Черных, Павел Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Яковлевич Светлов ( 1861 — 1941 ) — русский богослов и духовный писатель, протоиерей , профессор богословия Киевского университета (1897), доктор богословия (1902).
Родился 10 ( 22 ) декабря 1861 года в семье священника погоста Преображенский в Рязанской губернии (ныне дер. Андреевские Выселки Шатурский район Московская область ) . Окончил Рязанскую духовную семинарию (1882) и Московскую духовную академию (1886, 2-й магистрант XLI курса); был оставлен профессорским стипендиатом.
С марта 1887 года преподавал богословские науки в Тифлисской духовной семинарии . С 16 марта 1889 года — законоучитель в Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко и гимназии при нём. В сан священника при церкви Нежинского института был рукоположен 23 апреля 1889 года .
В 1896 году он был удостоен звания магистра богословия за работу (Киев, 1893), в которой дал опыт библейско-этического пояснения догмата об искуплении .
С 1897 года — профессор богословия Императорского университета Святого Владимира в Киеве . С 1902 года — доктор богословия . Сторонник учреждения богословских факультетов при русских университетах.
Руководил религиозно-философским кружком в Киеве.
После Октябрьской революции лишился кафедры, проживал в Киеве. При гетмане Скоропадском был членом Учёного комитета при министерстве исповеданий.
После закрытия Киевской духовной академии до конца 1920-х гг. продолжал занятия со студентами на частных квартирах. Умер 26 ноября 1941 года в посёлке Ирпень Киевской области ; похоронен в Покровском монастыре в Киеве.
Духовный писатель. Автор модернистского направления, проповедник общечеловеческого прогресса , как движения к Царству Божию, один из предшественников «мирологии» второй половины XX века.
Напечатал в разных духовных журналах ряд статей по богословию ( догматическому , нравственному, апологетике и библейской истории); некоторые из них изданы отдельно, например «Человек и животное в психическом отношении» (Харьков, 1892), «Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии» (2 изд., СПб., 1897), «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума» ( СПб. , 1896), «О месте богословия в семье университетских наук» (Киев, 1897), «Учение церкви и богословствующий разум в религиозно-христианском знании» ( Христианское Чтение , 1896 и отд.), «Мысли Гладстона об искуплении» (Казань, 1896), «О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству проф. И. И. Кареева» (Казань, 1896).