Interested Article - Эн-Наджаф

Эн-На́джаф ( ан-Неджеф, Эн-Не́джеф ; араб. النجف ‎) — город на юге Ирака , в 160 км к югу от Багдада . Административный центр провинции Наджаф . Население по оценочным данным на 2003 год составляет около 820 000 человек.

По преданиям, основан в 791 году халифом Харуном ар-Рашидом .

Крупнейший на юге Ирака священный город мусульман- шиитов , место их паломничества к гробнице халифа и первого имама шиитов Али , двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада . Центр шиитской политической жизни в Ираке. По количеству мусульманских паломников , посещающих этот город ежегодно, уступает лишь Мекке и Медине .

География

Расположен примерно в 160 км к югу от Багдада и в 60 км к югу от города Хилла , на правом берегу реки Евфрат , на высоте 17 м над уровнем моря . Торгово-транспортный центр на пути в Саудовскую Аравию .

Климат

Город имеет очень засушливый, жаркий климат.

Климат Эн-Наджафа
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 14 18 23 30 36 41 42 42 39 33 23 17 29,8
Средний минимум, °C 7 9 13 19 23 28 29 29 27 21 13 8 18,8
Норма осадков, мм 3 1,3 1,3 1,3 0,5 0 0 0 0 0,5 1 1 9,9

История

Мечеть Имама Али , 1932.

Наджаф расположен в 30 км к югу от древнего города Вавилона и в 400 км к северу от древнего библейского города Ура . Сам город был, по общему мнению, основан в 791 году халифом Аббасидов Харуном ар-Рашидом .

Доисламский период

Наджаф возник задолго до появления ислама. Археологические находки доказывают существование населения в регионе начиная с времён Иисуса . Наджаф обладает одним из крупнейших захоронений христиан.

Исламский период

Согласно исламской традиции, праведный халиф Али ибн Абу Талиб учил, что место его захоронения должно остаться тайной, так как у него было много врагов, и он боялся, что его тело может быть подвергнуто унижению после смерти. Тело мёртвого Али было перекинуто через круп верблюда, который был отправлен прочь из Куфы . Верблюд остановился в нескольких милях к западу от нынешнего Наджафа, где тело имама было тайно похоронено . Место захоронения оставалось неизвестным в течение десятилетий. Более чем через сто лет халиф Аббасидов Харун ар-Рашид отправился на охоту на оленя из Куфы, и олень спрятался в убежище, где псы не могли преследовать его. Халиф обнаружил могилу и, расспросив местных жителей, понял, что это было место захоронения Али. Харун ар-Рашид приказал возвести мавзолей, вокруг которого в своё время вырос город Наджаф.

Во времена Османской империи город подвергался постоянным набегам арабских кочевых племён и испытывал трудности с водоснабжением, в связи с чем резко упала численность постоянных жителей. Проблемы с водой были решены к началу XIX века, но к этому времени город уже утратил своё значение как центр паломничества и восстановил его лишь во второй половине XX века.

В начале XVI века число заселённых домов в городе упало с 3000 до 30. Когда португальский путешественник Педро Тейшейра проходил Наджаф в 1604 году, он обнаружил город в руинах, населённый немногим больше, чем 500 жителями . Это было в значительной степени результатом изменения русла Евфрата к востоку в направлении Хиллы , что оставило Наджаф и Куфу без воды и привело к упадку богатых прежде пальмовых рощ и садов, засолению подземных вод.

В XVIII веке в научной жизни Наджаф начали доминировать персоязычное улемы из Ирана .

Город был осаждён ваххабитами в конце XVIII века, что побудило духовенство города организовать строительство стены вокруг города и подземных убежищ для женщин и детей. Эти укрепления успешно выдержали последующую осаду ваххабитов.

Османы были изгнаны из города восстанием 1915 года, после чего город перешёл в руки Британской империи. Шейхи Наджафа восстали в 1918 году, убив британского губернатора города и перекрыв поставки зерна племени Аназа, союзникам британцев. В отместку англичане осадили город и отрезали его от водоснабжения. Восстание было подавлено, и господство шейхов было свергнуто. Большое количество шиитских улемов были изгнаны в Персию, где они поселились в городе Кум , сделав его новым центром обучения шиитов.

Современность

В 1965 году в Неджафе поселился аятолла Хомейни , лидер и руководитель иранской антишахской оппозиции. В конце 1978 года под давлением иракских властей он был вынужден уехать во Францию, а в 1979 году триумфально вернулся в Иран и возглавил новое исламское государство .

При Саддаме Хусейне религиозная деятельность иракских шиитов подвергалась ограничениям, учитывая доминирующее положение представителей суннитского направления ислама и близость шиитов по своим религиозным верованиям к соседнему Ирану .

Американский танк М1 Абрамс на улицах Наджафа, 2004

В 1991 году, во время Войны в Заливе , в Наджафе вспыхнуло массовое восстание, жестоко подавленное иракской армией. Городу были причинены значительные разрушения, но он был восстановлен.

В феврале 1999 года был убит духовный лидер Наджафа Мохаммед Садек ас-Садр и двое его сыновей. В убийствах обвинили режим Саддама Хусейна. Дело отца продолжил его сын, молодой радикальный лидер Муктада ас-Садр .

Во время американского вторжения в 2003 году город был окружён наступающими войсками, 26-27 марта под городом произошёл самый ожесточённый бой с начала вторжения, но не подвергался штурму из опасения политических последствий и сдался без боя дней через десять, почти одновременно с падением Багдада .

В Багдаде существует район (так называемый «Садр-сити», именуемый так в честь Садека ас-Садра), населённый примерно 2 миллионами шиитов, которые считают себя автономными от центральных властей и выполняют распоряжения Муктады ас-Садра, поступающие из Наджафа.

