Interested Article - Ионизация (Варез)

«Ионизация» — произведение Эдгара Вареза , сочинённое им в период с 1929 по 1931 год. Считается первой музыкальной пьесой, написанной только для ударных инструментов ( Александр Черепнин в 1927 году также сочинил композицию для ударных, но она является частью его Симфонии № 1) .

Премьера «Ионизации» состоялась 6 марта 1933 года в Карнеги-холле под управлением Николая Слонимского , которому Варез позже посвятил эту работу . Музыкант Брайан Холдер отозвался о произведении в журнале Tempo : «Данная работа ― это важное доказательство того, что композиции для ударных <…> могут являться отдельной формой концертной музыки, пока относительно неисследованной в наше время» .

Партитура пьесы была впервые опубликована в 1957 году издательством Casa Ricordi .

Музыка

Начало произведения

По словам композитора, при создании «Ионизации» на него повлияло творчество футуристов Луиджи Руссоло и Филиппо Томмазо Маринетти . Варез также признавал, что «его вдохновили не столько композиторы, сколько природные объекты и физические явления» .

Структуру и тембровые особенности «Ионизации» подробно проанализировали музыковеды Чжоу Вэнь-чжун , Жан-Шарль Франсуа и Андраш Вильхейм. Последний отметил, что только завершающие 17 тактов произведения написаны по правилам «традиционной тональной системы», где любые пять последовательных аккордов содержат все 12 тонов хроматической гаммы . Брайан Холдер пишет: «Переосмысление высоты звука явилось одним из великих открытий Вареза. Он смог до конца раскрыть возможности ударных, прежде всего, установив звуковые отношения между инструментами с индивидуально неопределённой высотой звука <…> исполнение его музыки ― это великий обряд <…> для тогда ещё свежего и ранее не признанного ансамбля» .

Фрэнк Заппа сказал, что «Ионизация» вдохновила его на начало музыкальной карьеры, так как это был первый альбом, который он себе приобрёл .

Пол Розенфельд в журнале Musical Chronicle заявил: «Новое, прекрасное, немного ужасающее произведение Вареза <…> Из-за его чрезмерной резкости, неопределённости и из-за отказа от более яркого человеческого звучания струнных и духовых инструментов в пользу ударных <…> оно наводит на мысль о жизни неодушевлённой Вселенной» .

Критик Сидни Финкельштейн так охарактеризовал работу:

«[Ионизация] построена на максимально чувствительной обработке и контрасте различных ударных [инструментов]. Есть инструменты с неопределённой высотой звука, такие как большой барабан , малый барабан , коробочка и тарелки ; с относительно определённой высотой звука, например оркестровые колокола ; и такие, высота [звука] которых постоянно изменяется, как, например, фрикционный барабан . Это пример композиции, выстраивающей большую сложность ритма и тембра, а затем ослабляющей напряжение замедлением ритма, появлением в партитуре колокольчиков и расширением пауз между звуками. Это ― звучание современной городской жизни».

Исполнительский состав

Пьеса рассчитана на 13 исполнителей :

  1. Чайна , бас-барабан , ковбелл
  2. Гонг , 2 тамтама , ковбелл
  3. Бонго , теноровый барабан , бас-барабаны (уложенные горизонтально)
  4. Малый барабан , теноровый барабан
  5. Высокая сирена , фрикционный барабан
  6. Низкая сирена , хлопушка , гуиро
  7. 3 коробочки , клаве , треугольник
  8. Малый барабан , маракасы
  9. Тарол (бразильская разновидность барабана), малый барабан , тарелки ( крэш и райд )
  10. Кимвалы , бубенцы , оркестровые колокола
  11. Гуиро , кастаньеты , колокольчики
  12. Бубен , 2 наковальни , тамтам
  13. Хлопушка , бубенцы , треугольник , фортепиано (в роли ударного инструмента)

Большое количество бразильских народных музыкальных инструментов в составе оркестра можно объяснить тем, что во время пребывания в Париже (с 1929 по 1933 год) Варез много раз появлялся в компании Эйтора Вила-Лобоса .

Примечания

  1. (April 1966). "Varèse: A Sketch of the Man and His Music". The Musical Quarterly . LII (2): 151—170. doi : .
  2. . — San Francisco, CA : Backbeat Books, 2005. — P. 1427. — ISBN 0-87930-865-6 .
  3. Holder, Brian (2013). "Varèse's Drum: The Tarole in Ionisation ". Tempo . 67 (266): 65—68. ISSN . JSTOR .
  4. Radice, Mark A. (1989). . The Musical Quarterly . 73 (1): 1—17. doi : .
  5. Schuller, Gunther (Summer 1965). "Conversation with Varèse". Perspectives of New Music . 3 (2): 34. doi : . JSTOR .
  6. Bernard, Jonathan W. (Autumn 1980). . Journal of Music Theory . 24 (2): 277—283. doi : . JSTOR .
  7. François, Jean-Charles (Winter 1991). . Perspectives of New Music . 29 (1): 48—79. doi : . JSTOR .
  8. Wilheim, András (1977). "The Genesis of a Specific Twelve-Tone System in the Works of Varèse". Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae . T. 19 (Fasc. 1/4): 203—226. doi : . JSTOR .
  9. Martinez, Nicholas . The Classic Journal . University of Georgia (4 ноября 2016). Дата обращения: 5 сентября 2022. 14 августа 2022 года.
  10. Zappa, Frank (June 1971). . Stereo Review . 26 (6): 61—62 . Дата обращения: 5 сентября 2022 .
  11. . Дата обращения: 28 января 2023. 28 января 2023 года.
  12. Rosen, Michael (July 2015). (PDF) . Percussive Notes . Percussive Arts Society. 53 (3): 58.
  13. Varèse: Astronomer in Sound, 2003.

Ссылки

Источник —

Same as Ионизация (Варез)