Окунев, Яков Маркович
- 1 year ago
- 0
- 0
Яков Маркович Гольденберг (22 декабря 1890 ( 4 января 1891 ), Елисаветград , Херсонская губерния — 24 сентября 1963 , Москва ) — русский и советский актёр , режиссёр , сценарист , драматург , либреттист , журналист , поэт - сатирик и поэт-песенник , переводчик . Автор первого текста слов песни « Синий платочек » на музыку Ежи Петерсбурского (1940) .
Публиковался под псевдонимами Яков Галицкий, Куба Галицкий, Я. Галицкий, Яго, Яга, Ягграм Яго, Задумчивый Галл, Пётр Зуев , а также совместными псевдонимами Алицкий, Арго и Арго и Галицкий (с А. М. Гольденбергом ), Братья Губины Иван и Митродор (с Н. А. Рабиновичем ) .
Родился в семье издателя Марка Абрамовича Гольденберга и его жены Доротеи Марковны (1866—1936) . Брат поэта и драматурга Абрама Арго . Отец был владельцем старейшей и самой крупной в городе типографии (основанной в 1870-х годах его отцом, Абрамом Гольденбергом), редактором и издателем журнала «Неделя русского еврея» . Типография А. и М. Гольденбергов занималась главным образом выпуском художественной и учебной литературы.
Окончил гимназию в Екатеринославе в 1909 году. 9 октября 1911 года принял православие и таким образом уже 13 октября получил вид на жительство в столице. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1912—1913) и одновременно в Петербургской консерватории на отделении вокала (не закончил). С 1913 года жил в Одессе , где продолжил обучение на юридическом факультете в Новороссийском университете (1913—1916) и в 1913 году дебютировал как поэт (лирические стихотворения печатал под собственным именем, сатирические под псевдонимом Яго). Семь стихотворений Гольденберга были опубликованы в коллективных сборниках одесских литераторов Петра Сторицына (Когана) (1877—1942), Эдуарда Баргицкого , Ильи Дальгонина , Анатолия Фиолетова , Георгия Цагарели , Семёна Кесельмана , (1895—1979), — «Шёлковые фонари» (1914) и «Серебряные трубы» (1915), с иллюстрациями Сандро Фазини (в первом сборнике был опубликован под собственным именем, а во втором — под псевдонимом Яков Галицкий) .
С 1916 года работал в кино (актёр, режиссёр и сценарист). Как режиссёр снял кинокартины «Жизнь Гаррисона» (1917, не сохранился), «Единая мировая республика труда» (1919) и несколько других; как актёр снялся в картине «К народной власти» (1917, фильм сохранился частично).
С 1918 года служил в Красной Армии . В 1919—1920 годах заведовал театральным отделением в политотделе Двенадцатой армии . В 1920—1921 годах — художественный руководитель красноармейского театра в Харькове . С 1921 года работал режиссёром-лаборантом в мастерской коммунистической драматургии в Москве. В 1923—1924 годах — литературный сотрудник «Рабочей газеты», в 1925—1926 годах — заведующий литературной частью «Радиогазеты». Писал сатирические стихи и фельетоны для журнала «Крокодил» .
Первая пьеса «Железная пята» (по роману Джека Лондона ) была написана в 1922 году в соавторстве с Д. П. Смолиным . Пьеса-памфлет «Карьера министра» (в соавторстве с Э. И. Каминкой ) и пьеса-буффонада «Святой из-под палки» были изданы издательством «Теакинопечать» (1929). В 1931 году вместе с братом А. М. Арго написал либретто оперетты «Полярные страсти». Специально для Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко написал либретто оперы «Дарвазское ущелье» (композитор Л. Б. Степанов ) и новый русскоязычный вариант либретто оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» (постановки в 1939 и 1940 годах).
В годы Великой Отечественной войны писал одноактные пьесы для фронтовых театров, в том числе «Честь», «Пещера», «Её сердце» (1941) и другие. Автор пьес «Повесть о трагике» («Павел Мочалов», 1939) и «Юность Мольера» (1949), а также ряда оригинальных и переводных оперных либретто, в том числе «Берег бурь» (композитор Г. Эрнесакс ).
Написал слова к ряду песен современных композиторов, а также эстрадные сценки, скетчи, монологи, репризы, рекламные буффонады для цирка, устные рассказы, диалоги и куплеты. Переводил на русский язык басни в стихах Игнация Красицкого , поэзию Сватоплука Чеха , Антонина Совы , Петко Славейкова , а также других польских, болгарских, венгерских и чешских поэтов.
Среди пьес — «Морские рассказы» (по А. С. Новикову-Прибою ), «Святой из-под палки» (буффонада на основе комедии Мольера «Лекарь поневоле», в 3 действиях с интермедиями и прологом), «Карьера министра» (комедия-памфлет в 4 действиях), «Первый спектакль в деревне» (инструктивная пьеса в 5 действиях), «Павлин в вороньих перьях» (буффонада в 3 действиях), «Мочалов» («Повесть о трагике», пьеса в 8 эпизодах), «Чудо святого Сганареля» (буффонада в 3 действиях по Мольеру), «Гордость» (в 3-х действиях), «Её сердце» (одноактная пьеса), «Молодость Мольера» (в 5 актах), «Частный случай» (драматический этюд в 1-м действии), «Честь» (пьеса в 1-м действии), «Штормовые дни» (пьеса в 3-х действиях), «Эти дни» (одноактная пьеса).
Автор либретто опер и оперетт «Полярные страсти» (с А. М. Арго , на музыку Исаака Дунаевского ), «Биби и Бобо, или Знатный жених» (музыка С. Ю. Урбаха , 1959), «Девушка запада», «Марица» (музыкальная комедия), «Пан — забияка» (буффонада), «Пограничники», «Тарасова ночь», «Черноедомино» (в 3 действиях по Скрибу ), «О рождении 1-ой Конной Армии», «Секрет счастья» (в 3-х актах, музыка Э. Одрана ), «Солнце над степью» (музыка В. Я. Шебалина ), «Рука и сердце», «Карьера министра» (комедия-памфлет в 4-х действиях, с Э. И. Каминкой), «Кустарь — в артель жарь» (обозрение в 3 действиях, с А. М. Арго). Написал слова песен «Первомайский пионерский марш» и «Песня женщин» (обе на музыку М. И. Красева ).