Interested Article - Ноэль, Мари
- 2020-09-29
- 1
Мари Ноэль , настоящее имя Мари Руже ( фр. Marie Noël , Marie Rouget ; 16 февраля 1883 , Осер , Франция — 23 декабря 1967 , там же) — французская поэтесса. Её поэзия, искренняя, эмоциональная и проникнутая глубоким христианским чувством, высоко ценилась современниками. С 2017 года католической церковью ведётся процесс беатификации Мари Ноэль.
Биография и творчество
Мари Руже родилась в 1883 году в Осере. Её родителями были Луи Руже и Мари-Эмили-Луиза Бара, двоюродные брат и сестра . В 1884 году семья переехала в дом неподалёку от Осерского собора: впоследствии в этом доме пройдёт почти вся жизнь Мари . Её отец преподавал философию в коллеже; он был агностиком , но прекрасно знал Евангелие и познакомил дочь с основами христианского вероучения . Мари была крещена, и её крёстным отцом стал Рафаэль Перье, преподаватель литературы и поэт . Он же первым заметил талант Мари и поддержал её творчество . Поскольку девочка имела слабое здоровье, она училась преимущественно дома (хотя потом посещала лицей), в том числе под руководством отца, и много читала . Двоюродный брат Мари, Жюльен Бара, учившийся в Париже , познакомил её с поэзией Верлена и музыкой Форе и Дебюсси .
Регулярно писать Мари начала в 1902 году . В 1904 году произошло событие, ставшее переломным в жизни поэтессы: на третий день после Рождества умер её маленький брат Эжен . Затем, также на Рождество, расстроилось её замужество. Став для Мари серьёзным испытанием, эти события вместе с тем укрепили её в вере и повлияли на выбор псевдонима: фр. Noël — «Рождество» . Впервые её стихотворения были опубликованы в 1910 году в «Revue des deux mondes» .
В 1920 году, после долгой депрессии, Мари оказалась в лечебнице для душевнобольных. Её психиатр, доктор Паж, увидел в ней одарённую поэтессу и порекомендовал её издателю Сансо. Первый стихотворный сборник Мари Ноэль, « Les Chansons et les Heures » («Песни и Часы»), был опубликован в 1920 году за счёт автора . За ним последовали « Le Rosaire des joies » («Чётки радостей», 1929), « Chants de la Merci » («Песни милосердия», 1930) и « Chants et Psaumes d’automne » («Осенние песни и псалмы», 1947) . В поэзии Мари Ноэль искреннее и страстное исповедание веры сочетается с философскими исканиями и сомнениями, христианское смирение — с душевным смятением и отчаянием . При этом её лирика отличается музыкальностью и напевностью, в ней сильно песенное начало . Именно это сочетание формы, близкой к народной песне с её простой ритмической структурой и регулярной рифмовкой, и глубоко индивидуального, трагичного мироощущения составляет оригинальность поэзии Мари Ноэль . Помимо стихотворений, она также является автором одноактной пьесы-« миракля » « Jugement de Don Juan » («Суд Дон Жуана», 1955), прозаических сборников (« Contes », 1945; « Petit Jour », 1951; « La Rose rouge », 1960) и произведений автобиографического характера (« Notes intimes », 1959 и « Le Cru d’Auxerre », 1967) .
Ещё при жизни Мари Ноэль была высоко оценена современниками. Её поэзией восхищались Монтерлан , Валери , Бернанос , Арагон , Колетт , Анна де Ноай . В частности, Анри де Монтерлан считал Мари Ноэль величайшим из современных французских поэтов . Она получила ряд премий и наград, в том числе Гран При Общества Литераторов ( Grand prix de la Société des Gens de Lettres , 1962), Гран При Французской Академии за поэтическое искусство ( Grand prix de poésie de l’Académie française , 1962) и Гран При за поэтическое искусство города Парижа ( Grand prix de la Poésie de la Ville de Paris , 1964) . В 1960 году генерал де Голль лично вручил Мари Ноэль Орден Почётного легиона со словами, что в её лице он приветствует саму поэзию . В 1962 году композитор написал на тексты из её сборника «Чётки радости» ораторию, премьера которой состоялась в 1963 году в Театре Елисейских полей . В 1964 году Мари Ноэль было присвоено звание Командора Искусств и Изящной словесности .
Мари Ноэль умерла в родном Осере 23 декабря 1967 года. В 2017 году, в год пятидесятилетия смерти поэтессы, по инициативе епископов Франции был начат официальный процесс её беатификации .
Переводы на русский язык
- Мари Ноэль (Мари Руже). Золотые башмачки (сказка, перевод М. Яснова ) = Les sabots d'or // Тайны замка Пиктордю. — Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. — С. 355—364. — 400 с. — (Тропинкой сказки). — ISBN 985-09-0051-2 .
Примечания
- ↑ , p. 18.
- , p. 21.
- ↑ .
- , p. 12.
- ↑ .
- , p. 16—17.
- ↑ .
- , p. 13.
- , p. 14.
- , p. 305.
- , p. 208.
- , p. 443.
- .
- .
- Henri de Meeûs. (фр.) . Дата обращения: 24 апреля 2020. 25 октября 2020 года.
- ↑ (фр.) . Site officiel . Дата обращения: 11 марта 2022. 8 декабря 2017 года.
- ↑ (фр.) . Diocèse de Sens & Auxerre .
Литература
- Hugues Azérad, Peter Collier. // Twentieth-Century French Poetry: A Critical Anthology. — Cambridge University Press, 2010. — P. 305.
- Adrien Bail. // La Croix. — 2017. — P. 14—15.
- Henri Gouhier. . — Stock, 1971.
- Christiane P. Makward, Madeleine Cottenet-Hage. . — KARTHALA Editions, 1996. — P. 442—444.
- Arnaud Montoux. // Église dans l’Yonne. — 2016. — № 5 . — P. 18—25.
- Michael Bishop. / Sonya Stephens. — Cambridge University Press, 2000. — P. 208—209.
Ссылки
- (фр.) . Дата обращения: 24 апреля 2020. 16 мая 2020 года.
- Протоиерей Павел Карташев. . Современная французская литература . Дата обращения: 24 апреля 2020. 15 октября 2018 года.
- (фр.) . Dictionnaire mondial des littératures . Larousse. Дата обращения: 11 марта 2022. 7 октября 2010 года.
- Jean-Michel Anciaux. (фр.) . France Archives . Дата обращения: 24 апреля 2020. 9 марта 2020 года.
- (фр.) . Auxerre TV (2010). Дата обращения: 11 марта 2022. 25 февраля 2021 года.
- Cécile Vanderpelen-Diagre. (фр.) . COnTEXTES (2019). Дата обращения: 24 апреля 2020. 8 февраля 2020 года.
- 2020-09-29
- 1