Interested Article - Призрак дома на холме (роман)

«Призрак дома на холме» ( англ. The Haunting of Hill House ) — готический хоррор - роман 1959 года американской писательницы Шерли Джексон . Стал финалистом Национальной книжной премии и считается одной из лучших историй с привидениями , опубликованных в XX веке. Чтобы пробудить эмоции у читателя, роман больше полагается на саспенс , чем на ужас, используя сложную связь между таинственными событиями в доме и психикой персонажей.

Создание

Автор решила написать « историю с привидениями » после того, как прочитала о группе «духовных исследователей», которые изучали дом и угрюмо докладывали о своих якобы научных находках Обществу духовных исследований. То, что Джексон нашла в их «сухих отчетах, было не историей о доме с привидениями, а историей о нескольких серьезных, как я считаю, обманутых, безусловно целеустремленных людях, с разной мотивацией и прошлым». Увлечённая перспективой создания собственного дома с привидениями и персонажами, которые будут его изучать, она начала исследование. . Позже она сказала, что нашла в журнале изображение дома в Калифорнии , который, по её мнению, был достаточно похож на тот, в котором могут быть привидения. Она попросила свою мать, жившую в Калифорнии, помочь найти информацию о жилище. Согласно Джексон, её мать обнаружила, что этот дом принадлежал прапрадеду самой писательницы, а построил его архитектор, который также спроектировал некоторые старейшие здания в Сан-Франциско . Джексон также читала традиционные истории с привидениями том за томом, готовясь к написанию собственной: «Никто не может окунуться в роман о доме с привидениями, не столкнувшись перед этим с темой реальности; либо я должна верить в привидения, что так и есть, либо должна писать совсем другой роман».

Пола Гуран

Во время работы над романом, Джексон нарисовала план обоих этажей Хилл-хауса и экстерьер дома.

Сюжет

Особняк Хилл-хаус ( англ. Hill House ), построенный покойным Хью Крейном ( англ. Hugh Crain ), находится между несколькими холмами. События романа вращаются вокруг четырёх персонажей: доктора Джона Монтегю ( англ. Dr. John Montague ), исследователя сверхъестественного, Элинор Венс ( англ. Eleanor Vance ), застенчивой молодой женщины, которая долгое время заботилась о своей больной матери, Теодоры ( англ. Theodora ), яркой и богемной девушки, и Люка Сандерсона ( англ. Luke Sanderson ), молодого наследника Хилл-хауса.

Доктор Монтегю надеется найти доказательства существования сверхъестественного , поэтому он арендует дом на лето и приглашает нескольких гостей, которых выбрал из-за их предыдущего опыта столкновения с паранормальными явлениями . Из них приглашение принимают только Элинор и Теодора. Элинор едет в дом, где будет жить в уединении с Монтегю, Люком и Теодорой.

За особняком присматривают мистер и миссис Дадли ( англ. Dudley ), которые отказываются оставаться возле дома после заката. Грубоватая и сконцентрированная на уходе за домом миссис Дадли добавляет немного комизма ситуации. У четырёх временных жителей дома начинают развиваться дружеские отношения. Доктор Монтегю рассказывает остальным историю дома, которая включает в себя самоубийство и другие насильственные смерти.

Вокруг всех четырёх персонажей начинают происходить необычные вещи, среди которых странные звуки, призраки , которые бродят по ночам, надписи на стенах и другие необъяснимые события. Элинор начинает испытывать явления, которые не замечают остальные. В то же время, она начинает терять связь с реальностью, и в романе намекается, что, по крайней мере, некоторые из этих явлений происходят только в воображении Элинор. Другим объяснением этого может быть то, что она владеет подсознательными телекинетическими способностями, которые и являются источником тех паранормальных событий, которые видят жители дома (что может свидетельствовать о том, что, возможно, в доме нет никакого призрака). На этот вариант намекает инцидент с полтергейстом , произошедший с Элинор в детстве.

Позже в дом приезжает властная и высокомерная миссис Монтегю с директором школы для мальчиков Артуром Паркером ( англ. Arthur Parker ), чтобы помочь в исследовании феномена дома. Они тоже интересуются сверхъестественным и проводят спиритические сеансы , но, в отличие от четырёх главных персонажей, с ними не происходит ничего мистического, хотя один из духов, с которым якобы общается миссис Монтегю, пытается передать послание Элинор.

Многие паранормальные явления, происходящие в романе, имеют размытое описание или частично скрыты от персонажей. Например, Элинор и Теодора находятся в комнате, когда что-то с той стороны пытается вломиться к ним, или Элинор понимает, что рука, которую она держала в темноте, — это не рука Теодоры, как она думала. Один раз, когда Элинор и Теодора ночью находятся на улице, они видят семейный пикник , который как будто происходит днём. Теодора кричит от страха и говорит Элинор бежать и не оглядываться, но в книге так и не объясняется, что увидела Теодора.

В конце книги персонажи понимают, что Элинор становится одержима домом. Чтобы защитить её, доктор Монтегю и Люк говорят ей, что она должна покинуть Хилл-хаус. Но Элинор считает, что особняк — это её дом, и сопротивляется. Мужчины заставляют её сесть в машину, девушка прощается с ними и начинает уезжать. Но до того, как она покидает территорию Хилл-хауса, она намеренно направляет машину в большой дуб и, скорее всего, умирает. Из последнего абзаца читатель так и не узнаёт, была ли Элинор женщиной с психическими проблемами, совершившей самоубийство, или её смерть стала результатом сверхъестественных явлений.

