Аршакиды (цари Парфии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Артабан I/II ( парф. 𐭍𐭐𐭕𐭓 — Ардаван ), правивший под тронным именем Аршак ( др.-греч. Ἀρσάκης , парф. 𐭀𐭓𐭔𐭊 ; ум. в 120-х годах до н. э.), — царь царей Парфии из династии Аршакидов . Вероятно, сын царя Фрияпатия . Недолго правил в 120-х годах до н. э. Заключил мирный договор с вторгнувшимися в годы правления Фраата II индоевропейскими племенами и восстановил власть парфян в Месопотамии .
В традиционной историографии Парфянского царства человек по имени Артабан, правивший в 120-х годах до н. э., обозначался порядковым номером II, поскольку Артабаном I считали третьего правителя Парфии и сына брата Аршака I Тиридата . Однако в дальнейшем данная теория была пересмотрена и отвергнута. К концу 1980-х годов бывшего Артабана II стали называть Артабаном I. В XXI же веке эта система подверглась очередному пересмотру, и ряд авторов стал вновь считать Артабана I Артабаном II, называя Артабаном I человека, правившего прямо перед ним.
Всё известное на сегодняшний день о первых четырёх правителях Парфии из-за наличия немногочисленных и противоречивых источников является неопределённым, в связи с чем авторы исследований первоначально разделились во мнениях, кого именно считать следующими друг за другом правителями , и на свет появился ряд противоречащих друг другу гипотез. Первая рассматривает Аршака I как фигуру легендарную , а его брата Тиридата — как основного правителя царства , наследником которого стал якобы его сын Артабан I. Она имеет статус традиционной истории династии Аршакидов . Этой версии придерживалось большинство ранних исследователей Парфии. В публикациях XX века и ранее тот человек, что в более современных публикациях обозначается как «Артабан I», носил имя «Артабан II», в то время как Артабаном I называли сына якобы ставшего наследником своего брата Аршака Тиридата . Согласно ранним исследователям парфянской истории, в 211 году до н. э. царь Парфии Тиридат I умер, и ему наследовал сын Артабан I . В 209 году до н. э. он якобы столкнулся с царём Селевкидов Антиохом III , который одержал над парфянами победу, нейтрализовав Парфию и оставив Аршакидам лишь небольшие владения на границе с Греко-Бактрийским царством . Антиох попытался вернуть государству Селевкидов и владения в Бактрии , но потерпел поражение, а его дальнейший разгром при Магнезии привёл к началу парфянской территориальной экспансии. Согласно данным авторам, Артабан I умер в 191 году до н. э., и его наследником стал якобы его сын Фрияпатий . Данное мнение основывается на предположении, которое на основании труда Юстина сделал в XVIII веке французский нумизмат Жан Фуа-Вайян . Однако ещё в конце XIX века немецкий историк Альфред фон Гутшмид отметил его некорректность .
Уже в 1911 году антиковед Э. Мейер в статье для « Британской энциклопедии » назвал Тиридата вымышленным правителем . В дальнейшем новые археологические находки привели к пересмотру традиционной истории династии и появлению другой гипотезы, которую в середине XX века предложил и в дальнейшем развил польский историк . Она отрицает историчность Артабана и Тиридата, рассказывая, что Аршак I правил более 30 лет и его наследником стал сын того же имени . Уже к концу XX века многие авторы на основании исследований Вольского считали, что Артабана, сына Тиридата, никогда не существовало, однако тогда данный правитель ещё относительно часто встречался в научных трудах, в частности, в «Кембриджской истории Ирана» , автор главы о Парфии, в которой назвал теорию Вольского неоднозначной, предпочёл в своих династических таблицах привести и первую, и вторую хронологию правителей . Однако в дальнейшем точку зрения польского историка приняли, и она стала господствующей среди исследователей парфянской истории. Подавляющее большинство современных антиковедов- иранистов называет Аршака I и Аршака II отцом и сыном и первыми правителями Парфии, а Тиридата и Артабана — наследника и сына Тиридата — вымышленными правителями. Предположительно, большинство парфянских царей были потомками Тиридата, а не Аршака, в связи с чем они сознательно возвеличивали своего прямого предка и умаляли роль Аршака в создании Парфянского царства .
