Interested Article - Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)

Соната для фортепиано № 1 ре минор , ор. 28 — фортепианная соната русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова , работа над которой велась в первой половине 1907 года . Благодаря автографу композитора на нотах сочинения известна точная дата её окончания — 14 мая 1907 года .

Программа сонаты основана на персонажах и сюжете трагедии Иоганна Вольфганга Гёте « Фауст ». Она не была обнародована композитором, но про её содержание известно из нескольких источников.

Строение

Соната написана в трёх частях:

  1. Allegro moderato
  2. Lento
  3. Allegro molto

Время исполнения около 35 минут . Написана в классической сонатной форме с быстрыми первой и третьей частями и медленной второй частью. Является первым произведением в музыкальной трилогии, при этом менее оценена, чем следующая соната для фортепиано № 2 , написанная пять лет спустя .

Программа

К. И. Игумнов , первый исполнитель сонаты, рассказывал, что в 1908 году Рахманинов лично говорил ему о программе сочинения. Комментируя письма композитора Игумнов передал её содержание, которое основывается на сюжете трагедии « Фауст » Гёте :

при сочинении сонаты он имел в виду гетевского Фауста и что 1-я часть соответствует Фаусту , 2-я — Гретхен, 3-я — полет на Брокен и Мефистофель .

Широкого обнародования этой программы композитор не осуществил, но про соотношение сонаты с произведением Гёте известно и из других источников . Так, 25 апреля [ 8 мая ] 1907 года , рассказывая о ходе работы над сонатой, Рахманинов в письме к своему другу Н. С. Морозову заметил, что она основывается на определённой «руководящей идее» (программе). По его словам, сочиняя он имел в виду «три контрастирующих типа из одного мирового литературного произведения» . По наблюдению биографа композитора Б. С. Никитина:

Музыка первой части весьма рельефно рисует образ Фауста, его размышления, сомнения, борьбу. если это ещё можно связать с какими-то другими литературными героями мирового значения, то уж третья часть — полёт на вершину Брокен, где по легенде проходит майский праздник ведьм и все нечисти, то есть Вальпургиева ночь с обязательным присутствием сатаны, — не оставляет сомнений в том, какое мировое литературное произведение имел в виду Рахманинов. Музыка третьей части Сонаты есть действительно сатанинская не только по настроению, но и по содержанию .


Примечания

  1. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  2. — .
  3. , с. 616.
  4. Brisson, Eric. . Pianopedia (2008). Дата обращения: 3 февраля 2008. 15 декабря 2007 года.
  5. Nelson, Lee-Ann (October 2006). "2.2.2". (PDF) (MMus). University of Pretoria. (PDF) из оригинала 16 августа 2017 . Дата обращения: 24 мая 2018 .
  6. , с. 7.
  7. , с. 433.

Литература

  • Никитин Б. С. Сергей Рахманинов. Две жизни. — М. : Издательский дом «Классика-ХХI», 2008. — 208 с. — ISBN 978-5-89817-217-6 .
  • Рахманинов, Сергей. Литературное наследие. — М. : Советский композитор, 1978. — Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. — 668 с.

Ссылки

  • — ноты
Источник —

Same as Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)