Interested Article - Герасим (Сафирин)
- 2021-09-26
- 1
Епи́скоп Гера́сим ( рум. Episcopul Gherasim , в миру Георге Сафирин , рум. Gheorghe Safirin ; октября 1849, Изворэлу, жудец Мехединци — 14 февраля 1922, скит Фрэсиней, жудец Вылча) — епископ Румынской православной церкви , епископ Романский ; преподаватель и общественно-политический деятель.
Первоначально он был школьным учителем, но почувствовал влечение к монастырской жизни и принял сан в 1873 году, став диаконом в следующем году. Его вторая карьера была связана с преподаванием в семинарии, прикреплённой к Романской епархии, где, будучи директором, он также организовал кампанию за прозрачность и реформы. В конце концов он был низложен, но все еще оставался викарием в течение двух отдельных периодов. Переводчик, полемист и композитор церковной музыки, он в конце концов был избран епископом Риманским в 1900 году, а в 1909 году стал предполагаемым кандидатом на пост митрополита. Он проиграл последнюю гонку Афанасию (Миронеску) . Герасим (Сафирин) оказался в центре скандала, связанного с атрибутикой румынского Синода. Он возражал против секуляристской программы национал-либералов и уступок Афанасия в этом отношении. В 1910 году он издал анафему против своих соперников, затем отказался от неё, в конце концов подав в суд на Афанасия в Синод. Его дело было поддержано коалицией традиционалистских прихожан, католических наблюдателей и членов оппозиционной Консервативной партии. Последняя группа отказалась от своей поддержки после прихода к власти в 1911 году, и епископ Герасим остался более уязвимым. В конце концов Синод снял с Афанасия все обвинения, но заставил и Герасима и Афанасия подать в отставку. Епископ Герасим сопротивлялся принуждению, а затем покинул страну. Он вернулся в 1913 году, но не смог получить для себя римское епископство и в конце концов удалился во Фресинейский монастырь. Его запомнили как противоречивую фигуру: упрямого до душевного расстройства, с редкой склонностью к политике.
Биография
Родился в октябре 1849 годы в Изворелу, жудец Мехединци . Был сыном греко-румынского мужчины и его румынской жены (или, по разным слухам, любовницы) . Он учился в Национальном колледже Кароля I в Крайове , который окончил в 1870 году со степенью бакалавра по литературе и естественным наукам . С 1870 по 1873 год он был одновременно учителем французского языка и директором гимназии в Тыргу-Жиу , но взял академический отпуск, чтобы жить на Афоне . Сам он был пострижен в монашество в Монастыре Тисмана в 1873 году , несмотря на отсутствие формальных требований к этой должности, включая окончание семинарии .
В конце концов, в 1874 году Георге Сафирин был рукоположен в сан диакона , после чего служил в Романской епархии . Он также возобновил свою преподавательскую деятельность, в чём его поддерживал епископ и его бывшие ученики. С 1875 по 1889 год он преподавал мораль, литургику и пастырское богословие в Семинарии в Рымнику-Вылче . Он начал собирать старые книги для библиотеки Синода Румынской православной церкви, а в 1877 году перевёз сотни книг из Монастыря Хорезу в Бухарест .
В 1878 году он стал священником , а также директором семинарии. Иеромонах Герасим (Сафирин), который использовал свою зарплату, чтобы спонсировать дальнейшее обучение своих выпускников богословию, обвинил своего предшественника в коррупции . В то время он усыновил Константина Кирическу, студента-сироту из , который позже стал главой церковной типографии . Его работа в качестве директора также привела его к написанию и публикации Типикона для начинающих священников (1878; второе издание 1897) и диссертации 1885 года о монашестве: «Монахи — слава Церкви Христовой» (Monahii sunt gloria Bisericei lui Hristos) . В тот же период он проявил себя как антикатолический полемист, переведя «La papauté hérétique» архимандрита Владимира (Гетте) (1885) .
В этот период он столкнулся с профессорами, многие из которых были им уволены. Они обвинили директора в том, что он терпимо относится к гомосексуализму на территории школы и преследует обездоленную женщину . После смерти своего покровителя Стоунеску он был окончательно уволен Дмитре Стурдзой , министром образования и религиозных дел. В том же году он опубликовал в Рымнику-Вылча брошюру, в которой он изложил свою защиту (и которую он подписал как «Герасим Саффирину») . Архимандрит с 1888 года, Герасим (Сафирин) был викарием (arhimandrit de scaun) в Рымнике с 1889 по 1890 год .
В течение следующих четырёх лет, уже в свои сорок лет, он учился на богословском факультете Национального университета в Афинах , Греция, получив степень лиценциата . Зарегистрировавшись под именем Герасимоса Саффириноса, он представлялся своим учителям пылким грекофилом . Сафирин также просил, чтобы его экзаменовали раньше других студентов: в то время ему было обещано место в Синоде, и он не хотел упускать такой возможности. Профессора отказались сделать это без явного разрешения румынского митрополита Иосифа (Георгиана) , который отказался его предоставить. Архимандрит Герасим вернулся домой в 1894 году и до 1899 года снова работал в Романской семинарии, на этот раз преподавателем латыни .
