Interested Article - Ортодоксальный модернизм в иудаизме

Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия ) — направление ортодоксального иудаизма , интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» ( Тора у-мада ). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом , а его последователи составляют более половины ортодоксально-религиозного населения Израиля.

Философия

В самом общем плане ортодоксальный модернизм говорит о необходимости уважения и соблюдения еврейского закона и положительном значении взаимодействия с современным миром и культурой. С этой точки зрения подобное взаимодействие обогащает иудаизм .

Ортодоксальный модернизм также придает высокое национальное и религиозное значение государству Израиль , поэтому данное религиозное направление зачастую имеет сионистскую ориентацию.

Основные направления

Ортодоксальный модернизм включает в себя широкий круг различных направлений, связанных между собой единой базовой философией.

Тора вэ'дэ́рэх эрец

Впервые такое сочетания слов встречается в Мишне Авот 2:2, в качестве призыва совместить еврейское образование со светскими предметами впервые употребил Шмуэль Ландау, сын раввина Йехезкеля Ландау в XIX веке . Начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Гильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Тора у-мада

«Тора у-мада» ( ивр. תורה ומדע ‎, «Тора и наука») — это философия, рассматривающая отношения светского мира и иудаизма , или, точнее, светского и еврейского знания. Она предлагает совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний, что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества. Этот подход является развитием направления Тора им дэрех эрец р. Гирша .

Данная философия, в том виде, в котором она существует сегодня, во многом результат учения р. Йосефа-Дова Соловейчика (1903—1993), главы Иешивы-университета в Нью-Йорке . По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира ( тикун олам ). По его определению, «человек Галахи » должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Божественного присутствия.

Неоортодоксия

После р. Гирша раввином Франкфурта-на-Майне стал его зять (англ.) (1850—1926). Сын Соломона Бройера — р. (англ.) (1882—1980; не путать с основателем психоанализа Бройером ) — не стал раввином города, но унаследовал должность главы иешивы . По приходе к власти нацистов р. Йозеф Бройер эмигрировал в Америку и перенёс туда многие обычаи франкфуртской общины. Во Франкфурте после Первой мировой войны стали говорить об отдельном течении « неоортодоксия », отличающемся от других видов и вообще ортодоксального модернизма. Отличия заключаются в более осторожном подходе к науке — не синтез, а подчинение науки галахе . Другое отличие — меньшее желание сотрудничать с евреями, не соблюдающими заповеди. Само слово «неоортодоксия» создано по образцу немецкого течения в протестантизме англ. . Неоортодоксия как отдельное течение прослеживается и в США .

Религиозный сионизм

Другим направлением «Современной ортодоксии» является религиозный сионизм . Данное направление было создано в 1850 году р. Цви Калишером , а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком . Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук ( Израиль ) и р. Йосеф-Дов Соловейчик ( США ).

Основным отличием данного направления является то, что принципы ортодоксального иудаизма интегрируются не только с современной культурой, но и также с религиозным пониманием сионизма .

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 году ), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году ), р. , р. , р. , р. ( Израиль ).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма и ортодоксального модернизма следует организация Маханаим во главе с и Пинхасом Полонским .

Движение ХАРДАЛ

Внутри религиозного сионизма в Израиле выделилась отдельная группа последователей р. Авраама-Ицхака Кука и его сына р. Цви-Иехуда Кука , которая откололась от иешивы Мерказ ха-Рав и сконцентрировалась в под руководством р. Цви Исраэля Тау. Представители течения, как правило, не приветствуют синтез с наукой, менее лояльно относятся к израильской армии, подчеркивают самоценность изучения Торы, устрожения в вопросах кашрута и т. д. Тем самым они в некоторых деталях более напоминают харедим , чем прочие израильские религиозные сионисты. Аббревиатура «ХАРДАЛ» означает хареди-леуми , то есть национально- харедимные , само слово звучит как ивритский эквивалент слова « горчица ».

Примечания

  1. David Ellenson. Rabbi Esriel Hildesheimer and the Creation of a Modern Jewish Orthodoxy. 1990. P.11.
  2. «The Rav. The world of Rabbi Joseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.: «Начиная с 1946 года Рав был почётным президентом организации (бывшее Мизрахи). На День независимости Израиля в 1956 году Рав произнёс главную речь на митинге в Иешиве-университете . Позднее она была опубликована под названием „Голос друга моего зовет“. Книга приобрела известность как важнейший сионистский документ после катастрофы европейского еврейства
  3. Там же, p. 54.: «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с Иосифом , а Агуду — с его братьями…»
  4. . Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано из 2 мая 2009 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Ортодоксальный модернизм в иудаизме