Interested Article - Бриттен, Бенджамин
- 2020-07-29
- 1
Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен , ( англ. Edward Benjamin Britten, Baron Britten ; 22 ноября 1913 , Лоустофт — 4 декабря 1976 , Олдборо ) — британский композитор , дирижёр и пианист . Один из крупнейших английских композиторов XX века.
Биография
С 1927 года брал частные уроки музыки у Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепиано); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа. В 1928—1930 годах учился в и жил в пансионате Фарфилд .
, затем в 1929—1933 годах занимался вУже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» ( англ. A Hymn to the Virgin ; 1930), хоровые вариации «Младенец родился» ( англ. A Boy was Born ; 1934) — привлекли внимание музыкальной общественности.
В 1935—1942 годах Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом : плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» ( англ. Our Hunting Fathers ), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» ( англ. Paul Bunyan ; 1941), созданная после переезда обоих в США.
В 1936 году началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом , ставшим спутником жизни композитора.
После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 году композитор в наибольшей степени посвятил себя опере : «Питер Граймз» ( англ. Peter Grimes ; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» ( The Turn of the Screw ; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джеймса ) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).
В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.
В 1957 году заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» ( англ. The Prince of the Pagodas ; 1957).
В 1960-е годы Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» ( англ. Parables for Church Performance ); третья из них, « Блудный сын » ( англ. The Prodigal Son ; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу , в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию .
Особый успех выпал на долю англ. War Requiem ; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри . Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.
(Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.
Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 годах.
В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание.
В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса .
В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.
Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна .
При жизни Бриттена его гомосексуальность не была темой публичного обсуждения. Но после смерти Бена Питер Пирс, переживший его на десять лет, рассказывая о друге и об их счастливом браке, признавался: «Он любил мой голос и любил меня».
Признание
Введён в Зал славы журнала Gramophone .
Бриттену посвящён ряд сочинений других композиторов, в том числе 14-я симфония Д. Д. Шостаковича и «Cantus» А. Пярта.
В честь композитора назван астероид (4079) Бриттен .
Сочинения (выборка)
Для оркестра
- Два портрета, для струнного оркестра (1930)
- Симфониетта, op. 1
- Простая симфония (Simple symphony), для струнного оркестра, op. 4 (2-я редакция — 1934)
- Музыкальные вечера ( Soirées musicales ). Сюита № 1 на музыку Дж.Россини, op. 9 (1936)
- Вариации на тему Фрэнка Бриджа, для струнного оркестра, op. 10
- Канадский карнавал. Увертюра для оркестра, op. 19
- Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem), op. 20 (1940)
- Музыкальные утренники ( Matinées musicales ). Сюита № 2 на музыку Дж.Россини, op. 24 (1941)
- Путеводитель по оркестру для юных слушателей (вариации и фуга на тему Пёрселла ), для чтеца с оркестром, op. 34 (1945)
- Люди доброй воли. Вариации на рождественскую кэрол ( Men of goodwill. Variations on a Christmas carol )
Для музыкального театра
- Питер Граймс (опера; 1945)
- (опера; 1946)
- (опера; 1947)
- (детская опера; 1949)
- Билли Бад (опера; 1951)
- Глориана (опера; 1953)
- (опера; 1954)
- ( The Prince of the Pagodas ), балет (op. 57; 1957)
- ( Noye's Fludde ). Честерский миракль, положенный на музыку, op. 59 (1958)
- (опера; 1960)
- Река Керлью (опера-притча; op. 71; 1964)
- ( The golden vanity ). Водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78 (1966)
- Пещное действо ( The burning fiery furnace ; опера-притча; 1966)
- Блудный сын ( The prodigal son ), опера-притча, op. 81 (1968)
- , опера (1973)
- , опера, op. 85
Для хора
- Гимн Деве Марии ( A hymn to the Virgin ), для двойного хора (1930)
- Родился Мальчик ( A boy was born ). Вариации для смешанного хора, op. 3 (1934)
- Хоровые пятницы ( Friday afternoons ). Цикл песен для детского хора и фортепиано, op. 7 (1935)
- Небожители. Кантата для хора и оркестра (1937)
- Баллада героев (кантата; 1939)
- Рождественские песни ( Ceremony of Carols ) (1942)
- Возвеселитесь в Агнце (Rejoice in the Lamb). Кантата на стихи Кристофера Смарта (1943)
- Святой Николай. Кантата для солистов, хора и оркестра, op. 42
- Военный реквием, для солистов, хора и оркестра, op. 66 (1962)
- Кантата-misericordium, для солистов, хора и оркестра, op. 69
Прочие сочинения
- Струнные квартеты (1931, 1941, 1945 и 1975 гг.)
- Наши предки — охотники, для высокого голоса с оркестром, op. 3 (1936)
- Концерт для фортепиано с оркестром, op. 13 (1938)
- Озарения ( Les Illuminations ). Вокальный цикл для тенора и струнных на стихи А.Рембо, op. 18 (1939)
- Концерт для скрипки с оркестром, op. 15 (1939)
- Юный Аполлон (Молодой Аполлон), для фортепиано с оркестром, op. 16
- Семь сонетов Микеланджело, для тенора и фортепиано (1940)
- Серенада, для тенора, валторны и струнных, op. 31 (1943)
- Весенняя симфония (Spring Symphony) для солистов, хора и оркестра, op. 44 (1949)
- Китайские песни (Songs from the Chinese), для голоса и гитары (1957)
- Ноктюрн, для тенора, облигатных инструментов и струнных, op. 60 (1958)
- Симфония для виолончели с оркестром, op. 68 (1964)
- Цикл песен на слова А. Пушкина (1965)
- Сюита № 3 для виолончели соло (c использованием русских народных мелодий) (1971)
- Шотландская баллада, для двух фортепиано с оркестром, op. 26
- Фантастический квартет (для гобоя, скрипки, альта и виолончели)
Обработки, редакции чужих сочинений
- переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
Литература
- Таурагис А. Бенджамин Бриттен: (Очерк жизни и творчества). — М. : Музыка, 1965. — 130 с.
- Холст И. Бенджамин Бриттен / Пер. с англ. — М. : Музыка, 1968. — 100 с.
- Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бритен. — М. : Сов. композитор, 1974. — 329 с.
- Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography. — London: Faber, 1992. — ISBN 0-571-14324-5 .
Примечания
- ↑ Benjamin Britten // (англ.) — 2000.
- ↑ Benjamin Britten // (швед.) — 1999.
- (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 15 июля 2018. 3 мая 2019 года.
Ссылки
- (Дата обращения: 28 октября 2011)
- (Дата обращения: 28 октября 2011)
- 2020-07-29
- 1