Гинзбург, Лидия Яковлевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли́дия Яковлевна Липко́вская ( рум. Lidia Lipkovski , укр. Лідія Липковська , в замужестве Маршнер ; 10 мая 1884 , Бабин , Бессарабская губерния , Российская империя — 22 марта 1958 , Бейрут ) — артистка оперы и оперетты, камерная певица ( лирико-колоратурное сопрано ), вокальный педагог, поэтесса . Солистка Мариинского театра (1906—1908, 1911—1913) и Театра музыкальной драмы (1914—1915), участница Русских сезонов Дягилева в Париже (1909, 1920—1930).
Родилась в 1884 году в селе Бабин Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне Кельменецкий район Черновицкой области Украины) в семье Липковских Якова Ивановича и Доминики Валерьяновны. У Липковской было три сестры и четыре брата. Отец, очень любил музыку, сам играл на скрипке и организовал детский хор, в котором пел дети.
Петь начала с пяти лет. Начальное образование получила в двухклассной сельской школе. Затем поступила в Мариинскую женскую гимназию в Каменец-Подольске . С 12 лет пела в церковном хоре, с 14 принимала участие в благотворительных концертах.
В 17 лет, обучаясь на последнем курсе гимназии, вышла замуж за студента факультета восточных языков Петербургского университета Христофора Маршнера, который был старше на шесть лет. Супруги уехали в Петербург, родилась дочь Ариадна. Через два года Липковская оставила мужа, который противился её желанию учиться петь.
В Петербурге Липковская проживала в доме № 17 по ул. Миллионной .
В 1903 году Лидия Маршнер становится студенткой Петербургской консерватории по классу вокала Н. А. Ирецкой . В консерватории обучалась бесплатно. На втором курсе дебютировала под своей девичьей фамилией в русско-итальянской частной опере на бенефисе Н. Фигнера 4 января 1904 года. Двадцатилетняя Липковская заменила заболевшую певицу и без репетиций блестяще исполнила партию Джильды в опере « Риголетто ». Об успехе написали многие газеты — отмечали отличную колоратуру, выразительные голосовые средства, музыкальность и благородный вкус молодой певицы . Профессор Ирецкая отдала должное вокалу студентки, но за самовольный выход на сцену отстранила её от занятий. Через некоторое время Липковской разрешено было вернуться в консерваторию. Во второй раз студентка ослушалась педагога и по приглашению Римского-Корсакова спела на частной сцене Снегурочку в его одноимённой опере.
Профессиональный творческий путь певицы начался на сцене Мариинского театра , куда она была принята 1 мая 1906 года после окончания консерватории . Первой ролью в театре была Джильда («Риголетто»). Затем пела репертуар недавно покинувшей мариинскую сцену Мравиной — партии Олимпии («Сказки Гофмана»), Церлины («Дон Жуан»), Розины («Севильский цирюльник»). По рапорту директора императорских театров Теляковского была направлена брать уроки пения у своего бывшего педагога Н. Ирецкой, и сценического искусства у А. Петровского . Через год театр направил Липковскую к дирижёру миланской оперы Ванзо в « Ла Скала » для изучения итальянской техники пения.
Своим голосом Липковская овладела в совершенстве, что позволяло ей блестяще исполнять труднейшие партии. Она легко состязалась со скрипкой и флейтой. Даже в самом высоком регистре (а она свободно брала три октавы) голос её не терял мягкости и певучести. Взыскательная публика императорского театра была покорена и Липковская вскоре стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано.
