Дитма́р Ка́мпер
(
нем.
Dietmar Kamper
,
5 октября
1936
, Эркеленц,
Северный Рейн — Вестфалия
—
28 октября
2001
,
Берлин
) — немецкий
философ
,
социолог
,
историк искусства
и
антрополог
.
Биография и творчество
Учился в университетах
Кёльна
,
Тюбингена
,
Мюнхена
. В Мюнхене сблизился с католическим философом
Максом Мюллером
, который стал одним из его духовных наставников. Внимательно читал немецких
мистиков
(
Я. Бёме
),
романтиков
(
Баадер
,
Новалис
, братья
Шлегель
),
Кьеркегора
. Уже в этот период Кампера привлекают темы, представлявшиеся в ту пору маргинальными: переживание времени, восприятие тела, ощущение смертности. Доктор философии (
1963
). В
1973
—
1979
преподавал в
Марбургском
университете, стал деканом факультета социальных наук, с
1977
— вице-президент университета. С
1979
— профессор социологии культуры и исторической антропологии в
Свободном университете Берлина
, создает и возглавляет здесь Центр исторической антропологии.
Кампер и французская мысль
Кампер, что большая редкость в Германии, проявлял интерес к гуманитарной мысли Франции. Читал
Лакана
, общался с
Э. Мореном
, переписывался с
Фуко
. Приглашенный с докладами во Францию, познакомился с
Бодрийяром
,
П. Вирильо
,
М. Серром
, переписывался с
Чораном
. Кампер способствовал рецепции
постструктурализма
в
Германии
.
Основные идеи
Темы Кампера — время, визуальность, тело, воображение. Он синтезирует проблематику немецкого романтизма с философской герменевтикой и социологией культуры. Кампер занимался такими проблемами, как переживание времени, восприятие тела, ощущение смертности, что сближает его с такими авторами, как
Жан Бодрийяр
,
Эрнст Юнгер
и
Вальтер Беньямин
. Центральная тема исследований Кампера — «способность воображения», которую, в отличие от классической философии, философ считает неотделимой от телесности. Автор работает с репрессивными последствиями этого феномена, считая рефлексию тела, обладающего воображением, путём к освобождению. Разум неотделим от тела, которое определено эпохой и господствующей системой воображения — в этом философ видел протест против традиционного рационалистического подхода к человеку. За Дитмаром Кампером признается вклад в развитие
исторической антропологии
и дискурса о новых медиа
.
Ключевой для Кампера становится проблема тела. Философ предлагает различные фундаментальные метафоры боли, сопряженной с телом в различных контекстах. Для понимания феномена необходимым становится установление связи между воображением и телом, ведь концепт боли связан с образами и воображением, задаёт как модели восприятия и переживания, так и способы символической трансформации и преодоления боли. Важной проблемой становится связь воображения, тела и мышления телом. Камперу интересна специфика философско-культурологического исследования: анализ концепта и его исторически-культурного изменения. Философ писал о современном состоянии мира, проводя аналогию между современной цивилизацией и космическим кораблём, который, будучи сделанным человеком, находится в мёртвом космическом пространстве. Отвергнув действительность и необходимость, подобно ступеням ракеты, человек уже не помнит то, что он не всё контролирует. Отсутствие тормоза обращается против самого человека, и остановить этот процесс может только катастрофа. Тормозом (стоп-краном) может стать тело. Так как человек старается освободить себя от тела с присущей ему болью, Кампер призывает к «телесной революции в способе мышления», которая вернёт человека из далёкого космоса виртуальности на Землю. «Телесная революция в способе мышления» прорывает континуум внешних образов. Д. Кампера интересуют новые медиа и феномен демедиатизации, проблема насилия и противодействия ему. Рассуждая о судьбе тела в современной цивилизации, Кампер пишет об антропологическом четырёхугольнике, концепте, разработанном на основании рассуждений
Вилема Флюссера
о четырех ступенях абстрагирования
.
