Майзель, Эрнст
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмунд Майзель ( нем. Edmund Meisel ; 14 августа 1894 , Вена , — 14 ноября 1930 , Берлин ) — австрийский и немецкий композитор и дирижёр .
Эдмунд Майзель родился в Вене в семье кондитера- еврея Абрахама Майзеля и пианистки Евгении Херцбрун, незадолго до его рождения переехавших в Вену из Кошице . Десятью годами позже родители переселились в Берлин , где Майзель получил музыкальное образование, изучая композицию у Роберта Кляйна и Пауля Эртеля , игру на скрипке по классу и фортепиано по классу Биргера Хаммера. С 1912 года как скрипач он играл в различных оркестрах, в том числе в Берлинском филармоническом и в Блютнер-оркестре , с 1918 года выступал в качестве концертного и оперного дирижёра .
В 1924 году Майзель сблизился с Эрвином Пискатором и написал музыку — интерлюдии и песенки — к его политическому обозрению «Красный балаган» ( Revue Roter Rummel ), приуроченному к выборам в рейхстаг . После успешного первого опыта Майзель стал постоянным композитором политического театра Пискатора. Одновременно сотрудничал и с другими театральными режиссёрами, в частности, написал музыку к спектаклю Эриха Энгеля « Человек есть человек » по пьесе Бертольта Брехта .
В конце 1925 года Майзель написал музыку к предназначенной для европейского проката версии фильма Сергея Эйзенштейна « Броненосец „Потёмкин“ ». В свою музыку, насыщенную симфоническим развитием, Майзель включил и разнообразные шумы , таким образом ему удалось привести шумы к некоему ритмическому единству и обогатить звуковую ткань немого кинофильма . Позже для своих экспериментов Майзель сконструировал специальную «шумовую машину», и в 1928 году записал первую «шумовую пластинку» .
Эйзенштейна, присутствовавшего на европейской премьере его фильма в январе 1926 года в Берлине , по свидетельству очевидцев, музыка Майзеля поразила, он предложил композитору написать саундтрек и для его следующего фильма — « Октябрь » . Однако в Москве партитуру Майзеля сочли слишком авангардистской , и в СССР «Октябрь» вышел на экраны с другим саундтреком; музыкой Майзеля была озвучена укороченная примерно на полчаса версия фильма, предназначенная для проката за рубежом . Во время посещения Эйзенштейна в Москве в ноябре 1927 года Майзель получил предложение написать музыку и к фильму « Генеральная линия » (совместной работе Эйзенштейна и Г. Александрова ); задуманный ещё в 1926 году, фильм был закончен лишь в 1929-м. Но эта совместная работа, длившаяся два года, так и не была завершена, и сотрудничество Майзеля с Эйзенштейном на ней закончилось .
Во время своего пребывания в Лондоне в 1929 году, где он работал над постсинхронизацией «Генеральной линии», Майзель написал музыку к англо-немецкому фильму Фридриха Цельника . В одной из статей в «Cinema News» он описывал работу над собственным сценарием, предназначенным для звукового фильма — «Лондонская симфония»; но этот проект не был реализован, а от сценария сохранились лишь фрагменты .
Майзель опубликовал ряд теоретических статей о музыке к кинофильмам в различных периодических изданиях Берлина («Film-Kurier» и «Melos») и Лондона, успел написать музыку ещё к пяти кинофильмам советских и немецких режиссёров . Он умер в возрасте 36 лет от осложнений после операции по удалению аппендикса .
Племянницы (дочери его брата Эрнеста Майзеля):
Как отмечают специалисты, идеальной кинематографичности своей музыки Майзель был обязан и успехом, и забвением: без фильмов, для которых она писалась, эту музыку исполнять сложно . В последние годы её возрождают вместе с кинофильмами: так, в 2005 году была восстановлена авторская версия «Броненосца „Потёмкина“» и озвучена музыкой Майзеля , а в 2011 году, в результате 5-летней совместной работы немецких и российских организаций, была восстановлена и оригинальная версия «Октября» — с музыкой Майзеля .