В сентябре 1907 года впервые выступила с Шаляпиным в опере « Лакме » Делиба . 17 ноября 1907 года партнером по сцене в этой же опере был Собинов . Николай Фигнер пригласил исполнить партию Джульетты («Ромео и Джульетта») на своем прощальном бенефисе 28 декабря 1907 года. Бурные овации и роскошные букеты сопровождали спектакль. Присутствовали вся знать Петербурга и артистическая богема, приглашены были родители певицы. Липковская вспоминала:
Зал был наэлектризован<…> Для меня все происходящее были театральными похоронами Фигнера. Мне было крайне грустно, что именно мне, его «крестнице» (ведь он был моим первым партнером в «незаконном дебюте», приходится закрыть за ним двери Мариинского театра…) «Вечерний Кишинёв»
В январе 1908 года впервые выступила на сцене Большого театра в операх «Риголетто» и «Лакме». Московская публика радушно встретила певицу, но критика отнеслась сдержанно. После возвращения в Петербург получила приглашение в Париж для участия в сезонах Русской оперы под предводительством Дягилева (1909, 1920—1930-е годы).
2 февраля 1908 года на сцене Мариинского театра выступала в роли Валентины в постановке оперетты Легара « Весёлая вдова ».
В Париже пела на сцене « Théâtre du Châtelet » (1909).
Гастролировала в Америке в 1909—1911 годы, пела в « Metropolitan Opera » в Нью-Йорке , а также в Бостоне (1909) и Чикаго (1910). В США произошла встреча Липковской с Карузо — он был партнером певицы в ноябре 1909 года в опере «Риголетто» и в феврале 1910 года в «Травиате». В этой же стране артистка познакомилась и совместно выступила с Пуччини и Руффо .
На сцене лондонского « Covent Garden » пела Сюзанну в премьерном спектакле Э. Вольфа-Феррари «Секрет Сюзанны» (1909) и Мими в опере «Богема» (1911).
В дальнейшем успешно гастролировала во многих городах: в Москве , Киеве , Одессе , Берлине , Вене , Будапеште .
В октябре 1913 года пела на сцене петербургского Народного дома . 12 ноября этого же года певица дала благотворительный концерт в Дворянском собрании в пользу детского дома.
В феврале 1914 года в Монте-Карло Липковская участвовала в опере Рамо «Праздники Гебы», поставленной Раулем Гинзбургом после двухсотлетнего перерыва.
20 сентября 1914 года Липковская, солистка петербургского Театра музыкальной драмы (1914—1915), с разрешения министерства двора организовала спектакль в пользу раненных воинов.
С 1919 года жила за границей, сначала во Франции, с 1920 года — в Кишинёве, где преподавала в частных консерваториях, в 1924—1927 годах — в Бухаресте. В 1920—1930-х годах выступала в странах Европы и Америки. Гастроли в Харбине в 1922 году прошли с триумфом. С ноября 1927 года по май 1929 года гастролировала в СССР с концертами и оперными спектаклями. За этот период спела в 160 концертах. В 1933—1936 годах выступала в Бухаресте, Берлине, Париже. 12 декабря 1936 года состоялся концерт Липковской в (в настоящее время Израиль ). После парижских гастролей провела лето в родных местах и приняла решение вернуться. В 1936 году в кишинёвском театре «Экспресс» состоялся прощальный концерт Липковской . Она перебралась в Бухарест . В 1937 году переехала в Кишинёв , в котором проживала по ул. А. Щусева, д. 111 до 1940 года. В этот период, с 1931 по 1940 годы, преподавала вокал в частных консерваториях «Униря» и «Муничипал», в 1940—1941 годах — в новообразованной Д. Г. Гершфельдом Кишинёвской государственной консерватории. Среди учеников Липковской — народная артистка Молдавской ССР Тамара Чебан , певец и композитор Алексей Стырча , солистка театра им. Пушкина Анна Даскал, примадонна Бухарестской оперы Лидия Бабич .
Сцену артистка оставила в 1941 году после выступлений в Одессе. Во время румынской оккупации в период Второй мировой войны перебралась в Бухарест (1943), с 1948 года преподавала в консерватории в Тимишоаре, в 1950 году переехала в Париж, чтобы быть ближе к дочери. 19 мая 1951 года во Франции состоялся концерт Липковской с участием первого тенора Жан-Поля Фильона (Jean-Paul Filion), пианиста Джона Пеннинка и певицы Ирины Ивченко. С 1952 года преподает в Париже, где на заседании художественно-педагогического совета русской консерватории «Русского музыкального общества за границей» была избрана профессором по классу пения .