Труды
-
Geschichte und menschliche Natur: die Tragweite gegenwärtiger Anthropologie-Kritik. München: Hanser,
1973
-
Abstraktion und Geschichte: Rekonstruktionen des Zivilisationsprozesses. München: C. Hanser,
1975
-
Zur Geschichte des Koerpers. München: Hanser Verlag,
1976
-
Über die Wünsche: ein Versuch zur Archäologie der Subjektivität. München: C. Hanser,
1977
-
Dekonstruktionen. Marburg: Verlag Guttandin & Hoppe,
1979
-
Zur Geschichte der Einbildungskraft. München: Hanser,
1981
-
Das gefangene Einhorn. Muenchen: Hanser Verlag,
1983
-
Zur Soziologie der Imagination. München: C. Hanser,
1986
-
Das Heilige: seine Spur in der Moderne.Frankfurt/Main: Athenäum,
1987
-
Kulturgesellschaft. Berlin: Ästhetik-u.-Kommunikation-Verl.-GmbH,
1987
-
Das Schicksal der Liebe. Berlin: Quadriga,
1988
-
Die Erloschene Seele: Disziplin, Geschichte, Kunst, Mythos. Berlin: D. Reimer,
1988
-
Hieroglyphen der Zeit: Texte vom Fremdwerden der Welt. München: Hanser Verlag,
1988
-
Zur Geschichte der Einbildungskraft: Enzyklopedie. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt,
1990
-
Rückblick auf das Ende der Welt / Hrsg. Dietmar Kamper,
Christoph Wulf
. Munchen: Klaus Boer Verlag,
1992
-
Ästhetik als Performance: Doppelkurseinheit. Hagen: Fernuniv.,
1993
-
Bildstörungen: Im Orbit des Imaginären. Stuttgart: Cants Verlag,
1994
-
Unmögliche Gegenwart: Zur Theorie der Phantasie. München: Fink Verlag,
1995
-
Abgang vom Kreuz. München: Fink Verlag,
1996
-
Im Souterrain der Bilder: die Schwarze Madonna. Bodenheim: Philo,
1997
-
Selbstfremdheit. Berlin: Akad.-Verl.,
1997
-
Die Ästhetik der Abwesenheit: die Entfernung der Körper. München: W. Fink Verlag,
1999
-
Idiosynkrasien. Berlin: Akad.-Verl.,
1999
-
Horizontverschiebung — Umzug ins Offene? Berlin: Akad.-Verl.,
2001
-
Kants Anthropologie. Berlin: Akad.-Verl.,
2002
-
Von Wegen. München: Fink Verlag,
1998
-
Horizontwechsel. München: Fink Verlag,
2001
Публикации на русском языке
-
Знаки как шрамы: Графизм боли // Мысль: Альманах. Вып. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 164—172.
-
Между симуляцией и негэнтропией. Судьба личности, оглядывающейся на конец света. // Художественный журнал. № 13. С. 65-57
-
Взгляд и насилие. Будущее очевидности // «СТ» (Ступени). Петербургский альманах. № 1(11), 2000 (переизд.:
Флюссер В.
За философию фотографии. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008, с.102-108).
-
Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростей//
Художественный журнал
, 2000, №30/31, с.27-28.
-
Ассоциации. Семь отвергнутых предложений об искусстве, терроре и цивилизации//
Художественный журнал
, 2002, №43/44, с.81
-
Quand meme. Воспоминание о Петербурге//
, 2003, №2, с.211-218
-
Тело, знание, голос и след. //
. 2009. № 1. С. 33-41
-
Тело. Насилие. Боль. СПб.:
Изд-во Русской христианской гуманитарной академии
, 2010
Примечания
-
Савчук В. Рефлексивная спонтанность Дитмара Кампера. В сб.: Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / Пер. с нем. Составление, общая редакция и вступительная статья В. Савчука. — СПб: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. — С.16
-
Савчук В. Рефлексивная спонтанность Дитмара Кампера. В сб.: Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / Пер. с нем. Составление, общая редакция и вступительная статья В. Савчука. — СПб: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. — С.21, 25
-
(неопр.)
Дата обращения: 17 января 2017.
18 января 2017 года.
Литература
-
Was kostet den Kopf? Ausgesetztes Denken der Aisthesis zwischen Abstraktion und Imagination. Dietmar Kamper zum 65. Geburtstag/
,
, Hrsg. Marburg: Tectum, 2001
-
«Marginal man»: Dietmar Kamper als Denker jenseits von Differenz und Indifferenz / Bernd Ternes,
, Hrsg. Körle: Argo Books, 2005
-
Мареш Р. Дитмар Кампер: портрет философа-маргинала и аутсайдера //
. Том II. № 4(8). Санкт-Петербург, 1999. С.48-54
-
Савчук В.
, Хайдарова Г. In memoriam Дитмар Кампер//
Художественный журнал
, 2002, №43/44
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|