Interested Article - Иона Соловецкий (книжник)

Лист 2 (оборот) собрания Ионы Соловецкого

Иона Соловецкий ( 20 ноября 1561 — первая треть XVII в.) — русский странствующий монах , головщик (глава хора ), вероятный составитель книжного сборника энциклопедического характера (хранится в РНБ , шифр Q.XVII.67) . В начале сборника помещает редкую для древнерусской литературы автобиографию. Отличался превосходным каллиграфическим почерком .

Биография

Основные биографические данные почерпнуты из автобиографии, кратко записанной на первом листе сборника перед 60-летием автора, когда он приводил в порядок своё книжное собрание. Автобиография содержит много точных дат (в том числе уникальна для Древней Руси указанием дат рождения и «наименования»; вероятно, основана на дневниковых записях), однако не содержит имени; оно было установлено Б. Н. Морозовым в 1988 году по сличению его записей с записями в приходно-расходной книге Тихвинского монастыря за 1592 год .

Будущий монах (мирское имя неизвестно) родился 20 ноября 1561 года, вероятно, в центральных областях Московской Руси . С семилетнего возраста начал учиться грамоте, в 12 лет стал «нотарием» ( секретарь ) новгородского архиепископа Леонида . Уже тогда он переписывает для себя сложнейшие календарно - астрономические и медико - астрологические трактаты (сохранились в сборнике), которые мог получить у книжников из окружения царя Ивана Грозного в середине 1570-х годов, когда весь царский двор переместился на время в Новгород . В 1580 году, после впадения в опалу архиепископа Леонида, принимает пострижение в Соловецком монастыре ; наставником и учителем его называют Филофея , попавшего также из-за опалы на Соловки епископа Рязанского и Муромского . С 1587 года Иона начинает странствия по монастырям Северо-Западной Руси и Вологодской земли, посетив всего 22 обители . Причиной ухода Ионы, согласно одному из его писем к еп. Филофею — странный конфликт с настоятелем Соловецкого монастыря: тот хотел рукоположить монаха во иеродиаконы , а Иона рукоположения не принял и отправился зарабатывать на жизнь «от таланта , еже ми даровал Творец» .

Странствующий клирошанин Иона побывал в Александро-Свирском , Тихвинском , Дымском , Медведецком монастырях; в 1591 году посещает Новгород ( Антониев , Юрьев монастыри), неоднократно бывал в Кирилло-Белозерском монастыре . В 1595—1596 годах посещает центр Московской Руси ( Троице-Сергиеву и Чудову обители, кремлёвское подворье Кирилло-Белозерского монастыря). Оттуда возвращается в Белоозеро и живёт следующие несколько лет в скитах Приладожья, Коневецком , Хутынском , Александро-Свирском монастырях, на Валааме и в Кореле . В 1605 году ездит в Череповец , Спасо-Прилуцкий монастырь , свыше года живёт в Спасо-Каменном монастыре , затем на три года возвращается на Соловки. Снова пустившись в путь в сентябре 1609 года, странствует по Поморью ( Антониево-Сийский монастырь ), откуда едет снова в Кириллов; далее до 1621 года, которым автобиография кончается, уже эту местность не покидает . Б. Морозов предполагает, что после составления автобиографической записи Иона отправился в район Суздаля (он упоминает в одной из поздних записей настоятеля Переславль-Залесского и владыку Суздальского), где мог встречаться с известным книжником Арсением Елассонским ; там он, видимо, и умер .

Наследие

Впервые научное внимание к сборнику рукописей, составленному неизвестным автором и попавшему в Публичную библиотеку Петербурга из собрания графа Ф. А. Толстого в 1825 году, привлёк в 1913 году будущий академик А. С. Орлов . Подробное исследование единицы хранения Q.XVII.67 (в частности, обнаружение в ней текста послания Курбского Ивану Грозному, возможно, ближайшего к оригиналу — раньше исследователи не обратили на него внимания из-за чрезвычайно мелкого почерка рукописи) и установление имени составителя было осуществлено в конце XX века Б. Н. Морозовым .

Сохранившаяся часть библиотеки Ионы Соловецкого — это 234 листа, на которых размещено свыше 400 текстов. Значительная часть переписанных произведений дана в сокращении. Переписанные тексты местами перемежаются «дорожниками» — записями о посещённых Ионой в его путешествиях населённых пунктах и расстояниях между ними, и «летописцами» — заметками о текущих событиях . Опись (л. 199) содержит сведения об утраченных частях библиотеки. В собрании представлены духовные поучения и правила, исторические, географические, астрономические, медицинские, лингвистические сведения, образцы писем. В числе прочего там есть:

Библиография

  • Симони П. К. . Выписка изъ рукописнаго сборника XVI—XVII в. Императ. Публичной Библіотеки Q. XVII. № 67 . Directmedia (1906).
  • Калайдовичъ К. Ф., Строевъ П. М. №195. Рукопись скорописная мѣлчайшаго почерка начала XVII вѣка // . — 1825. — С. 343—353. — 811 с.
  • Морозов Б. Н. . — 2008. — С. 455—461 .
  • Симонов Р. А. . — 2003.
  • Руди Т. Р. Иона Соловецкий как читатель Ермолая-Еразма // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие Соловецкого монастыря. — СПб. , 2010.

Примечания

  1. // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Отв. ред. Д. С. Лихачёв . — СПб. : Дмитрий Буланин, 1993. — Вып. 3 (XVII в.). Часть 2: И — О . 13 февраля 2015 года.
  2. Морозов Б. Н. Автобиография Ионы Соловецкого (1561—1621) // Археографический ежегодник за 2000 г.. — М. , 2001.
  3. Пашков А. М. Дорожник Ионы Соловецкого как источник по истории Кондопожского края в конце XVI — начале XVII веков // Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С. В. Шежемского (7—8 апреля 2000г.). — Петрозаводск — Кондопога, 2000.
  4. . Радио «Свобода» (7 сентября 2003). — интервью с Б. Морозовым, В. Живовым и М. Дмитриевым. Дата обращения: 12 февраля 2015. 13 февраля 2015 года.
  5. Архимандрит Макарий (Веретенников). // Соловецкое море : альманах. — 2005. — № 4 . 13 февраля 2015 года.
  6. Каган М. Д. . molitvoslov.by . Дата обращения: 12 февраля 2015. 13 февраля 2015 года.
Источник —

Same as Иона Соловецкий (книжник)