Танцующий лес
- 1 year ago
- 0
- 0
Танцующий Сослан на чаше Уацамонга — наименование фонтана на площади Ленина во Владикавказе , Северная Осетия .
Находится в сквере в едином архитектурном пространстве с памятником В. И. Ленину . Сквер граничит на востоке с проспектом Мира , на юге — с переулком Станиславского на котором находится дом № 16 (объект культурного наследия), на западе — со зданием бывшего Дома офицера (объект культурного наследия) и театром имени Е. Вахтангова (объект культурного наследия) и на западе с Театральным переулком , на котором расположено здание бывшего универмага « Детский мир » (сегодня — отель «Александровский», объект культурного наследия).
Фонтан расположен на месте бывшего дореволюционного кинотеатра «Риччи» (в советское время «Юнг-Штурм», «Пионер»). Кинотеатр был разрушен для расширения площади и чтобы он не загораживал собой новый памятник В. И. Ленину, который был установлен 6 ноября 1957 года в честь сорокалетия Октябрьской революции .
Фонтан сооружён в 1960 году. Ранее в нём была вмонтирована фигура гипсового мальчика . Скульптура «Танцующий Сослан на чаше Уацамонга» была установлена после реконструкции фонтана в 2011 году. Автор — скульптор Н. Ходов .
Скульптура изображает танцующего Сослана с мечом в правой руке, опирающегося правым коленом на закрытую чашу Уацамонга с четырьмя ножками. На боках чаши изображены стилизованные быки. Поза Сослана изображает народный танец, когда танцор быстро передвигается по кругу на коленях. Согласно автору, скульптурная композиция символизирует связь нашего мира с потусторонним, подводным миром. Бассейн фонтана означает подводный мир, от которого ведут свою родословную многие нарты. Матерью Сослана была Сатана , дочь подводного царя Донбеттыра . Наш верхний мир утверждён на четырёх мифологических фигурах. Внизу чаши по кругу расположены стилизованные маски в скифском стиле, которые извергают воду вниз. По краям бассейна находятся фантастические существа подземного мира в том же скифском стиле, которые в свою очередь извергают воду вверх. Одновременное излияние воды вверх и вниз символизирует единство и взаимопроникновение двух миров .
Сослан — богатырь, один из главных персонажей Нартского эпоса . Родился из камня, оплодотворённого пастухом при виде обнажённой Сатаны . Кузнец Курдалагон разбил камень и вынул из него младенца, отдав его Сатане, которая дала ему имя и воспитала его.
Чаша символизирует у осетинского народа изобилие и радость. Уацамонга (в других вариантах — Нартамонга, Амонга, Ацамонга) — чудодейственная чаша. Хранилась у эпического рода Алагата , который имел право созывать враждующие рода Ахсартагката и Бората на совместный пир. Уацамонга обладала необычайным свойством определять достоинства героев Нартского эпоса. Чаша сама поднималась к устам героя, рассказывавшего правдивые истории и поила его неиссякаемым благотворным напитком. Если же рассказчик лгал, то чаша наполнялась зловонным варевом с гадами, от которого лжец убегал прочь .