Шерифа Фатима
(
араб.
الشَّرِيفة فاطِمَة
; ум. после 1461
;
шерифа
в данном случае титул, собственное имя
Фатима бинт аль-Хасан
) — женщина, являвшаяся политическим и религиозным лидером части
мусульман-зейдитов
Йемена
в
XV веке
.
Содержание
Биография
Фатима была внучкой
зейдитского
имама
Ан-Насира Мухаммада Салахуддина
от его младшего сына Хасана. В то время, когда имамом был её дядя, старший сын Ан-Насира Салахуддина
, вышла замуж за его сына и своего двоюродного брата, Мухаммада, и родила ему дочь
. В это время она и её семья жили вместе с имамом в
Сане
. В
1436
году в Йемен пришла чума, от которой умер имам Аль-Мансур Али, а затем, в течение месяца, и её муж, провозглашенный после смерти отца имамом под именем Ан-Насир Мухаммад. Их дочь еще была малолетней, других наследников у имама не было, и власть перешла к Фатиме
. Провозглашение женщины имамом было против зейдитских традиций
, и собравшиеся зейдитские
улемы
провозгласили имамом Салаха ибн Али, сына известного зейдитского богослова Али ибн Мухаммада ибн Абулькасима, приходившегося лишь дальним родственником правящему роду. Он стал имамом под именем
и женился на Фатиме. У них родился сын Али. Однако Аль-Махди Салахуддина не все зейдиты признали своим имамом. Еще двое заявили свои права на имамат —
и
. Они оба также находились в весьма дальнем родстве с предыдущими имамами. В результате предательства, Аль-Мансуру ан-Насиру удалось овладеть Саной и заточить Аль-Махди Салахуддина в темницу. В плен к нему попал и другой претендент — Аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар, но смог впоследствии выбраться на свободу. Фатиме удалось бежать. Она перебралась в
Дофар
и стала править оттуда. Впоследствии, она захватила
Наджран
и
Сааду
и сделала последнюю своей резиденцией
.
Попытка аль-Мансура ан-Насира захватить Сааду, где правила Фатима, не принесла ему успеха. Её муж, имам Аль-Махди Салахуддин, умер в неволе в
1445
году. По всей видимости, после этого Фатима объявила себя имамом, что, вообще говоря, не было принято у зейдитов
. В том же году аль-Мансур ан-Насир пришел в Сааду, заключил с Фатимой мир и женился на её дочери Бадре бинт Мухаммад ибн Али. Бадра была последним прямым потомком предыдущих имамов из рода
рассидов
(сын Фатимы и имама Салаха к тому времени умер), и этот брак подкреплял претензии аль-Мансура ан-Насира на имамат
. Впрочем, как брак ан-Насира и Бадры, так и его мир с Фатимой оказались недолговечными.
В
1453
году один из шейхов Саады, Хасан бин Мухаммад из рода Мудаис
, решил уйти от шерифы в Сану к имаму аль-Мансуру ан-Насиру. Узнав об этом, Фатима приказала своим слугам убить его за воротами города. Брат убитого шейха Абдулла, мстя за кровь, обратился к ан-Насиру. Тот, используя жалобу Абдуллы как предлог, пришел с войском, после долгой осады в 1456 году захватил Сааду и отвел плененную Фатиму в Сану. Бадре удалось бежать
.
В 1461 году аль-Мансур ан-Насир, в свою очередь, оказался пленником аль-Мутаххара и был заключен в Сане. Однако в городе у него оставалось немало сторонников, которые решили попытаться освободить ан-Насира силой. Среди противников ан-Насира была шерифа Фатима, которая жила в Сане во дворце Дар аль-Кихья, когда-то принадлежавшем её деду, имаму Салахуддину. В ходе беспорядков сторонники ан-Насира ворвались во дворец шерифы и разграбили его. Но аль-Мансура ан-Насира к тому времени в городе уже не было — аль-Мутаххар предусмотрительно вывез своего пленника в
Каукабан
. Что стало в результате с шерифой, источники умалчивают
. Ибн Фанд и ад-Дамади сообщают лишь, что она умерла и похоронена в Сане
.
