Interested Article - Меркаданте, Саверио
- 2020-10-19
- 1
Джузеппе Саверио Рафаэле Меркаданте ( итал. Giuseppe Saverio Raffaele Mercadante ; 17 сентября 1795 , Альтамура — 17 декабря 1870 , Неаполь ) — итальянский композитор , сочинял в основном оперы.
Биография
Музыкальное образование получил в Королевской консерватории в Неаполе, где обучался у Феделе Фенароли , Джованни Фурно , Джакомо Тритто и Николо Антонио Дзингарелли .
В 1818 г. Меркаданте написал свою первую оперу: « Apoteosi d’Ercole » (« Апофеоз Геркулеса »), имевшую, как и последующие, большой успех в Италии. Его произведения исполнялись в оперных театрах Италии ( Ла Скала , Милан; Театр Сан-Карло , Неаполь; Ла Фениче , Венеция ; и др.), Испании , Португалии , Австрии , Франции .
После пребывания в 1827—1829 гг. в Испании и Португалии с 1833 по 1840 год был капельмейстером кафедрального собора в Новаре .
В 1832 году женился на молодой генуэзской вдове с тремя детьми Софье Гамбаро, от брака с которой появилось на свет ещё трое детей — Серафина, Озвино и Саверио.
В 1836 году по приглашению Россини прибыл в Париж , где в Théâtre Italien была поставлена его опера « I briganti » (« Разбойники »). Среди опер Меркаданте особенно выделяется « Il Giuramento » (« Клятва »), написанная в 1837 году (премьера состоялась в Ла Скала , Милан, ставилась также в Риме, а в 1858 г. на сцене Итальянской оперы в Париже).
С 1839 года Меркаданте стал терять зрение и в конце жизни совершенно ослеп.
В течение 30 лет, с 1840 года до самой смерти был директором консерватории в Неаполе. Он был прекрасным профессором пения и гармонии (среди его учеников были Антонио Бранкалеоне Гандольфо , Феличита фон Вестфали и Хайме Нуно ).
В 1876 году ему был поставлен в Неаполе мраморный памятник.
Правнуками Меркаданте были братья Эрнесто де Куртис и , авторы многих получивших мировую известность неаполитанских песен.
Творческое наследие
- Около 60 опер,
- 4 балета,
- концерты для различных инструментов:
Концерт для кларнета с оркестром B-dur op. 101,
Концерт для валторны с оркестром,
5 концертов для флейты с оркестром:
№ 1 E-dur op. 49,
№ 2 e-moll op. 57 (1819),
№ 3 D-dur,
№ 4 G-dur,
№ 5 F-dur
Концерт для двух флейт с оркестром D-dur
Fantasia Concertante для флейты д`амур, флейты и струнного оркестра,
- Симфония "Гарибальди" , посвящённая Италии,
- 3 Симфонии кончертанте для флейты, 2-х кларнетов и струнного оркестра,
- увертюры,
- Te Deum ,
- Messa di Gloria ,
- Mottetto per San Gaudenzio ,
- камерная вокальная музыка:
Cantata Virginia
для сопрано и фортепиано,
Il Sogno
("
Сон
") для сопрано, флейты и фортепиано,
6 камерных ариетт
для сопрано, флейты и фортепиано,
-
камерные произведения для разных инструментальных составов:
4 квартета для флейты и струнных (a-moll, C-dur, e-moll, A-dur),
Ноктюрн для 2 кларнетов, валторны и фагота,
Трио для скрипки, кларнета и виолончели,
"Серенада моряка" (Serenata del marinaio) для камерного ансамбля
- театральная музыка,
- гимны,
- фантазии,
- дивертисменты
Опера
- L’apoteosi d’Ercole (19.8.1819 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Violenza e costanza, ossia I falsi monetari (19.1.1820 Театр Nuovo, Неаполь) [также как: Il castello dei spiriti (1825, Лиссабон)]
- Anacreonte in Samo (1.8.1820 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Il geloso ravveduto (10.1820 Театр Valle, Рим)
- Scipione in Cartagine (26.12.1820 Teatro Argentina, Рим)
- Maria Stuarda regina di Scozia (29.5.1821 Театр Comunale, Bologna)
- Elisa e Claudio, ossia L’amore protetto dall’amicizia (30.10.1821 Театр Ла Скала, Милан)
- Andronico (26.12.1821 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Il posto abbandonato, ossia Adele ed Emerico (21.9.1822 Театр Ла Скала, Милан)
