Валиди, Ахмет-Заки
- 1 year ago
- 0
- 0
Шамсетди́н Ярмухаме́тович Заки́ ( тат. Шәмсетдин Ярәхмәт улы Зәки , башк. Шәмсетдин Йәрмөхәмәт улы Зәки , наст. фам. — Губайдуллин ( тат. Гобәйдуллин , башк. Ғөбәйҙуллин ); 1822 , по другим сведениям 1821 или 1825 год , д. Изяково , 10-й Башкирский кантон , Оренбургская губерния — сентябрь 1865 года , Таганрог ) — татарский и башкирский поэт, последователь суфизма . Вошел в историю татарской литературы как крупный поэт-лирик.
Шамсетдин Ярмухаметович Губайдуллин родился в 1822 году (по другим сведениям, в 1821 или 1825 годах) в деревне Изяково Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне село Зяк-Ишметово Куюргазинского района Республики Башкортостан) в семье муллы . По утверждению потомков, их род происходил от татар, переехавших из села Каюки в Зяк-Ишметово в поисках спасения от насильственного крещения. По одним сведениям, родился слепым, по другим, ослеп в раннем возрасте , или точнее в 4 года. Его псевдоним «Заки» взят от названия реки Зак, протекающей возле родного села.
Учился в медресе в деревне Ашкадар-Балыклы, в 23 года приезжает в Казань и 7 лет обучается и также преподает в медресе Мухаметкарима, после открытия медресе в деревне Зяк-Ишметово возвращается обратно и обучает шакирдов , учительствовал в Стерлибашевском медресе . Среди его шакирдов были поэты Акмулла , Гали Чокрый и др.
Был знатоком восточной поэзии и арабской классической литературы. Шамсетдин Заки вошел в историю тюркской литературы как поэт философ суфийского толка, оказавший определённое влияние на развитие философской и эстетической мысли среди татар и башкир в XIX в.
Умер осенью 1865 года в пути, совершая хадж . О смерти поэта в Таганроге семье сообщили его спутники, возвратившиеся домой после хаджа.
Заки Шамсетдин вступил на поэтическую арену в первой половине XIX века, писал на татарском , тюрки (или старотатарском ) , арабском и персидском языках .
В творчестве Шамсетдина Заки, характерным является употребление в литературном языке форм бытовой речи и наряду с традиционными средствами использованы разговорные и фольклорные элементы, также поэт широко использует морфологические особенности арабского и персидского языков. Как показывает языковед башкирского языка, противоречие между традиционностью и новаторством начинает ярко прослеживаться именно в языке произведений Заки.
Сохранились сочинения Заки Шамсетдина в рукописной форме, написанные главным образом на татарском , а также на фарси , арабском , тюрки , (46 на татарском, 6 — на арабском и 1 — на фарси). Среди наиболее известных — «Будет — не будет» («Булгай, булмагай»), «Смерть не враг мне» («Бу үлем бəңа дошман дүгел»). Неприятие реальной жизни, несправедливость общественных порядков вызывают мистическое стремление героя замкнуться в своём внутреннем мире. Философскую глубину размышлений о жизни, афористичность и меткость слова обнаруживают стихотворения «Будет — не будет», «Надобно учиться» («Укымак кирәк»).
В истории татарской литературы изучение творчества поэта началось ещё в XIX веке. Первые сведения о Шамсетдине Заки оставил Шигабутдин Марджани, который указывал на его религиозность, ум, а также знание Корана наизусть .
В начале XX века творчество Шамсетдина Заки изучали Риза Фахрутдинов, который сравнивал его с арабским поэтом аль-Маари, литературоведы Морад Рамзи, Джамал Валиди, Гаяз Исхаки и другие.
В 1960-х годах, творчество поэта исследовал М. Усманов, а в 1980-х Х. Ю. Миннегулов и Ш. А. Садретдинов. Первый из которых находит рукопись Шамсетдина Заки, составленную Зиннатуллой Мухамметрахими , которую позже исследовали и опубликовали в виде отдельной книги Х. Ю. Миннегулов и Ш. А. Садретдинов .