Вскоре после матери умерла и Бадра. Со смертью Фатимы и её дочери основная ветвь рода рассидов, дававшая зейдитам имамов на протяжении предшествующих трех столетий, иссякла
.
Примечания
Источники
↑
, p. 56.
↑
.
, S. 100.
↑
, p. 1129.
↑
.
.
, S. 102.
↑
.
.
, pp. 50—51.
Комментарии
Согласно [
] и ссылающимся на него авторам — после 1456 года. Данные Зирикли восходят к хронике ад-Дамади, составленной в
XVII веке
. Сообщение о Фатиме в ней датировано 860
г. х.
(1455—1456) и содержит утверждение, что какие-либо сведения о шерифе после этого отсутствуют. Однако [
, p. 56] приводит свидетельство того, что Фатима была еще жива в 1461 году.
[
] и ссылающиеся на неё [
], [
] и др. ошибочно называют её
дочерью
имама Ан-Насира Мухаммада Салахуддина.
[
] ошибочно называет Фатиму дочерью имама Аль-Мансура Али. В действительности, она приходилась ему племянницей и невесткой.
[
] со ссылкой на [
] пишет о завоевании
Саны
, однако у Зирикли сказано лишь следующее: «Правила Саной и её окрестностями, затем перебралась в
Дофар
и правила там, захватила
Сааду
и
Наджран
». Ошибку Мерниси повторяют все ссылающиеся на неё авторы: [
], [
] и др.
В списке хроники ад-Дамади из собрания Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Исмаила аль-Кирбси имя убитого шейха указано как
Мухаммад бин Хасан бин Мудаис ас-Саади
. См.
от 3 сентября 2014 на
Wayback Machine
списка в онлайн-коллекции йеменских рукописей на сайте
Принстонского университета
.
Литература
Mernissi, Fatima.
:
[
англ.
]
=
: Femmes chefs d’État en Islam : [пер. с
фр.
] / Translated by Mary Jo Lakeland. — Fourth paperback printing. — Minneapolis : University of Minnesota Press, 2006. — P. 20. —
ISBN 0-8166-2439-9
.
Porter, Venetia Ann.
:
[
англ.
]
: Doctoral thesis / Durham University. — 1992. — P. 50—51, 56.
Nützel, Heinrich.
:
[
нем.
]
// Zeitschrift für Numismatik / Redigirt von Alfred von Sallet. —
B.
: Weidmann, 1892. — Bd. XVIII. — S. 81—156.
Miles, Rosalind.
: True Stories of Women at War from Antiquity to Iraq :
[
англ.
]
/ Rosalind Miles, Robin Cross. —
N. Y.
: Three Rivers Press, 2008. — P. 11. —
ISBN 978-0-307-34637-7
.
al-Gumaee, Shafika.
:
[
англ.
]
: Master thesis / San Diego State University. — 2012. — P. 16.
Ссылки
(неопр.)
. ColorQ World. Дата обращения: 13 мая 2014.
24 февраля 2021 года.
(неопр.)
.
Worldwide Guide to Women in Leadership
. — Иллюстрация к тексту о Фатиме не имеет к ней никакого отношения и
взята из альбома иллюстраций
Zur Geschichte der Kostüme
. Дата обращения: 3 июня 2014. Архивировано из
7 мая 2013 года.
(араб.)
.
Al-Aalam
. Абдулвали Шамири. Дата обращения: 1 сентября 2014. Архивировано из
4 марта 2016 года.
.
Al Gumhuryah (Yemen)
(ар.)
. 2008-12-05.
из оригинала
23 июня 2012
. Дата обращения:
2 сентября 2014
.
(араб.)
.
Tortheyat al-Aalam
. Toratheyat ath-Thaqafiya. — Копия статьи из словаря [
] на сайте «Культурные артефакты»
(
араб.
تراثيات الثقافية
)
. Дата обращения: 1 сентября 2014. Архивировано из
4 марта 2016 года.