Наджаф стал оплотом шиитских повстанцев, возглавляемых ас-Садром . Вооружённые отряды, которыми он руководит, именуют себя « Армией Махди » (у шиитов Махди — это мессия, спаситель, так называемый «скрытый» имам , который, по преданию, бесследно исчез в детском возрасте, но появится перед «концом света» и восстановит на земле справедливость).

В апреле-мае 2004 года «Армия Махди» развернула хорошо скоординированное восстание по всему центральному и южному Ираку в попытке установить контроль над страной до планировавшейся на 30 июня передачи власти новому иракскому правительству. Восстание завершилось перемирием с американскими оккупационными властями. Муктада ас-Садр повысил свой авторитет и закрепился в Наджафе, который вошёл в зону ответственности польского контингента оккупационных сил.

В августе 2004 года город вновь стал ареной боёв (см. ). 5 августа Армия Махди напала на иракский полицейский участок в 1 час ночи. Губернатор призвал на помощь коалиционные войска, и около 11 часов разгорелся бой в черте Вади ас-Салам , крупнейшего кладбища в мусульманском мире. В город были введены танки и 3 батальона американских морских пехотинцев. После нескольких дней боёв очаги конфликта были перенесены в окрестности мечети имама Али, когда Армия Махди укрылась там. Американские морские пехотинцы окружили местность и начали осаду. Армия Махди использовала гостиницы, выходившие на кладбище, как пулемётные позиции. Два минарета мечети были повреждены огнём артиллерии. 26 августа два американских F-16 нанесли авиаудар по позициям повстанцев, что заставило их оставить Наджаф. Наутро было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Достопримечательности

Мавзолей-мечеть Али в Эн-Наджафе

Наджаф считается священным городом как для шиитов, так и для суннитов. Главный архитектурный памятник города — мавзолей-мечеть имама Али .

Среди хранящихся в мавзолее имама Али предметов — 550 манускриптов Корана , в том числе экземпляр, написанный, рукой самого имама. Кроме того, там хранятся 420 ювелирных украшений — короны, ожерелья и другие изделия из золота, инкрустированные драгоценными камнями, 214 золотых подсвечников и кадильниц, редкая коллекция из 325 ковров.

Недалеко от мавзолея имама Али расположена так называемая Долина мира ( Вади ас-Салам ) — гигантское шиитское кладбище, куда свозят для захоронения покойных не только со всего Ирака, но и из других стран, где распространён шиизм . Для шиитов считается почётным быть похороненным рядом с имамом Али в ожидании Судного дня . Здесь же находятся могилы нескольких других исламских выдающихся личностей .

В течение многих веков вокруг святыни было возведено множество больниц, школ, библиотек, суфийских монастырей, что превратило город в центр шиитской теологии. В годы правления Саддама Хусейна многие из них были сильно повреждены, когда прямо через Долину мира было проложено шоссе.

Наджафская семинария считается одним из важнейших центров обучения в исламском мире. Аятолла Хомейни преподавал там с 1964 по 1978 год. Многие из ведущих деятелей нового исламского движения, возникшего в Ираке, Иране и Ливане в 1970-х годах, учились в Наджафе .

Литература

Примечания

  1. // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра , 1986. — С. 448.
  2. // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра , 1986. — С. 448.
  3. Anthony H. Cordesman; Sam Khazai. Iraq in Crisis (неопр.) . — Rowman & Littlefield , 2014. — С. 319. — ISBN 9781442228566 .
  4. Patrick Cockburn. Muqtada: Muqtada al-Sadr, the Shia Revival, and the Struggle for Iraq (англ.) . — illustrated. — Simon and Schuster , 2008. — P. 146. — ISBN 9781416593744 .
  5. Kenneth M. Pollack; Raad Alkadiri; J. Scott Carpenter; Frederick W. Kagan; Sean Kane. Unfinished Business: An American Strategy for Iraq Moving Forward (англ.) . — Brookings Institution Press, 2011. — P. 103. — ISBN 9780815721666 .
  6. Linda Robinson. Masters of Chaos: The Secret History of the Special Forces (англ.) . — illustrated, reprint. — (англ.) , 2005. — P. 260. — ISBN 9781586483524 .
  7. . The Economist . 2015-12-05. из оригинала 6 декабря 2015 . Дата обращения: 6 декабря 2015 .
  8. Ring, Trudy . Global Security (1996). Дата обращения: 13 сентября 2009. 14 мая 2012 года.
  9. (англ.) . Fallingrain Global Gazetteer. Дата обращения: 29 декабря 2013. 30 декабря 2013 года.
  10. . Weatherbase (2011). Дата обращения: 28 декабря 2015. 26 декабря 2018 года. Retrieved on November 24, 2011.
  11. Ring, Trudy. (англ.) . — Taylor & Francis , 1996.
  12. George Farag. Diaspora and Transitional Administration: Shiite Iraqi Diaspora and the Administration of Post-Saddam Hussein Iraq (англ.) . — ProQuest, 2007. — P. 133—134. — ISBN 9780549410034 .
  13. Nakash, Yitzhak. (англ.) . — Princeton University Press , 2003.
  14. Yitzhak Nakash, The Shi’as of Iraq (Princeton: Princeton University Press, 1994) p. 16
  15. Иван Лукашев. . Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано из 16 апреля 2012 года.
  16. от 5 августа 2007 на Wayback Machine ShiaNews.com
  17. Hala Mundhir Fattah; Frank Caso. (англ.) . — (англ.) , 2009. — P. 140. — ISBN 978-0-8160-5767-2 .
  18. Mallat, Chibli. (англ.) . — Cambridge University Press , 2004.

Ссылки

Источник —

Same as Эн-Наджаф