По состоянию на XXI век предположение, что третьего правителя Парфии звали Артабан, периодически встречается в литературе, однако является давно устаревшим : большинство современных исследователей отрицают существование такого правителя, как сын Тиридата по имени «Артабан» , а также отрицают само правление Тиридата , называя Артабаном I сына Фрияпатия , бывшего Артабана II . События, которые ранее приписывались времени правления Артабана I, наследника Тиридата, ныне описываются как происходившие в годы правления Аршака II, сына долгоправившего и умершего в преклонном возрасте Аршака I . Впрочем, в современной литературе также встречается точка зрения, что Артабан, правивший со 127/126 года до н. э., действительно был Артабаном II, а Артабаном I звали его предшественника, «Аршака VII», которого из-за незначительной продолжительности правления Юстин объединил в одного человека с его наследником .
Период правления первых Аршакидов, равно как и их приход к власти, не описан подробно в античных источниках. Об этом периоде отсутствуют надёжные письменные свидетельства, из-за чего исследователи опираются на изначально небеспристрастные и откровенно враждебные к парфянам греческие и римские фрагментарные сочинения . Существует множество версий относительно происхождения родоначальника династии Аршака I. Различные античные источники называли его разбойником, то ли бактрийцем , то ли вождём кочевого племени парнов из конфедерации дахов , который захватил Парфиену и Гирканию , то ли потомком селевкидского сатрапа Андрагора , либо даже персидского царя Артаксеркса II . Последней версии придерживались в дальнейшем и сами Аршакиды, однако подтверждения она не находит . Современные историки считают, что Аршак I был вождём кочевого иранского племени парнов, который захватил Парфию и принял язык и культуру покорённых народов .
Ниже представлено генеалогическое древо первого века правления в Парфии династии Аршакидов согласно историку Н. Овертуму , не являющееся, однако, общепризнанным. Ряд авторов не признаёт существование Аршака IV или считает Фрияпатия и его сыновей прямыми потомками Аршака I и II, а не его брата Тиридата .
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрияпит | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Аршак I |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тиридат | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Аршак II |
|
|
|
|
|
|
|
|
имя неизвестно | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
имя неизвестно |
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрияпатий | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Фраат I |
|
Митридат I |
|
Багаз |
|
Артабан I | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Фраат II |
|
|
Санатрук | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Артабан I, согласно большинству исследователей, является сыном царя Парфии Фрияпатия
. Известно, что римский историк Юстин, наряду с указанием того, что Фраату II, сыну Митридата I, наследовал его дядя по отцу
, указывал, что у Фрияпатия были лишь два сына — Митридат I и Фраат I
. Обычно исследователи решают это противоречие, увеличив число детей Фрияпатия и называя Артабана его сыном
. В частности, Н. Овертум отметил, что Юстин в замечании о «двух сыновьях» мог иметь в виду только взрослых сыновей, а не детей, поскольку известно, что у него в любом случае было больше сыновей, в частности
Багаз
. Однако российский историк А. С. Балахванцев поставил под сомнение отнесение Артабана к сыновьям Фрияпатия. Он посчитал, что более вероятен вариант ошибки именно в первом заключении Юстина, о том, что Артабан был Фраату II «дядей по отцу», поскольку в его
эпитоме
Помпея Трога
есть и другие таковые необычные искажения, в связи с чем посчитал Артабана племянником Фрияпатия
.
