Роды интервальных систем
- 1 year ago
- 0
- 0
Интервальные роды , или роды интервальных систем , в теории музыки — понятие, обобщающее различные типовые интервальные структуры, обычно представляемые в виде звукорядов . Понятие интервального рода введено Ю. Н. Холоповым в его учении о гармонии , по образцу античного учения о родах мелоса (см. « Гармоника »).
Подобно понятию лада , род связан со звукорядом , но в отличие от лада, род определяет не динамические функции тонов и созвучий , а только (статические, константные) интервальные отношения членов звукового ряда. В отличие от строя , род — понятие не математического, а музыкально-логического порядка. В музыкальной акустике интервал как физическая сущность описывается в виде определённого числового отношения частот (например, лимма = 256/243), а в учении о родах интервалов рассматривается как «метафизическая» категория, объект специфически музыкальной логики. Например, музыковеды XIX – XXI вв. говорят о «тоне» и «полутоне» независимо от того, какими числовыми отношениями эти интервалы выражены в конкретном строе .
Род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, занимает как бы промежуточное положение между тем и другим. Интервальный род представляет собой одновременно материал для лада(-ов) и конкретную звуковысотную форму (обычно представляемую в виде звукоряда) музыкального строя. Например, диатоника составляла материальную основу григорианских распевов в церковных ладах , сама при этом будучи формой, организованной на основе пифагорова строя .
Понятие рода впервые было разработано древнегреческими учёными музыкантами и философами, но в ходе многовековой истории музыки значения терминов, введённых греками, изменились (в некоторых случаях необратимо). Сообразуясь с требованиями исторической практики (древней и современной, западной и восточной), Холопов установил 6 наиболее важных родов интервальных систем:
В число интервальных родов Холопов условно включил седьмой род — экмелику , интервалы которой неопределённы ввиду того, что в самих экмелических звуках отсутствует высотная определённость. Внутри каждого рода принято выделять виды интервальных систем (например, модуляционная, альтерационная, автономная хроматика).
По мере расширения хронологических и географических рамок изучения музыки возникает необходимость выделять и другие интервальные системы (например, в традиционной профессиональной музыке Востока, в экспериментальных сочинениях современных композиторов).