Паскуале Анфосси
(
итал.
Bonifacio Domenico Pasquale Anfossi
,
5 апреля
1727
,
Таджа
— февраль
1797
,
Рим
) — итальянский композитор
XVIII века
.
Биография
Паскуале Анфосси родился
5 апреля
1727 года
в Тадже. В молодости хотел стать музыкантом и с
1744
по
1752 год
обучался в неаполитанской консерватории «Лорето» игре на скрипке, а затем в течение десяти лет работал скрипачом в оркестре оперного театра.
После этого он сам решил стать композитором и брал уроки композиции у
Дуранте
,
Саккини
и
Пиччини
. Первой его оперой стала «La serva spiritosa», премьера состоялась на карнавале
1763 года
в Риме, однако и после этого он некоторое время продолжал учиться у Саккини, дополняя его оперы.
Успех пришёл к нему в
1773 году
, когда он поставил в Риме
оперу-буффа
«Преследуемая незнакомка».
В семидесятых годах Анфосси работал в Риме и Венеции. Среди его опер этого периода — «Мнимая садовница» (1774).
До
1782 года
он написал около 30 опер, шедших преимущественно в Венеции и Риме. В
1782 году
Анфосси стал музыкальным руководителем
Королевского театра Лондона
, где до 1786 года было поставлено пять его опер. Большим успехом пользовалась первая из них — «Торжество постоянства». После провала пятой оперы, про которую один из критиков написал: «Музыка страдает утомительной монотонностью», Анфосси ставил свои оперы в Праге, Дрездене и Берлине, а затем вернулся в Италию.
Опера-буффа «Безумства ревнивцев» на римском карнавале
1787 года
снова сделала его популярным. Однако уже в
1790 году
вдохновение композитора истощилось, и он занялся практически исключительно церковной музыкой, став капельмейстером базилики
Сан-Джованни-ин-Латерано
в
Риме
вплоть до самой своей смерти в феврале
1797 года
.
Творчество
Анфосси создал более 70 опер-сериа и опер-буфф и 20 ораторий. Ранние его произведения напоминали стиль его учителей: Пиччини и Саккини, но со временем он выработал своеобразный стиль. При помощи духовых инструментов он достигал большей выразительности. До середины 70-х годов он, казалось, предпочитал в своих
опера-сериа
старомодные
арии da capo
. Анфосси также испытывал слабость к сентиментальным моментам и персонажам.
В целом, его музыку часто критиковали за недостаточную драматичность. Его оперы-буффа были гораздо слабее опер его современников:
Чимароза
и
Паизелло
, чего не сказать об его опера-сериа.
Оперы Анфосси были очень популярны, некоторые из них исполнялись и за пределами Италии, в том числе и в Петербурге, Париже, Лондоне, Вене. К постановкам его опер в Вене
Моцарт
написал две вставные арии.
Долгое время Анфосси был забыт, его затмили такие композиторы
XIX века
как
Сальери
,
Россини
или
Моцарт
.
Гёте
, в бытность свою директором Веймарского театра, поставил оперу «La Maga Circe». Либретто к ней он переработал вместе с
Кристианом Вульпиусом
.
Только последние двадцать лет оперы Анфосси вновь стали появляться в различных постановках.
