Католицизм в Аргентине
- 1 year ago
- 0
- 0
Католицизм в Румынии . Католическая церковь Румынии ( рум. Biserica Romano-Catolică din România ) — часть всемирной Католической церкви.
В то время, как большинство румын исповедует православие , католицизм является второй по численности религиозной деноминацией страны. По данным переписи 2002 года в стране проживает 1 028 401 человек (4,7 %) римско-католического вероисповедания. 191 556 человек (0,9 %) по данным переписи принадлежит к грекокатоликам .
Римо-католики в основном сосредоточены на западе страны, в Трансильвании . В 1992 году по данным румынского Министерства культуры и религии католиков латинского обряда было около 1,2 миллиона, из которых 770 000 составляли этнические венгры , 360 000 — этнические румыны и 70 000 — этнические немцы .
Румынские грекокатолики объединены в Румынскую грекокатолическую церковь , носящую с 2005 года статус Верховного Архиепископства . Данные о численности грекокатоликов разнятся и служат предметом дискуссий. Если по сведениям ватиканского Annuario Pontificio в 2007 году насчитывалось более 776 000 прихожан , то по переписи населения Румынии, проведённой в 2002 году , грекокатоликов было всего 191 556 человек . Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 758 000 человек . Большинство прихожан церкви сосредоточено в северо-западных регионах страны.
Церковная организация на территории Румынии известна с IV века . Существовавшая здесь римская провинция Дакия входила в область Иллирика , почему и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского , подлежавшего юрисдикции Римского епископа . После разрушения Сирмии гуннами ( V век ) церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского , подчинявшегося то Риму, то Константинополю . По учреждении в VI веке императором Юстинианом I в родном своем городе — первой Юстиниане ( Justimana prima ) — центра церковной администрации Дакия была подчинена последнему [ источник не указан 3572 дня ] .
История католицизма на территории современной Румынии после раскола христианской церкви тесно связано с Трансильванией , входившей в то время в состав венгерского королевства . Старейшая католическая епархия Румынии с центром в Алба-Юлии была основана в конце XI веке при короле Ласло Святом .
Центрами других епархий стали (венг. Csanád) и Орадя (венг. Nagyvárad). Епархии подчинялись венгерской митрополии с центром в Калоче . В XIII веке первые католические миссионеры из Трансильвании были посланы в карпатский регион, где к тому времени уже действовали структуры православной церкви . Основанный здесь католический «Диоцез Кумании» просуществовал до монгольского вторжения .
В XIV веке были основаны независимые княжества Молдавия и Валахия , которые были в своей основе православными по населению, но с определённым католическим присутствием. Положение католиков в этих княжествах зависело от политических отношений их правителей с Венгерским королевством, и могло резко меняться. Так в период правления Владислава I , боровшегося с венгерским королём Людовиком I , в Валахии были приняты антикатолические законы, а молдавский воевода Лацко даже сам принял католицизм и безуспешно пытался сделать его государственной религией .
После битвы при Мохаче (1526 год), когда большая часть Венгрии была завоёвана Османской империей , Трансильвания попала под власть местного воеводы Яноша Запольяи , зависимого от Турции (см. Восточно-Венгерское королевство ). В этот период в Трансильванию пришло реформационное движение, добившиеся больших успехов и сильно пошатнувшее позиции католиков . Епархия в Алба-Юлии была ликвидирована. Сын Яноша — Янош II Сигизмунд , в 1568 году провозгласил Тордский эдикт о свободе религии и уравнял в правах католиков и протестантов . Епархия в Алба-Юлии была восстановлена в 70-е годы при князе Стефане Баторие . Контрреформация в регионе в основном связана с деятельностью иезуитов , которые основали в 1581 году университет в Клуже . Правители Трансильвании, Молдавии и Валахии относились к деятельности иезуитов по-разному, в 1579 году они были приглашены для поддержки католической веры, в 1588 году вновь изгнаны
В XVII веке религиозные противоречия усилились. В 1601 году католический епископ был изгнан из Албы Юлии. К 1690 году католики составляли меньшинство в Трансильвании. Вместе с тем, ряд католических инициатив был успешен, так францисканская миссия среди чангошей привела к переходу в католицизм большинства представителей этого этноса. Во второй половине XVII века в Трансильванию, Молдавию и Валахию, несмотря на периодические анти-иезуитские постановления князей, прибыло большое число иезуитов из Речи Посполитой , основавших колледжи в Яссах и . В XVII веке многие из армян, проживавших главным образом в Герле (Армянополисе) и окрестностях, стали членами армянской католической церкви .
После поражения турок в битве при Вене в 1683 году значительная часть ранее занимаемых ими территорий отошла к Австрийской державе , в том числе и Трансильвания . Император Австрии Леопольд I поддерживал идею унии православных румын Трансильвании с Римом . В 1700 году значительная часть трансильванских румын во главе с епископом вошли в полное общение со Святым Престолом , образовав Румынскую грекокатолическую церковь . Греко-католики Трансильвании были объединены в две епархии и подчинены латинскому епископу венгерского города Эстергом . С 1737 года центром грекокатолической церкви Румынии стал город Блаж .
В остававшихся независимыми Молдавии и Валахии католики составляли меньшинство, в конце XVIII — начале XIX веков там существовал апостольский викариат . После Объединения Молдавии и Валахии в 1859 году и создания в 1881 году королевства Румыния , Бухарестская епархия была повышена в статусе до архиепархии . В 1884 году в Бухаресте построен католический собор св. Иосифа. Румынские власти благожелательно относились к деятельности католических организаций, занимавшихся благотворительностью и образованием, так к 1913 году Братья христианских школ открыли школы для мальчиков в Бухаресте .
