Interested Article - Арабзода, Нозир
- 2021-07-06
- 2
Нозир Арабзода — доктор философских наук , профессор .
Биография
Родился 20 декабря 1940 года в селе Ашт Согдийской области Таджикской ССР. В 1957 году окончил с медалью сельскую среднюю школу им. Умара Хайяма. В 1962 году с отличием окончил Филолого-исторический факультет Таджикского государственного университета им. В. И. Ленина .
С 1962 по 1965 годы аспирант кафедры философии Академии наук Таджикистана , с 1965 по 1968 годы младший научный сотрудник, с 1968 по 1970 годы старший научный сотрудник отдела философии Академии наук Таджикистана, с 1970 по 1994 годы доцент кафедры философии Таджикского государственного университета, с 1994 по 1996 годы доцент кафедры философии культуры Худжандского государственного университета , с 1996 по 1999 годы доцент кафедры философии Университета предпринимательства и сервиса, с 1999 по 2005 годы профессор философии Российско-Таджикского Славянского университета .
Скончался 5 марта 2004 года в Душанбе .
Нозир Арабзода является автором научных книг и статей по наиболее важным вопросам истории таджикской философии . Большое значение имеют его фундаментальные исследования философских учений Насира Хусрава , Фахруддина Рази , Саади Ширази , Хафиза Ширази , Ибн Сины , Ибн Ямина, Абубакри Рази, Насриддина Туси и других. Нозир Арабзода — автор более 30 научных статей в « Таджикской советской энциклопедии » (Душанбе, 1978—1988 годы), посвященных различным философским концепциям и проблемам. Заслуживает внимания также вклад Нозира Арабзода в составлении учебников по философии. К числу таких работ, которые были опубликованы под его редакцией, относятся «Очерки истории философии» (Душанбе, 1982 год) и «Философия».
Одна из характерных особенностей работ Нозира Арабзода — это глубина исследования темы. Он впервые представил всесторонний анализ религиозно-философского учения Насира Хусрава, проанализировал теологию Насира Хусрава, включая монотеизм , креационизм , скептицизм , аллегорическое толкование Корана , пророчество и имамат , исследовал учение о бытии , по-новому объяснил сущность души и психофизическую проблему, оценил место человека в иерархии бытия, рассмотрел сходства и различия между теориями Насира Хусрава и Ибн Сины, провел сравнительный анализ этических учений Насира Хусрава и Абубакра Рази, отразил философский рационализм в поэзии и рассмотрел нравственные аспекты слова.
Тема кандидатской диссертации Нозира Арабзода: «Нравственное учение Саади» (Душанбе, 1968 год); тема докторской диссертации: «Исмаилитская философия Насира Хусрава» (Душанбе, 1998 год).
Работы
- Этические взгляды Саади. Душанбе, «Дониш», 1968. 129 с.
- Фахриддин Рози (краткий анализ философской концепции). Душанбе, «Дониш», 1980. 67 с.
- Фахруддини Розӣ. Душанбе, «Ирфон», 1993. 88 с.
- Носири Хусрав. Тадқиқи назариёти фалсафӣ. Душанбе, «Маориф», 1994. 176 с.
- Ҳикмати амалии Саъдӣ. Душанбе, «Нодир», 2002. 133 с.
- Ҷаҳони андешаи Носири Хусрав. Душанбе, «Нодир», 2003. 259 с.
- Мир идей и размышлений Носира Хусрава. Душанбе, «Нодир», 2003. 264 с.
- جهان اندیشه ناصر خسرو، تهران، انتشارات آرون، 1398، 291 ص.
- 2021-07-06
- 2