Interested Article - Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
- 2020-10-12
- 1
Храм преподобного Серафима Саровского — деревянный православный храм в Приморском районе Санкт-Петербурга . Находится на Серафимовском кладбище в историческом районе Старая Деревня .
История
В конце XIX века район Чёрной речки был окраиной Санкт-Петербурга. В этой местности селились крестьяне и люди, которые приехали в город на заработки. Вместе с быстрым ростом населения росло и число умерших. Существовавшие Новодеревенское и Благовещенское кладбища оказались переполнены. Поэтому в 1903 году было принято решение выделить землю под новые захоронения.
После принятия решения об организации кладбища было начато строительство кладбищенской церкви. Проект церкви был выполнен архитектором Александром Барановским , работы велись под руководством епархиального архитектора Николая Никонова . Закладка храма была произведена 25 июля 1906 года, а к концу октября здание было уже построено. 1 марта 1907 года оно было освящено во имя святого Серафима Саровского . Кладбище получило название по названию церкви.
Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиерей Н. А. Травинский освятил также два придела : южный — во имя святой мученицы Царицы Александры и северный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы . Для удобства отпевания боковые приделы были отделены от главного перегородками. Большая часть икон и церковной утвари были подарены или пожертвованы. Дубовый иконостас пожертвовал купец А. А. Николаев, а 11 образов для иконостаса — М. Н. Колчин.
В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и умерших в госпиталях города. В память о солдатах и офицерах 36-го Орловского пехотного полка , павших в октябре 1914 года в боях на реке Сан , у левого клироса на специальном столбе была помещена небольшая икона Святителя Николая , укреплённая на латунной доске с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».
В 1923 году церковь, первоначально приписанная к Благовещенской церкви , получила самостоятельность и стала приходской, перейдя в ведение обновленческой группировки « Живая церковь », отделившейся в ноябре 1923 года от обновленческого Синода. После 1929 года данный храм был единственным, который остался в ведении Живой церкви. Здесь, на Серафимовском кладбище, до своей смерти о ноябре 1936 года служил покинутый своими прежними сторонниками и забытый «протопресвитер» Владимир Красницкий . 2 октября 1937 года храм перешёл в ведение обновленческой церкви во главе с Виталием (Введенским) . Однако 22 января 1942 года храм был изъят у обновленцев и превращён в «склад-распределитель приёма покойников» .
28 апреля 1942 года Серафимовский храм был передан общине Патриаршей церкви и возрождён. Когда пришла новость о снятии блокады , церковные колокола звонили двое суток .
С 14 февраля 1948 года настоятелем храма (с 29 декабря 1958 года — почётным настоятелем) был протоиерей Николай Ломакин .
В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на западном фасаде храма были заменены мозаичными. В 2000 году на пожертвования прихожан был проведён капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году выполнен ремонт фасадов, заменены мозаичные изображения. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлечённых из запасников храма. Большинство храмовых икон вновь позолочены, а иконы Святителя Николая и Божией Матери «Казанская» обрели новые дубовые резные киоты .
Архитектура, убранство
Храм преподобного Серафима Саровского — интересный для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX века. Одноэтажный деревянный храм построен по традиционной для русского церковного зодчества трёхчастной схеме: в плане он представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор , над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть — центральный четверик с боковыми притворами . Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих её служебных помещений, в том числе ризницы. В объёме здания доминируют высокий четверик и колокольня, завершённые четырёхгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов выполнено в русском стиле. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точёные столбы крылец.
Интерьер церкви сохранился с момента открытия почти без изменений. В храме находится образ «Умиление», список с келейной иконы, перед которой скончался старец Серафим. В главном приделе висит его портрет, написанный игуменом Иосафом, учеником и биографом преподобного Серафима. В киоте, справа от амвона , находятся несколько реликвий: местночтимая икона с частицами одежды, мантии с гроба и камня, на котором молился преподобный. Слева от входа, тоже в киоте, помещена икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке, ранее находившаяся в Благовещенской церкви и переданная церкви Серафима Саровского после войны . По преданию, она была привезена рабочими людьми, приехавшими для постройки Санкт-Петербурга по приказу Петра I .
Духовенство
- Настоятель храма — протоиерей Аристарх Егошин.
- Протоиерей Вячеслав Помаскин.
- Протоиерей Никита Бадмаев
- Иерей Константин Костин
- Иерей Георгий Астахов .
Святыни храма
- Главная святыня храма — образ преп. Серафима Саровского , с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей.
- Икона Божией Матери «Умиление»
- Икона Божией Матери Казанской
- Икона Святителя Николая , рядом с иконой Святителя Николая укреплена мемориальная латунная доска с небольшим образом святого Николая Чудотворца в память 136 солдат и офицеров 36-го Орловского пехотного полка , погибших с 6 по 23 октября 1914 года на реке Сан, с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».
- Икона «Знамение»
- Икона Смоленской Божьей Матери
- Икона Тихвинской Божьей Матери
- Икона Богородицы «Взыскание погибших»
- Икона «Сретение»
- Молельная икона Казанской Божьей Матери великого князя Михаила Александровича
Примечания
- ↑ , с. 7.
- . serafimovskiy.ru. Дата обращения: 27 февраля 2020. 14 февраля 2020 года.
- . serafimovskiy.ru. Дата обращения: 27 февраля 2020. 30 января 2020 года.
Литература
- Из епархиальной хроники. Освящение храмов // Известия по С.-Петербургской епархии. 1907. — № 7-8.
- Описание устройства Серафимовского в Новой Деревне Санкт-Петербургского уезда кладбища / сост. по церков. документам свящ. Благовещ. Новодерев. церкви Павлом Пашским. — СПб., 1907. — 31 с.
- Попов И. В., Раина П. К. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 1991. — № 1 . — С. 29—31 .
- Андреев А. И. Серафимовское кладбище // Исторические кладбища Петербурга : Справочник-путеводитель : [Сборник / Санкт-Петербург. фонд культуры; Сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко]. — СПб. : Изд-во Чернышева, 1993. — 639 с. — ISBN 5-85555-011-7
- Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. — СПб., 1996. — Т. 3. — С. 181—183.
- Церковь во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге / сост.: диакон Александр Берташ . — Санкт-Петербург: АГАТ, 2004. — 32 с. — ISBN 5-94300-031-3 .
- // Открытые слушания «Института Петербурга» Ежегодные конференции по проблемам петербурговедения 2019–2020 гг.. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 119—129 .
Ссылки
- на сайте sobory.ru
- на сайте citywalls.ru
- 2020-10-12
- 1