Произведения
Оперы
-
La serva spiritosa — Рим, Teatro Capranica (1763)
-
Lo sposo di tre e marito di nessuna, совместно с
Пьетро Алессандро Гульельми
— Неаполь, Teatro Nuovo sopra Toledo (1763)
-
Il finto medico — Неаполь, Teatro Nuovo sopra Toledo (1764)
-
Fiammetta generosa, совместно с Николо Пиччини — Неаполь, Teatro dei Fiorentini (1766)
-
I matrimoni per dispetto — Неаполь, Teatro Nuovo sopra Toledo (1767)
-
La clemenza di Tito — Рим, Teatro di Torre Argentina (1769)
-
Cajo Mario — Венеция, Teatro San Benedetto (1770)
-
Armida — Турин, Teatro Regio (1770)
-
Quinto Fabio — Рим, Teatro delle Dame (1771)
-
Il barone di Rocca Antica, совместно с Карло Франчи — Рим, Teatro delle Dame (1771)
-
Nitteti — Неаполь, Teatro San Carlo (1771)
-
Alessandro nell’Indie — Рим, Teatro di Torre Argentina (1772)
-
L’amante confuso — Неаполь, Teatro dei Fiorentini (1772)
-
«Преследуемая незнакомка» / La Giannetta, ossia l’incognita perseguitata — Рим, Teatro delle Dame (1773)
-
Antigono — Венеция, Teatro San Benedetto (1773)
-
Demofoonte — Рим, Teatro di Torre Argentina (1773)
-
Lucio Silla — Венеция, Teatro Grimani di San Samuele (1774)
-
«Мнимая садовница» / La finta giardiniera — Рим, Teatro delle Dame (1774)
-
Olimpiade — Венеция, Teatro San Benedetto (1774)
-
Il geloso in cimento o la vedova bizzarra — Вена, Burgtheater (1774)
-
La contadina incivilita — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1775)
-
Didone abbandonata — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1775)
-
L’avaro — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1775)
-
La vera costanza — Рим, Teatro delle Dame (1776)
-
Montezuma — Реджо-Эмилия, Teatro Antico detto il Monte di pietà (1776)
-
L’Americana in Olanda — Венеция, Teatro Grimani di San Samuele (1776)
-
La donna instabile — Вена, Burgtheater (1776)
-
Isabella e Rodrigo, o la costanza in amore — Венеция, Teatro Grimani di San Samuele (1776)
-
Il Principe di Lagonegro, ossia l’innocente premiata — Флоренция, Teatro degli Infuocati in Via del Cocomero (1777)
-
La fedeltà nelle angustie — Флоренция, Teatro degli Immobili in Via della Pergola (1777)
-
Il curioso indiscreto — Рим, Teatro delle Dame (1777)
-
Gengis-Kan — Турин, Teatro Regio (1777)
-
Adriano in Siria — Падова, Teatro Nuovo (1777)
-
Lo sposo disperato — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1777)
-
La vaga Frascatana contrastata dagli amori umiliati — Равенна, Teatro Nobile (1777)
-
Ezio — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1778)
-
Il controgenio — Рим, Teatro Valle (1778)
-
La forza delle donne — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1778)
-
Azor re di Kibinga — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1779)
-
Cleopatra — Милан, Teatro alla Scala (1779)
-
Il matrimonio per inganno — Флоренция, Teatro degli Infuocati in Via del Cocomero (1779)
-
Amor costante — Рим, Teatro Capranica (1779)
-
Tito nelle Gallie — Рим, Teatro delle Dame (1780)
-
La finta cingara per amore — Венеция, Teatro San Giovanni Crisostomo (1780)
-
I viaggiatori felici — Венеция, Teatro Grimani di San Samuele (1780)
-
La vedova scaltra — Ровиго, Teatro Roncale (1780)
-
Lo sposo per equivoco — Рим, Teatro Capranica (1781)
-
L’Infante di Zamora — Париж, Menus Plaisir per conto dell’Opera (1781)
-
I vecchi burlati — Лондон, Haymarket (1781)
-
Gli amanti canuti — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1781)
-
L’imbroglio delle tre spose — Флоренция, Teatro degli Immobili in Via della Pergola (1781)
-
Il trionfo di Arianna — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1781)
-
Zemira — Венеция, Teatro San Benedetto (1781)
-
Il disprezzo — Венеция, Teatro Grimiani di San Samuele (1782)
-
«Торжество постоянства» / Il trionfo della costanza — Лондон (1782)
-
Le gelosie fortunate — Турин,
Teatro Carignano
(1783) (для постановки в Вене дополнена Моцартом в мае 1788 г.)