Критика

Стивен Кинг в своей нехудожественной книге « Пляска смерти » о жанре ужасов, включил роман «Призрак дома на холме» в список лучших хоррор-романов XX века и написал на него рецензию. Согласно газете « The Wall Street Journal » книгу « сейчас считают лучшей когда-либо написанной историей о доме с привидениями ». Деймон Найт в свой колонке в журнале « Fantasy & Science Fiction » назвал роман среди 10 лучших жанровых книг 1959 года.

Софи Миссинг ( англ. Sophie Missing ) в положительном отзыве на книгу для газеты « The Guardian » написала: « Джексон обращается со своим материалом — который мог бы стать дешевыми ужасами в менее искусных руках — с огромным мастерством и утончённостью. […] Ужас, свойственный этому роману, содержится не в Хилл-хаусе (хоть он и чудовищный) или в событиях, происходящих в нём, а в неизведанных глубинах разума его персонажей и читателей. Возможно поэтому он и остаётся безусловной историей о доме с привидениями ».

В 2018 году двое из тринадцати писателей, среди которых газета « The New York Times » провела опрос, назвали роман самой страшной книгой, которую они когда-либо читали.

Адаптации

Роман был дважды экранизирован в формате фильма — в 1963 и 1999 году, оба раза под названием «Призрак дома на холме» ( англ. The Haunting ). Экранизация 1963 года — относительно близка к событиям книги и получила признание критиков. Фильм 1999 года довольно сильно отличается от романа и получил отрицательные отзывы критиков. В нём призрак терроризирует главных героев, двое из которых умирают от однозначно сверхъестественных причин. Пародия на эту экранизацию была включена в фильм « Очень страшное кино 2 » (2001).

В 1964 году Ф. Эндрю Лесли ( англ. F. Andrew Leslie ) адаптировал книгу для сцены . В 2015 году подготовил новый спектакль для театра .

В 2017 году было объявлено, что Майк Флэнаган создаст сериал по мотивам романа для платформы Netflix ; экранизация вышла 12 октября 2018 года под названием « Призраки дома на холме » ( англ. The Haunting of Hill House ).

Русский перевод

Издание романа на русском языке было опубликовано в 2011 году в переводе Е. Доброхотовой-Майковой, издательство « Эксмо ».

Литература

  • 1984, The Haunting of Hill House , Penguin, ISBN 0-14-007108-3 (англ.)
  • Nazare, Joe. (англ.) // * (англ.) : journal. — 2010. — February ( vol. VII , no. 2 ). 29 ноября 2018 года. (англ.)
  • Pascal, Richard. Walking Alone Together: Family Monsters in The Haunting of Hill House (англ.) // Studies in the Novel : journal. — 2014. — Vol. 46 . — P. 464—485 . (англ.)

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 марта 2018. Архивировано из 14 марта 2018 года.
  2. Eggener, Keith. (неопр.) . — 2013. — 29 October ( № 2013 ). — doi : . 20 ноября 2018 года.
  3. Susan Scarf Merrell. . writershouses.com (10 августа 2010). Дата обращения: 16 октября 2018. Архивировано из 17 октября 2018 года.
  4. . full-stop.net . Дата обращения: 16 октября 2018. 16 октября 2018 года.
  5. . tor.com (6 декабря 2016). Дата обращения: 16 октября 2018. 16 октября 2018 года.
  6. . wordpress.com (20 марта 2017). Дата обращения: 16 октября 2018. Архивировано из 16 октября 2018 года.
  7. Arreola, Cristina . bustle.com . Дата обращения: 16 октября 2018. 17 октября 2018 года.
  8. King, Stephen. Danse Macabre (неопр.) . — New York: (англ.) , 1981. — С. 310. — ISBN 978-1-4391-7116-5 .
  9. Miller, John J. (29 октября 2009). Дата обращения: 16 октября 2018. 20 ноября 2018 года.
  10. "Books", The Magazine of Fantasy & Science Fiction , April 1960, p.98
  11. Missing, Sophie (2010-02-07). . The Guardian . London. из оригинала 24 октября 2016 . Дата обращения: 19 декабря 2016 .
  12. The New York Times (16 июля 2018). Дата обращения: 30 августа 2018. 30 августа 2018 года.
  13. Leslie, F. Andrew. (англ.) . — New York, NY: (англ.) , 1964. — ISBN 9780822205043 .
  14. . Broadway World . Дата обращения: 20 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  15. . Deadline . Дата обращения: 10 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  16. Andreeva, Nellie . Deadline . Дата обращения: 23 августа 2017. 24 августа 2017 года.
  17. N'Duka, Amanda . Deadline . Дата обращения: 15 сентября 2017. 10 июля 2018 года.
  18. . fantlab.ru . Дата обращения: 26 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.

Ссылки

  • в архиве (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • shmoop. . (англ.)
  • GradeSaver . (англ.)
Источник —

Same as Призрак дома на холме (роман)