Макар
- Эдуард Марцевич — Денис, режиссёр-оператор документального кино
- Серёжа Туманов — Ванятка
- Александра Денисова — Матрёна Ивановна
- Алексей Кузнецов — Василий
- — Аннушка
- Геннадий Полунин - Митька Савёлов
- — председатель колхоза
- Георгий Светлани — дед Александр
- — Кондратий
- Вячеслав Жолобов — Валентин
- Олег Корчиков — Виктор
- — Филимон
- Валентин Никулин — атаман
- Александр Орлов — Михаил Болотников в молодости
- Николай Сморчков — Генаха Воронин
Роль А. А. Файта
Для актёра Андрея Андреевича Файта , сыгравшего уже более полусотни ролей, начинавшего ещё в немом кино, роль этом в фильме стала одной последних работой в кино, единственной главной и одной из очень немногих положительных ролей, выделяющейся из фильмографии известного своим амплуа «главного злодея советского кино» актёра, игравшего лишь отрицательных персонажей .
Сам актёр очень ценил эту роль и был признателен режиссёру за «режиссёрское мужество» дать ему эту роль .
Литературная и реальная основы, съёмка
В 1970-х годах журналист , спецкорр ТАСС по Ярославской области, познакомился в деревне Пеньково с крестьянином Михаилом Ивановичем Болотовым, материал о котором лёг в основу повести «Гончарный круг». Имя героя было изменено на Михаила Болотова, а деревня Пеньково стало деревней Пеньки.
Первая публикация повести состоялась в журнале « Волга » (1971, № 4), уже после выхода телефильма в 1976 году вышла в Волго-Вятском издательстве отдельной книгой.
Режиссёр Вадим Дербенёв , прочитав повесть, решил снять по ней фильм, однако, « Мосфильм » не принимал сценарий для съёмки полнометражного художественного фильма, Лишь благодаря главному редактору ТО «Экран» стала возможна съёмка телефильма.
Съёмки велись в деревнях Некрасовского района Ярославской области.
У режиссёра была идея в главной роли снять самого прототипа повести, но, поскольку у него были трудности с текстом, и Михаил Болотов был не актёр, решил взять профессионального актёра. Однако, в кадре изготовления кринки на гончарном круге — сняты руки именно прототипа повести — Михаила Болотова, в титрах он указан как консульстант по гончарному делу.
Примечания
- Файт А. А. Раб волшебной лампы. М., 2010. — с. 184—188
- Эти разные, разные лица / Сергей Капков. — М.: Алгоритм, 2001. — 488 с. — с. 49-50
- Житие тщеславного индивида / Владимир Ионов, 2013
- Писатели горьковчане: литературные портреты. — Волго-Вятское книжное изд-во, 1976. — 198 с. — с. 79
Литература
- Юренев Р. — С любовью к России (Телевиз. фильм «Гончарный круг». Постановка В. Дербенева) // Советская культура , 2 августа 1974
- Гончарный круг // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — с. 95
- «Этого я никогда не пробовал». О роли Лукича в фильме «Гончарный круг» // Файт А. А. Раб волшебной лампы. М., 2010. — с. 184—188
- 2020-03-27
- 1