-
Issipile — Лондон, Haymarket (1784)
-
Le due gemelle — Лондон, Haymarket (1784)
-
La pazza per amore — Correggio, Teatro Pubblico (1785)
-
L’Inglese in Italia — Лондон, Haymarket (1786)
-
«Безумства ревнивцев» / Le pazzie de' gelosi — Рим, Teatro Valle (1786)
-
Creso — Рим, Teatro di Torre Argentina (1786)
-
Sedecia — Флоренция, Teatro degli Immobili in Via della Pergola (1787)
-
L’orfanella americana — Венеция, Teatro Giustiniani di San Moisè (1787)
-
Erifile — Лукка, Teatro Pubblico (1787)
-
Artaserse — Рим, Teatro delle Dame (1788)
-
I matrimoni per fanatismo — Неаполь, Teatro del Fondo della Separazione di Lucri (1788)
-
La maga Circe — Рим, Teatro Valle (1788)
-
La gazzetta, ossia il baggiano burlato — Рим, Teatro Valle (1789)
-
«Зиновия Пальмирская» / Zenobia in Palmira — Венеция, Teatro San Benedetto (1789)
-
Gli artigiani — Дрезден, Teatro della Corte Elettorale (1793)
-
L’amor artigiano — Павия, Teatro De' Quattro Signori Compadroni attuale Fraschini (1797)
Оперы сомнительного авторства
-
Lucio Papirio — Рим, Teatro delle Dame (1771)
-
I visionari — Рим, Teatro delle Dame (1771)
-
Orlando paladino — Вена, Hoftheater (1778)
-
Le gelosie villane — Casale Monferrato, Teatro Secchi (1779)
-
La finta ammalata — Парма, Teatro di Corte (1782-83)
-
Chi cerca trova — Флоренция, Teatro degli Infuocati in Via del Cocomero (1783 o 1789)
-
Gli sposi in commedia — Пьяченца, Teatro Ducale (1784)
-
Il cavaliere per amore — Берлин, Königliches Theater (1784)
-
La villanella di spirito — Рим (1787)
-
L’antiquario — Париж, Théâtre Feydeau (1789)
Кантаты
-
I dioscuri (либретто Саверио Маттеи, 1771, Неаполь)
-
L’armonia (либретто Маттиа Буттурини, 1790, Венеция)
Церковная музыка
Оратории
-
La madre dei Maccabei (либретто Джузеппе Барбьери, 1765, Рим)
-
Noe sacrificium (1769, Венеция либо Флоренция)
-
Carmina sacra camenda in nosocomio pauperum derelictorum (1773, Венеция)
-
Jerusalem eversa (1774, Венеция)
-
David contra Philisthaeos (1775, Венеция)
-
Giuseppe riconosciuto (либретто Пьетро Метастазио, 1776, Рим)
-
Carmina sacra recinenda a piis virginibus (1776, Венеция)
-
Samuelis umbra (1777, Венеция)
-
Virginis assumptae triumphus (1780, Венеция)
-
La nascita del Redentore (либретто Джакомо Грегорио, 1780, Рим)
-
Esther (1781, Венеция)
-
La Betulia liberata (либретто
Пьетро Метастазио
, 1781)
-
Sedecias (1782, Венеция)
-
Il sacrificio di Noè uscito dall’arca (1783, Рим)
-
Prodigus (1786, Венеция)
-
Sant’Elena al Calvario (либретто Пьетро Метастазио, 1786, Рим)
-
Ninive conversa (1787, Венеция)
-
Il figliuol prodigo (либретто Карло Антонио Феми, 1792, Рим)
-
La morte di San Filippo Neri (либретто Карло Антонио Феми, 1796, Рим)
-
Gerico distrutta
-
Il convito di Baldassare
-
Per la nascita di Nostre Signore Gesù Cristo
-
6 месс
-
8 мотетов
-
множество псалмов и прочих произведений
Инструментальная музыка
-
67 симфоний
-
менуэты для 2 скрипок и виолончели
-
5 квинтетов
Примечания
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|