В 1953 году Липковскую пригласили на должность директора Бейрутской консерватории Académie Beaux-Arts в Ливане , где в то время проживала её сестра. Вскоре Липковская по состоянию здоровья не смогла работать и последние годы жизни прожила в нужде и забвении.
Умерла 22 марта 1955 года (в некоторых источниках 1958). Похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa (Ливан) .
Оперные партии
Оперетта
Камерные произведения
1. Выдающиеся русские певцы прошлого [Звукозапись] : [арии и сцены из рус. и зарубеж. опер, романсы рус. композ., рус. нар. песни]. — Подписное издание. — Москва : Мелодия, 1965 (Апрелевка : Апрелев. з-д грп.). — 3 грп. [ГОСТ 5289-61]. — (Выдающиеся певцы прошлого; Серия 1). Архивные записи из фондов ВСГ и коллекции И. Ф. Боярского. Коммент. в прил. Хранение: Гр Б / 313;
2. Лидия Липковская, сопрано [Звукозапись] / [все произв.] исполн. Л. Липковская, сопрано; сопровожд.: М. Дулов, фортепиано ; Оркестр Gramophone Compane Ltd; [авт. коммент. на конв.] Ю. Перепелкин. — Москва : Мелодия, 1985 (Московский опытный з-д «Грамзапись»). — 1 грп. [ГОСТ 5289-80]. — (Исполнительское искусство). ВСГ. Архивные записи 1912—1914 гг. Хранение: Гр Б-1 / 728 (10);
3. Лидия Липковская, сопрано, Георгий Бакланов, баритон [Звукозапись] / [все произв.] исполн.: Л. Липковская, сопрано, Г. Бакланов, баритон; сопровожд.: М. Дулов, фортепиано ; Оркестр Gramophone Compane Ltd; [авт. коммент. на конв.] Ю. Перепелкин. — Москва : Мелодия, 1985 (Ленинград : Ленинградский з-д грп.). — 1 грп. [ГОСТ 5289-80]. — (Исполнительское искусство). ВСГ. Архивные записи 1912—1914 гг. Хранение: Гр Б-1 / 728 (11);
<…>Идем назад по Маршалковской, Что солнышком накалена, Заходим на часок к Липковской: Она два дня уже больна. Мы – в расфуфыренном отэле, Где в коридорах полумгла. Снегурочка лежит в постели И лишь полнеет от тепла… Лик героини Офенбаха Нам улыбается в мехах, И я на пуф сажусь с размаха, Стоящий у неё в ногах. И увлечен рассказом близким О пальмах, море и сельце, Любуюсь зноем австралийским В игрушечном её лице.
Северянин посвятил Липковской ряд своих : «Сонет» («Мы познакомились с ней в опере…») (1909), «Тебе, моя красавица!» (с посвящением: «Ариадниной мамочке») (1910), сонет «Лидии Липковской» (1924). Упоминается имя певицы и в «Поэме беспоэмия» (1915) — «И с ней снегурочность Липковской», и в романе «Падучая стремнина», строками из которого Северянин признавался в своей любви к оперному искусству:
<…>Я музыку боготворю не меньше
Поэзии, и удивляться надо ль, Что посещенье оперы являлось Потребностью моей необходимой<…> Да, имена там были звездоносны: Певала там и Лидия Берленди, И Баронат, и Гай с Пеллингиони, И Арнольдсон с Ансельми, Баттистини, И Собинов, и Фигнер, и Клементьев. Липковская там делала карьеру,
И Монска промелькнула метеором<…> Игорь Северянин , «Падучая стремнина» (1920—1921)
В романе в строфах «Рояль Леандра» (1925) Северянин сравнивал голос певицы с пением жаворонка «Когда, как жаворонок некий, моя Липковская поёт!» .
Степаненко Л . Памяти Л. Я. Липковской // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 2 марта (№ 15649).— С. 4 (Письмо в редакцию).