Украинская партия социалистов-революционеров (боротьбистов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Украинская демократическая партия (УДП) — создана в 1904 г. в Киеве из членов Общей Украинской Беспартийной Демократической Организации (ОУБДО).
УДП появилась как результат идейно-организационной трансформации первого политического объединения умеренной украинской интеллигенции — Всеукраинской общей организации (ВУОО, известны и другие варианты её названия), созданной в 1897 году, организации пусть и нелегальной, но достаточно далекой от политической борьбы, с неясными целями и с деятельностью, ограниченной исключительно культурными начинаниями.
Осенью 1904 очередной съезд переименовал ВУОО в украинскую демократическую партию и утвердил её платформу, которая была опубликована во Львове.
Программа УДП предусматривала отмену абсолютизма в России и введения конституционного строя (под влиянием «кадетов»), автономию Украины с украинским краевым сеймом, внедрение украинского языка в школах, судопроизводстве, административной деятельности. Среди лидеров УДП были Е. Х. Чикаленко , А. И. Лотоцкий , В. Чеховский.
Изначально УДП была организационно слабой. Ситуация усугубилась попыткой партийной «молодёжи» народнического направления, главным образом киевлян ( Б. Д. Гринченко , С. А. Ефремов , М. Левицкий, О. Юркевич и др.) создать отдельное политическое объединение с радикальной платформой. Раскол и отделение Украинской радикальной партии затормозили процесс строительства УДП.
В начале существования УДП бесспорным является существование её ячеек только в трех городах Левобережья — Полтаве , Чернигове и Лубнах .
Полтавская организация оставалась одной из самых деятельных в партии. Её лидерами были М. Дмитриев, Г. Ротмистрова и Л. Жебунев. Заметную роль играли также Л. Падалка, И. Панченко, П. И. Чижевский , Панас Мирный и другие. В течение 1905 и в начале 1906 г. состав общины расширился за счет Г. А. Коваленко и Олёны Пчелки , которые переехали в Полтаву, а также В. Кошевого и А. Кучерявенко, перешедших из Товарищества украинских прогрессистов (ТУП). О роли местной общины свидетельствует тот факт, что по крайней мере два партийных съезда — летом 1905 и 1906 г. — были проведены в Полтаве. На последнем был выбран Совет УДРП с центром в Полтаве.
В годы революции 1905 года Черниговская ораганизация понесла потери. Город оставили Г. Коваленко, А. Шелухин, Лихнякевич. Часть членов ячейки, оставаясь в Чернигове, отошла от участия в партийной жизни. Кроме признанного лидера И. Л. Шрага , в то время особенно заметным был М. М. Коцюбинский . Эпизодически принимал участие в работе организации один из руководителей УДП А. Русов. Количество членов Черниговской организация была примерно такое же, как и в Полтавской. Реальная численность общины была выше, но, наверное, не выходила за пределы трех-четырех десятков. Так, приветственный адрес общества к Финскому сейму в январе 1905 г. подписали 39 человек. На учредительном собрании Черниговской «Просвиты» (декабрь 1906 г.) присутствовали 50 человек, но среди них были и непартийные.
В 1905 г. возникла организация УДП во главе с комитетом и в Харькове . Кроме Н. Ф. Сумцова , к организации в университете могли принадлежать Д. Ткаченко, А. Зайкевич, Н. Д. Пильчиков, возможно и Д. И. Багалей . В конце 1906 г. в состав Харьковского комитета, очевидно, вошел известный деятель УДРП К. А. Мациевич, который переехал в этот город.
В уездных городах Левобережья сохранилась и действовала как партийная организация Лубенская ячейка. Её численность и состав в годы революции неизвестны. Неизменным руководителем оставался В. М. Шемет , который одновременно принадлежал и к Украинской народной партии .
Организация или группа УДП действовала в течение определенного времени в Миргородском уезде . Здесь работали члены партии В. Самойленко, С. Пасичниченко, М. Кочура, В. Янкевич, а также близкие к ней А. Шумейко, М. Шульга, М. Бакало и другие, которых партийный орган называл беспартийными украинскими прогрессистами, приверженными УДРП или левее кадетов. Активная деятельность партии фиксировалась полицией в селах уезда, особенно в Яреськах (здесь была дача М. Дмитриева, где он и погиб в 1908 г.) и Шишаках .
В Прилуках заметную роль в общественной жизни играли члены УДП Ф. Назария (отец известного деятеля ТУП-УСДРП А. Назариива) и Титаренко. В селе Переволочная проживала семья Зленко, которая была замечена полицией в хранении и распространении литературы УДП. По крайней мере один из них — К. Зленко — принадлежал к партии, был активным корреспондентом её периодики.
В ряде уездов Полтавщины действовали одиночные члены партии. Это Н. C. Онацкий — в Гадячском ( с. Борки ), Чернуха — в Зиньковском, А. Геращенко — в Полтавском ( с. Мачехи ), П. Оправхата — в Пирятинском ( с. Кононовка ). В собственных имениях на Левобережье вели партийную работу Чикаленко (в Кононовке Пирятинского уезда), А. Русов (в Олешне Городищенского уезда Черниговщины).
«Следы» деятельности УДП (агитация, литература, участие в выборах в Думу), которые указывают на присутствие членов партии, обнаруживаются также в Золотоношском, Роменском, Кременчугском уездах Полтавщины.
В целом на Левобережье партия была более или менее широко представлена хотя бы на уровне небольших групп или отдельных деятелей только в Полтавской губернии (по крайней мере в 10 уездах из 15), на Черниговщине её деятельность ограничивалась несколькими населенными пунктами в 3-4-х уездах из 15, а на Харьковщине — только губернским городом.
Оживление организационной деятельности приходится на осень 1905. Оно совпало со слиянием УДП и Украинской радикальной партии в единую партию, что само по себе вызвало усиление внимания к партийному строительству. Стимулирующими факторами были также провозглашены Манифестом 17 октября политические свободы, интенсивный рост других партий. Объединительный съезд состоялся в ноябре 1905 Лубенский «Хлебороб» 28 ноября опубликовал заметку «Съезд Украинской радикально-демократической партии», где сообщил о его решении объединить УДП и УРП и поздравил «соединенную партию (демократически радикальную)».
Фактически сразу после основания УДРП стала действовать открыто, полулегально (поскольку официально она не была зарегистрирована, а значит, и не легализована). Вопрос о легализации партии рассматривался на съезде 17-18 апреля 1906 г. Констатировав, что «предыдущая организация украинских общин, приспособленная к временам неволи, не отвечает потребностям времени, останавливает развитие и деятельность партии», его делегаты поставили задачу достичь, чтобы партия «везде, где есть её члены, действовала легально» .
В то время существовала своеобразная практика двойного членства, когда немало деятелей УДРП, причем, как правило, ведущих, принадлежали к другим партиям: всего конституционно-демократической (И. Шраг, Н. Онацкий, П. Чижевский, Н. Сумцов и другие), а также УНП (В. и Н. Шеметы), возможно, и УСДРП (М. Вороной, сотрудничал и М. Коцюбинский). Это явление приобрело угрожающий характер, в результате чего в утвержденной в октябре 1906 очередной редакции устава УДРП был включен пункт о недопустимости членства в других партиях.
В работе партийного съезда в октябре 1906 приняли участие представители губернских комитетов из Киева , Полтавы, Чернигова , Харькова , Одессы, Екатеринослава , Екатеринодара и Петербурга , а также, как указано в газетной информации, «некоторых уездных городов». Это свидетельствует и о малочисленности уездных центров, и о неопределенности их статуса.