- Amleto (26.12.1822 Театр Ла Скала, Милан)
- Alfonso ed Elisa (26.12.1822 Театр Nuovo, Mantua) [известна также как: Aminta ed Argira (1823, Reggio Emilia)]
- Didone abbandonata (18.1.1823 Театр Regio, Турин)
- Gli sciti (18.3.1823 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Costanzo ed Almeriska (22.11.1823 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Gli amici di Siracusa (7.2.1824 Театр Argentina, Рим)
- Doralice (18.9.1824 Кернтнертор-театр , Вена)
- Le nozze di Telemaco ed Antiope (5.11.1824 Кернтнертор-театр, Вена)
- Il podestà di Burgos, ossia Il signore del villaggio (20.11.1824 Кернтнертор-театр, Вена)
- Nitocri (26.12.1824 Театр Regio, Турин)
- Ipermestra (29.12.1825 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Erode, ossia Marianna (12.12.1825 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Caritea, regina di Spagna (Donna Caritea), ossia La morte di Don Alfonso re di Portogallo (21.2.1826 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Ezio (3.2.1827 Театр Regio, Турин)
- Il montanaro (16.4.1827, Театр Ла Скала, Милан)
- La testa di bronzo, ossia La capanna solitaria (3.12.1827, priv. theatre of Barone di Quintella at Laranjeiras, Лиссабон) [либретто написано 1816 для Soliva]
- Adriano in Siria (24.2.1828 Театр S. Carlos, Лиссабон)
- Gabriella di Vergy (8.8.1828 Театр S. Carlos, Лиссабон) [rev: 1832, Genoa]
- La rappresaglia (21.2.1829 Театр Principal, Cadiz)
- Don Chisciotte alle nozze di Gamaccio (10.2.1830 Teatro Principal, Cadiz)
- Francesca da Rimini (1831, probably unperformed)
- Zaïra (31.8.1831 Театр Сан-Карло, Неаполь) [либретто написано в 1829 для Беллини ]
- I normanni a Parigi (7.2.1832 Театр Regio, Турин)
- Ismalia, ossia Amore e morte (27.10.1832, Театр Ла Скала, Милан)
- Il conte di Essex (10.3.1833, Театр Ла Скала, Милан)
- Emma d’Antiochia (8.3.1834 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Uggero il danese (11.8.1834 Театр Riccardi, Bergamo)
- La gioventù di Enrico V (25.11.1834, Театр Ла Скала, Милан)
- I due Figaro (« Два Фигаро ») (26.1.1835 Театр Principe, Мадрид) [сочинена в 1826]
- Francesca Donato, ossia Corinto distrutta (14.2.1835 Театр Regio, Турин) [rev.1845, Театр Сан-Карло, Неаполь]
- I briganti (22.3.1836 Théâtre Italien, Париж) [с добавлениями в 1853]
- Il giuramento (11.3.1837, Театр Ла Скала, Милан)
- Le due illustri rivali (10.3.1838 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Elena da Feltre (1.1.1839 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Il bravo (La veneziana) (9.3.1839 Театр Ла Скала, Милан)
- La vestale (10.3.1840 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- La solitaria delle Asturie, ossia La Spagna ricuperata (12.3.1840 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Il proscritto (4.1.1842 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Il reggente (2.2.1843 Театр Regio, Турин) [rev. with adds. 11.11.1843, Trieste]
- Leonora (5.12.1844 Театр Nuovo, Неаполь)
- Il Vascello de Gama (6.3.1845 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Orazi e Curiazi (10.11.1846 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- La schiava saracena, ovvero Il campo di Gerosolima (26.12.1848 Театр Ла Скала, Милан) [rev. 1850 Театр Сан-Карло, Неаполь]
- Medea (1.3.1851 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Statira (8.1.1853 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Violetta (10.1.1853 Театр Nuovo, Неаполь)
- Pelagio (12.2.1857 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Virginia (7.4.1866 Театр Сан-Карло, Неаполь) [сочинен. в 1845—1855]
- L’orfano di Brono, ossia Caterina dei Medici [только 1 акт]
Литература
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- / Специальное радио, 2009
- 2020-10-19
- 1