После Первой мировой войны , когда к Румынии была присоединена Трансильвания , католики обоих обрядов составляли в объединённом государстве 13-14 % населения . Конституция Румынии 1923 года признала Румынскую православную церковь национальной церковью страны, со Святым Престолом после длительных переговоров был заключён конкордат , утверждённый Румынией в 1929 году, а Святым Престолом в 1930 году. После заключения конкордата католический архиепископ Бухареста получил статус митрополита . Согласно переписи населения 1930 года 7,9 % населения страны исповедовали грекокатолицизм, 6,8 % — римо-католицизм .
После Второй мировой войны к власти в стране пришёл коммунистический режим. Грекокатолическая церковь подверглась жестоким гонениям. В 1948 году она была юридически ликвидирована, а всё имущество передано Румынской православной церкви . Шесть епископов были арестованы, пять из них вскоре умерло в тюрьме, а шестой — — умер в 1970 году в монастыре под домашним арестом . Уже после смерти Хоссы папа Павел VI объявил, что он был кардиналом in pectore . Церковь существовала только в подполье . В 1950 году Румыния разорвала дипломатические отношения со Святым Престолом, нунций был выслан из страны . В стране остались лишь две епархии латинского обряда с центрами в Бухаресте и Алба-Юлии, их деятельность контролировалась государством. Священник Владимир Гика , замученный в 1954 году в тюрьме, был беатифицирован в 2013 году .
После падения коммунистического режима в 1989 году деятельность католической церкви в стране нормализовалась, а грекокатолики Румынии смогли выйти из подполья. Ликвидированные коммунистами латинские и грекокатолические епархии были воссозданы. В мае 1990 года вновь установлены дипломатические отношения с Ватиканом . 16 декабря 2005 года папа Бенедикт XVI предоставил Румынской грекокатолической церкви статус Верховного Архиепископства .
Всего в Румынии существует 12 католических епархий : 6 — латинского обряда (включая две архиепархии), 6 — грекокатолических и 1 ординариат армян-католиков .
Латинская Архиепархия Алба-Юлии имеет статус архиепархии прямого подчинения Святому Престолу , в то время как архиепархия Бухареста является митрополией , ей подчинены другие 4 епархии латинского обряда. Румынская грекокатолическая церковь состоит из архиепархии Фэгэраша и Алба-Юлии , а также суффраганных ей других 5 грекокатолических епархий .
Четыре румынских католических храма имеют почётный статус «малая базилика» — базилика Пресвятой Богородицы в Меркуря-Чук (жудец Харгита ), кафедральный собор Успения в городе Орадя , базилики в городах Арад и Сучава . Базилика в Меркуря-Чук служит местом паломничества для католиков как Румынии, так и Венгрии .
Статистика по епархиям (данные 2006 года ) :
Епархия | Статус | Митрополия | Обряд | Число католиков | Число священников | Число приходов | Глава | Кафедральный собор | Примечания | |
Архиепархия Бухареста | Bucureşti | Митрополия | Латинский | 91 500 | 119 | 66 | Иоан Робу | Собор Святого Иосифа , Бухарест | ||
Архиепархия Алба-Юлии | Alba Julia | Архиепархия прямого подчинения | Латинский | 441 449 | 332 | 277 | Дьёрдь-Миклош Якубуньи | Собор Святого Михаила , Алба-Юлия | ||
Епархия Ясс | Iaşi | Епархия | Архиепархия Бухареста | Латинский | 255 798 | 364 | 130 | Петру Гергел | Собор Успения Пресвятой Богородицы, Яссы | |
Епархия Оради | Oradea | Епархия | Архиепархия Бухареста | Латинский | 102 000 | 139 | 139 | Ласло Бочкеи | Собор Успения Пресвятой Богородицы, Орадя | |
Епархия Сату-Маре | Satu Mare | Епархия | Архиепархия Бухареста | Латинский | 70 000 | 62 | 60 | Йено Шомбергер | Собор Вознесения Господня, Сату-Маре | |
Епархия Тимишоары | Timişoara | Епархия | Архиепархия Бухареста | Латинский | 168 000 | 91 | 73 | Мартин Роош | Собор Святого Георгия, Тимишоара | |
Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Făgăraş şi Alba Iulia | Архиепархия, центр Верховного Архиепископства | Византийский | 367 000 | 162 | 194 | Верховный Архиепископ Лучиан Мурешан | Собор Святой Троицы, Блаж | архиепархия Румынской грекокатолической церкви | |
Епархия Клуж-Герлы | Cluj — Gherla | Епархия | Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Византийский | 60 000 | 160 | 179 | Флорентин Крихэлмяну | Собор Преображения, Клуж-Напока | часть Румынской грекокатолической церкви |
Епархия Оради | Oradea | Епархия | Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Византийский | 106 827 | 68 | 58 | Вирджил Берчя | Собор Святого Иосифа, Орадя | часть Румынской грекокатолической церкви |
Епархия Марамуреша | Maramureş | Епархия | Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Византийский | 128 490 | 136 | 154 | Василе Бизау | Собор Святой Троицы, Марамуреш | часть Румынской грекокатолической церкви |
Епархия Лугожа | Lugoj | Епархия | Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Византийский | 96 427 | 104 | 116 | Александру Месьян | Собор Сошествия Святого Духа, Лугож | часть Румынской грекокатолической церкви |
Епархия Василия Великого в Бухаресте | Sfântul Vasile cel Mare de București | Епархия | Архиепархия Фэгэраша и Алба-Юлии | Византийский | Михай Фрэцилэ | Собор Святого Василия Великого, Бухарест | часть Румынской грекокатолической церкви | |||
ординариат для армян-католиков Румынии | ординариат прямого подчинения | Армянский | 515 |
Армянский собор Святой Троицы
г. Герла |