Блох, Александр (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Станкевич (1824, Варшава — 1892, Рим ) — польский художник.
Будущий художник родился в Варшаве, тогда являвшейся столицей Царства Польского в составе Российской империи . Образование получил в Варшавской гимназии, параллельно обучался живописи и рисунку. Начиная с 16-летнего возраста участвовал в художественных выставках в Варшаве. В 1843 году направлен для дальнейшего обучения в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербург . Являлся вольноприходящим учеником и пенсионером Царства Польского, то есть оплата обучения молодого художника осуществлялось за счёт государственного бюджета российской Польши. Учителями Станкевича были художники Марков и Брюллов .
В 1845 году Станкевич за портрет, писанный с натуры, был награждён двумя серебряными медалями Академии художеств, большой и малой. В следующем, 1846 году, окончил академию, и за счёт казны Царства Польского был отправлен в Рим для завершения художественного образования.
В дальнейшем Станкевич проживал, в основном, в Риме. По крайней мере один раз он выполнил копию с находящейся в Риме картины по заказу Российской академии художеств. Наряду с этим, Станкевич много работал для итальянских заказчиков, среди которых был даже Папа Римский . Папе так понравилась картина Станкевича « Пий IX , благословляющий народ», являвшаяся, фактически, его портретом, что художник был награждён за неё папским орденом Святого Сильвестра .
Как и многие художники его времени, Станкевич участвовал в создании живописи для церквей, в частности, для Черниговского костёла.
Близким другом Станкевича был другой художник, живший в Риме большую часть времени — Семирадский , который написал портрет Станкевича.
В Государственной Третьяковской галерее хранится картина Станкевича «Итальянка с ребёнком», а в Государственном Русском музее — картина «Погонщики в Кампании ».
В 19 веке существовал и другой польский художник Александр Станкевич , высланный в Сибирь за участие в восстании 1863 года , проживавший в Красноярске и оказавший влияние на формирование интереса к живописи у известного в будущем художника Каратанова .
Необходимо также отметить, что картины из музеев Варшавы и Киева , приписываемые «римскому» Станкевичу, чётко распадаются на две группы. Одни сюжетом связаны с Италией (например, портрет сенатора Ромуальда Губе написан в период пребывания Губе в Риме в качестве российского дипломата) и демонстрируют высокое мастерство академического стиля. Другие, напротив, изображают провинциальных дворян и демонстрируют только навыки самодеятельного живописца. Поэтому резонно предположить, что существовал и третий Александр Станкевич.
Впрочем, по другой, более распространённой версии, вторая группа картин была написана тем же самым Александром Станкевичем в самом начале 1840-х годов в Варшаве в статусе модного художника-«вундеркинда» (Станкевичу не было тогда и 18 лет) до обучения в Академии Художеств.