Interested Article - Летописец Еллинский и Римский

Лист из Летописца Еллинского и Римского с упоминанием Иоанна Малалы. Нач. XVI в. (ГИМ. Син. № 280. Л. З)

Летопи́сец Е́ллинский и Ри́мский , или Е́ллинский и Ри́мский летопи́сец , или Е́ллинский летопи́сец (сокращённо ЕЛ ) — крупнейший древнерусский компилятивный хронографический памятник.

В сочинении излагается всемирная история от сотворения мира до времени византийского императора Романа I Лакапина , после этого включены добавления: перечень последующих византийских императоров до Мануила II Палеолога (1391—1425) и русская статья о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году . Автор и время создания компиляции неизвестны. Летописец Еллинский и Римский был открыт А. Н. Поповым , который первым начал его изучение, он посвятил этому сочинению раздел своей монографии «Обзор хронографов русской редакции» в 1866 году. Попов указал на существование двух редакций Летописца, что позднее подтвердил Д. С. Лихачёв в своей работе «Еллинский летописец второго вида и правительственные круги». А. А. Шахматов выдвинул гипотезу о том, что Летописец восходит к древнеболгарской «исторической энциклопедии» — компилятивному изложению всемирной истории, составленному в Золотой век Симеона . Однако В. М. Истрин опроверг гипотезу Шахматова: он установил зависимость второй редакции Летописца от первой редакции и на основании косвенных данных установил, что первая редакция Летописца создана до середины XIII века. О. В. Творогов считает, что обе редакции восходят к общему архетипу — к несохранившейся Архетипной редакции, состав которой лучше всего сохранился в первой редакции Летописца.

Основой для создания первой редакции Еллинского и Римского летописца были сочинения греческих авторов: Хроника Георгия Амартола , Хронография Иоанна Малалы ; и кроме того, Александрия хронографическая первой редакции. Первая редакция охватывает период всемирной истории от правления Навуходоносора до правления императора Романа I Лакапина . По мнению Творогова, период всемирной истории от сотворения мира до падения Израильского и Иудейского царств в Летописце, в котором большое место занимает пересказ античных мифов, появился лишь во второй редакции, откуда впоследствии перешёл в состав первой редакции. Вторая редакция Летописца имеет существенные дополнения по сравнению с первой редакцией: в неё включён полный текст Книги пророка Даниила с толкованиями Ипполита Римского , почти полный текст «Жития Константина и Елены », рассказ о взятии Иерусалима Титом , Сказание о построении храма святой Софии в Константинополе , два сказания о посмертном прощении императора-иконоборца Феофила , фрагменты из «Жития Богородицы» Епифания Монаха (под именем Епифания Кипрского ), русское летописное сказание о взятии Царьграда фрягами в 1204 году, небольшие извлечения из летописей — о походах на Византию Олега и Игоря и ряд извлечений из других памятников. Хроника Георгия Амартола была сокращена во второй редакции: опущены фрагменты, содержащие богословские и мировоззренческие рассуждения; во второй редакции Летописца текст Александрии хронографической был заменен текстом другой, расширенной редакции памятника. Вторая редакция была создана, не позднее 1453 года. Вторая редакция была использована при создании редакций Хронографа Русского , редакции 1512 года, Западнорусского, Пространного хронографа, редакции 1617 года, и при составлении второго и третьего томов Лицевого летописного свода .

Полный текст Еллинского и Римского летописца был издан впервые в 1999—2001 годах с исследованием и комментариями О. В. Твороговым .

Ссылки

Источник —

Same as Летописец Еллинский и Римский