Главным источником по ранней парфянской истории является составленная Юстином эпитома « Филипповой истории» Помпея Трога — « всеобщая история восточного мира от ранней древности до правления Августа » . В ней рассказывается, что на фоне «нападения скифов» вместо погибшего сына Митридата I Фраата II, который не оставил потомства, в 127/126 году до н. э. стал править его дядя Артабан . Однако имеющиеся нумизматические данные и остраконы из Нисы предоставляют свидетельства того, что между Фраатом II и Артабаном I в течение 8 месяцев правил некий Багаз . Затем, именно ему мог наследовать Артабан I . В историографии об этом нет консенсуса . Одни авторы называют Багаза царём Парфии , другие нет , порой считая, что он и вовсе умер при жизни Фраата II . Иранский историк Голям Реза Ассар и вовсе в 2005 году представил Багаза как правителя , однако затем, в 2009 году, отказался от подобного заключения . Также Ассар высказал гипотезу, согласно которой Фраату II действительно наследовал некий Артабан, однако его правление было столь незначительно, что Юстин предпочёл объединить его в одно лицо с его наследником, также Артабаном, в связи с чем и назвал его «Артабан II» .
Артабан принял власть от своего предшественника в 127/126 году до н. э. Ранее правивший Фраат II погиб в ходе сражения с племенами саков и юэчжей в 128/127 году до н. э. Первоначально Артабан вступил в конфликт со вторгшимися племенами и оборонял от них восточные провинции царства . И хотя в дальнейшем граница Парфянского царства на востоке всё ещё была под угрозой вторжения из Великой степи , большая часть противников отошла обратно, захватив с собой богатую добычу. Согласно Иоанну Антиохийскому , преемник Фраата II выплатил дань напавшим племенам для того, чтобы они покинули Иранское нагорье . Это позволило стабилизировать границы , однако, согласно антиковеду , было унизительным решением, поскольку Аршакиды сами были кочевниками и признание других кочевников равными себе угрожало легитимности династии .
Тем временем юго-западные сатрапии страны, Харакена и Элимаида , провозгласили независимость . Благодаря миру с кочевниками Артабану удалось сосредоточить свои значительно поредевшие силы в западных регионах для подавления восстаний. Когда до Месопотамии дошла весть о смерти Фраата II, правитель Харакены в 128/127 годах до н. э. вторгся в Вавилонию и принялся опустошать регион, из-за чего Артабану пришлось сосредоточиться на стабилизации обстановки . Царю удалось нанести поражение противнику, однако после этого он пропал из источников . Опираясь на Юстина, Лендеринг, Балахванцев и писали, что царь погиб в ходе сражения со вновь вторгнувшимися в Парфию кочевниками — тохарами , которые, согласно Юстину, смертельно ранили его в руку . Однако, по словам Н. Овертума, на момент пропадания из источников Артабан высоковероятно был уже стар, в связи с этим он мог просто умереть от естественных причин . В историографии нет консенсуса о точной дате окончания его правления. Так Линдеринг писал о 122 , — о 123 , Р. Шайеган — о 125 , а , М. Киа и К. Шиппманн — о 124/123 годах до н. э.
Успешная политика Артабана на западе, включая возвращение Вавилонии, стала важным шагом на пути к восстановлению власти парфян в регионе. Однако его скоропостижная кончина вновь поставила государство на путь возможной нестабильности, также как и продолжение активных конфликтов на плоскогорье. Его наследником стал один из его сыновей — , « » или Митридат II .
Как и его предшественник, Артабан использовал на монетах титулы «Филэллин» («друг греков») как напоминание о внедрённой Митридатом I политике установления взаимовыгодных контактов с последними и « шахиншах » («царь царей») . Также на монетах использовался традиционный иранский наряд, символизировавший «иранское возрождение» под властью кочевников-парфян , и эллинистическая диадема как греческий колорит и символ многонационального населения страны . По предположению Ассара, Артабан не контролировал большинство иранских монетных дворов во время своего короткого правления из-за вторжения саков, однако Овертум писал, что это вряд ли так, поскольку успешное снятие оккупации с Месопотамии говорит о том, что Артабану удалось заключить мир с кочевниками .