Interested Article - Тябло
- 2020-07-29
- 1
-
- Запрос Темплон перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.
Тябло́ ( греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска ) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон .
Византийский темплон
В византийских, раннехристианских и романских храмах Италии алтарную часть отделяли от нефа и пресбитерия невыской мраморной преградой — стенкой с колонками, несущими горизонтальную балку — архитрав (эпистиль), к которому подвешивали вотивные лампы (ср.-греч. τέμπλον, от лат. templum — храм, святилище). Такие же темплоны находились в интерколумниях боковых нефов. Центральную часть иногда оформляли порталом в виде арки .
Согласно одной из версий, некоторые арочные темплоны (их происхождение связывают с проскениумами античных театров или с архитектурой древнеримских триумфальных арок) символизируют вход в храм Соломона в Иерусалиме . В отдельных случаях темплоны представляли собой трёхарочный портал — трибелон .
Темплоны были особенно распространены в VI—VII веках. Нижнюю часть украшали рельефами или мозаичными изображениями. На архитраве со временем стали помещать иконы . Интерколумнии (пространство между колоннами темплона) вначале закрывали занавесками, символизирующими «запирание дверей и занавес над ними» .
Классические образцы ранних темплонов сохранились в римской церкви Санта-Мария-ин-Козмедин и в Соборе на острове Торчелло в Венецианской лагуне. Мраморные темплоны имелись в базиликах на островах Фасос и Лесбос, Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (сохранилась только нижняя часть), соборе Св. Маркa в Венеции (мраморные плиты X века доставлены из Константинополя) и в храме Св. Софии в Константинополе (Реконструкции А. Орландоса), в Латеранской базилике в Риме (из серебра со статуями Христа и апостолов, не сохранился), некоторые имели изображения в круглых медальонах — так называемый фастигиум (навершие) .
В странах Северной Европы темплоны со временем превратились в леттнеры .
-
Темплон церкви Святых апостолов в Афинах
-
Темплон церкви Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме
-
Темплон собора Санта Мария Ассунта (Вознесения Девы Марии) на о. Торчелло
-
Темплон собора Сан-Марко в Венеции
Устройство тяблового иконостаса
Концы тябла вставляются в специальные углубления в кладке стен. Иконы устанавливались впритык одна к другой, позднее между горизонтальными тяблами стали устанавливать вертикальные столбики, разделяющие иконы. Каждое горизонтально установленное тябло несёт один ряд икон, и соответственно, в зависимости от количества рядов иконостас назывался двутябловым, трёхтябловым и т. д.
Над Царскими вратами тябло может переходить в широкую доску («коруну»), обычно с написанным на ней Деисусом .
На верхней и/или нижней поверхности тябла находятся пазы для установки икон. Средняя глубина пазов для икон в тяблах равняется 2 см или несколько больше . В иконостасах небольших русских храмов XV—XVII веков высота тябловых брусьев равнялась примерно 15-16 см .
Тябла часто расписывались (обычно растительным или геометрическим орнаментом) или украшались резьбой .
История
Исторически тябло вероятно происходит от архитрава алтарной преграды византийского храма. На Руси тяблом также называли доску над Царскими вратами в отсутствие других рядов иконостаса. В таких случаях на тябле мог быть изображён Деисус или Тайная вечеря .
Тябловые иконостасы имели широкое распространение в XV—XVII веках, но с приходом эпохи барокко вытеснены резными («флемскими») каркасными иконостасами. Это, в свою очередь, сопровождается изменением конструкции храма: тябловый иконостас предполагал открытую алтарную арку, каркасный иконостас, являясь гигантской рамой для икон, становится глухой стеной с небольшими проёмами для входа в алтарь .
Возрождение интереса к тябловому иконостасу наблюдалось в начале XX века. Так, известно несколько тябловых иконостасов, написанных Дмитрием Стеллецким :
- иконостас церкви Николая Чудотворца в поместье родителей иконописца вблизи Беловежской пущи (сейчас принадлежит собранию Семёновых-Тян-Шанских, в церкви Петра и Павла в коммуне Шатне-Малабри под Парижем (1916, 1939—1940);
- иконостас церкви Сергия Радонежского Сергиевского подворья в Париже (ноябрь 1925—1927);
- иконостас церкви Знамения Божией Матери в Париже (1928) .
В 1980-е годы в нижней церкви храма святых отцов семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Зинон (Теодор) создаёт трёхъярусный иконостас, стилизованный под тябловый, с акцентом на иконописные образы, после чего во многих храмах в конце 1980-х — начале 1990-х годов появляются подобные «тябловые» иконостасы, украшенные лёгкой росписью или скромной резьбой .
Сходные значения
- Тя́бло (ударение на первый слог) — в заволжских деревнях — полка с иконами в красном углу .
- Тябло́ — наклонная балка в пирамидальном потолке типа « небо » в церковной архитектуре Русского Севера .
См. также
Примечания
- «тябло́, -а́; мн. тя́бла, тя́бел, тя́блам» — // Русское словесное ударение: Словарь. / Зарва М. В. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с.
- Дата обращения: 21 октября 2009. 17 апреля 2009 года.
- Власов В. Г. Темплон // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 463
- Strzygowski J. A Sarcophagus of the Sidamara Type … and the Influence of Stage Architecture upon the Art of Antioch // The Journal of Hellenic Studies, Vol. 27 (1907). — Рр. 99-122
- Полевой В. М. Искусство Греции. В 3-х т. М.: Искусство, 1973. Т. 2. Средние века. С. 25
- Власов В. Г. Трибелон // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 605
- Templon. The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. Alexander P. Kazhdan, Vol. 3. — Oxford: Oxford University Press, 1991. — 2023-4, ISBN 0-19-504652-8
- Васильева Т. М. Traditio Legis и иконография алтарной преграды Св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 121—123
- ↑ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882. .
- Мельник А. Г. от 23 сентября 2008 на Wayback Machine .
- Подъяпольский С. С. Каким же был иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря? // Ферапонтовский сборник. — М., 1991. — Вып. 3. — С. 176.
- ↑ от 9 марта 2008 на Wayback Machine .
- ↑ Языкова И. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine .
- Юрьева Т. В. от 11 мая 2013 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 21 октября 2009. 19 апреля 2009 года.
- 2020-07-29
- 1