Interested Article - Хэн

Хэн ( англ. Hän, Han , хэн : Hwëch’in / Han Hwech’in, Tr’ondek Hwéch’in ) — коренной народ Аляски и Канады, индейцы атабаскской этнолингвистической группы , проживающий на реке Юкон ( Доусон , Игл ) . Исконная территория хэн протянулась от истока Стьюарт до истока реки Клондайк (ныне восточно-центральная Аляска и западно-центральная часть Юкона в Канаде) .

Общее число хэн составляет 50-60 человек, из которых, возможно, 12 владеют родным языком . Письменность создана в 1970-х годах .

Этноним

Народы Юкона к приходу европейцев.

Названия для своего этноса в языке хэн нет, — только отдельные наименования племенных групп . Слово Hän на родном языке народа значит «река», и все диалектальные варианты Hän Hwëch’in , Hän Huch’in или Hän Gwich’in переводятся как «Люди реки» . На реке Клондайк хэн называли себя Tro-chu-tin . Были известны также как Бешенные Люди .

Представители Гудзонской торговой компании использовали по отношению к хэнам французское название Gens de fou (Gens de Fou, Gens de Foux, Gens des Foux, Gens-de-fine), что значит « Сумасшедшие люди ». Роберт Кенникотт отмечал, что название появилось в связи с «примечательной энергичной манерой танцевать» .

История

Карта золотой лихорадки на реке Клондайк

Первые контакты с европейцами в лице русских пушных промысловиков у хэн произошли в начале XIX века . писал:

Хан разделены на четыре группы, самая верхняя из них — Прэуци- Кутчин (Prawtsee-Kootchin — народ Развилки). Они населяют большое пространство страны, от истоков Поркупайна и Пилс Ривер до истока Реки Горцев (River of the Mountain Men) ; они часто посещают русских на побережье, но также часто торгуют с индейцами — посредниками .

Затем к 1847 году своё влияние на север распространяла Гудзонская торговая компания, с которой хэн вступали также в торговые отношения . После продажи Аляски произошёл в 1882 году несчастный случай, осложнивший отношения местных индейцев и административным управлением в районе Клондайка. Возмущённые быстрым притоком торговцев и старателей в связи с открытием тлинкитами прохода через перевал Чилкут , индейцы Tro-chu-tin разграбили склады форта. Среди добычи оказался мышьяк, которым отравились две пожилые женщины племени, а одна девочка ослепла. Вернувшийся руководитель форта устроил пир, задобрил индейцев подарками, извинился и выставил туземцам счёт за украденное. Те заплатили, но потребовали компенсацию за причинение вреда здоровью ребёнка в размере 10 шкур (около 6 долларов) .

Во время золотой лихорадки на Клондайке хэн Канады оказались в эпицентре событий. Некоторые представители народа нанимались проводниками, охотниками прибывшим золотодобыдчикам, но в целом племена страдали от болезней, насилия и алкоголизма .

Вождь Исаак (ум. 1933) возле Доусона , ок. 1898 год

В 1902 году канадские власти устроили в трёх милях от Доусона резервацию Мусхайд. В 1950-х многие хэн переселились в город, поэтому резервация сегодня используется как место летнего отдыха и проведения церемониальных действий .

Описание

Численность представителей народа хэн в окрестностях форта Релайанс в 1887 году составляла 70 человек из 12 семейств .

Хэн, как и многие атабаски Скалистых Гор, имели двуклановую социальную структуру . Речные хэн селились в полуземлянках с покрытой мхом крышей, отдалённые от рек племена — в кожаных палатках. Удили рыбу (июнь-сентябрь) , охотились на оленя , из кожи которого шили одежду и мокасины . Передвигались на каноэ, зимой — на снегоступах и санках. Среди принятых табу существовал запрет на употребление мяса собак, волков, ворона, а выдру, лису, рысь, росомаху ели при крайней необходимости .

Среди игр хэн распространены: борьба, перетягивание каната, бег на скорость, хоккей, обруч-на-шесте ( англ. hoop-and-pole ), кидание палки, подобие волейбола .

Брак детей устраивали родители задолго до их совершеннолетия. Возраст брачующихся варьировался от 16 до 20 лет, иногда достигал 25. Среди богатых индейцев практиковалось многожёнство и многомужество .

Похоронный ритуал сопровождался плачем и ритуальными танцами. Покойного кремировали и складывали прах в деревянную коробку. Прах вождя порой оставляли в полом бревне, устанавливавшемся на возвышенности. Глава семьи после похорон не употреблял в пищу свежего мяса. Вдовым супругам запрещалось несколько лет вступать в повторный брак .

Верования

Наряду с другими атапасками верили в Накани — Плохого Индейца, Огненного человека . К шаману обращались с просьбой исцелить больного или предугадать исход предстоящей охоты. Функции шамана могли исполнять как женщина так и мужчина, быть злым или добрым колдунов в зависимости от применения своих способностей. Желающий стать шаманом должен был спать под одеялом действующего шамана, чьё место позже займёт, и увидеть во сне своё тотемное животное .

Англиканские миссионеры проповедовали христианство среди хэн в конце XIX века .

Примечания

  1. (англ.) . www.uaf.edu. Дата обращения: 6 сентября 2017. Архивировано из 30 августа 2017 года.
  2. Carl Waldman. . — Encyclopedia of Native American Tribes. — Infobase Publishing, 2014. — С. 101. — 385 с.
  3. (англ.) . www.uaf.edu. Дата обращения: 6 сентября 2017. Архивировано из 9 ноября 2012 года.
  4. Crow, John R.; Obley, Philip R. / William C. Sturtevant. — Handbook of North American Indians. — Government Printing Office, 1978. — Т. 6, Subarctic. — 837 с.
  5. Craig Mishler, William E. Simeone. . — University of Alaska Press, 2004. — С. 20. — 297 с.
  6. Э.Т.Адни, Н.Шишелов. . Северные атапаски . beaverlodge.wmsite.ru. Дата обращения: 6 сентября 2017. Архивировано из 6 сентября 2017 года.
  7. Мюррей А.Х. / Перев.: Н.Шишелов. — Юконский дневник 1847-48. — Ottawa, 1910. 7 сентября 2017 года.
  8. . alaskamininghalloffame.org. Дата обращения: 6 сентября 2017. 3 января 2013 года.
  9. Wm.Ogilwie. (англ.) . — London, 1897. — С. 47 . 6 сентября 2017 года.

Литература

  • Craig Mishler, William E. Simeone. Han, people of the river: Hän hwëch’in : an ethnography and ethnohistory . — University of Alaska Press, 2004. — 297 с.
  • // СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ. Насельники Дикого Севера.
  • Симеон В., Вишлер К. // СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ. Насельники Дикого Севера.
  • Cornelius Osgood. The Han Indians: A Compilation of Ethnographic and Historical Data on the Alaska-Yukon Boundary Area . — Department of Anthropology, Yale University, 1971—173 с.

Ссылки

in Whitehorse

Источник —

Same as Хэн