24 мая 1899 года был избран викарным епископом Рымникской епархии с титулом « Крайовский », и был рукоположен 6 июля того же года . 17 февраля 1900 года он был избран епископом Романским , а 27 февраля того же года состоялась его интронизация. По словам его апологета Константин Чернэяну, с первых лет своего пребывания на этом посту Епископ Герасим подавлял коррупцию священников и вторжения политической власти . Он также был членом румынского Сената ex officio , но, как отмечает Черняну, держался на расстоянии от других церковных сенаторов, которых он считал недостойными . В то время его приемный сын также был подвергнут правительственному расследованию и отстранён от должности .
По словам католического юриста Теодориана Карады, епископ Герасим уже не нравился правящим национал-либералам, когда в январе 1909 года умер митрополит Иосиф. По этой причине его не заметили на выборах, и преемником митрополита Иосифа 5 февраля того же года стал епископ Афанасий (Миронеску) . Вскоре Епископ Герасим начал критиковать руководство Румынской православной церкви, когда Синод учредил консисторию под гражданским надзором и частично под контролем Министерства просвещения и религиозных дел. Новое положение «широко рассматривалось как слишком снисходительное, позволяя любому румыну быть возможным кандидатом в церковную иерархию. […] учреждение Высшей Церковной консистории было направлено на сближение интересов низшего духовенства с решениями церковной иерархии» . Первоначально епископ Герасим предложил, чтобы консистории была разрешена только консультативная роль , и занял позицию в своих выступлениях на Сенатской трибуне . Когда Синод не отменил своего решения, епископ Герасим оставил прения и, сославшись в свою защиту на «основные законы христианской православной церкви», призвал анафему (afurisenie) на Синод и митрополита Афанасия. Последний, как отметил сам епископ Герасим, был противником секуляризации в годы своего пребывания на посту епископа Рымникского .
Синод проголосовал за то, чтобы отменить анафему как незаконную. Примечательно, что епископ Афанасий председательствовал на сессиях, на которых с него были сняты обвинения , а епископа Герасима попросили вернуться к дискуссии, иначе последний рисковал лишиться своей кафдеры. Скандал, разожжённый секуляристски настроенным министром образования Спиру Харетом, был погашен в январе 1910 года, когда епископ Герасим сам снял анафему . Возмущённый епископ Герасим вскоре заметил, что митрополит не прислушался к его совету пересмотреть закон на предмет возможных признаков ереси. 16 мая он подал официальную жалобу на Афанасия в синодальный суд . Другие священнослужители также присоединились к нему в качестве истцов, добавив свои обвинения. К тому времени, когда начался официальный судебный процесс 20 мая, Афанасий также был обвинен в плагиате, грехах плоти и в сговоре с католиками, такими как Теодориан-Карада .
В ответ сторонники митрополита Афанасия напали на Сафирина за его сомнительное происхождение и якобы невменяемость. В то время как последнее обвинение было главным образом основано на прочтении его самодиагностики как «теоманиака» , церковный историк Киприан-Мариус Сирбу утверждает, что публичные заявления Сафирина были «пограничными патологическими». Он предполагает, что после переезда в Рим Сафирин ревновал Геннадия Георгеску, титульного епископа Рамнича. Однако Сырбу также пишет, что консистория, как «двойник Синода», была «антиканонической» .
Скандал перерос в политическую и культурную борьбу. В то время как митрополит был поддержан Харетом и его национал-либералами, дело Сафирина было поддержано Консервативной партией , которая пришла к власти при Петре Карпе . Консервативные христиане того времени выражали надежду, что Карп произведет «моральное возрождение» церкви и отменит спорную работу Харета. В про-Сафиринский лагерь входили, наряду с Черняну, общественные интеллектуалы, такие как Константин Радулеску-Мотру, Эракли Стерьян и Мирча Деметриаде, а также священнослужители, такие как и Илие (Иларие) Теодореску; по сообщениям, только один последователь был сам епископом: Конон (Арэмеску-Донич) . Националистический историк и публицист Николае Йорга также агитировал за антисекуляристов, пока он внезапно не перешёл на другую сторону вместе с большей частью самой консервативной партии. Судебный процесс также заинтересовал румынские общины Австро-Венгрии, где многие консерваторы Национальной партии встали на сторону Сафирина, как и Лазарь Герман, Димитрий Дан и другие священнослужители Буковинской митрополии .
По словам Сырбу, скандал также был использован многочисленными противниками митрополита, в том числе католическими миссионерами, а также православными священниками, расследовавшими дело о коррупции. Этот вопрос действительно привлёк внимание в католическом мире: по словам обозревателя Жана-Мари Эхоса Д’Ориента, скандал разделил румынское Православие на две Церкви — истинно православную, возглавляемую епископом Герасимом, и «пресвитерианскую», возглавляемую митрополитом Афанасием. Хотя его собственная переписка с Афанасием была центральной частью судебного процесса, в 1937 году Теодориан-Карада признал, что он поддерживал Сафирина, и что он и Кирическу вели свою битву с Харетом «через епископа Римананского» . Однако он отрицает, что местная Римско-Католическая Церковь имела какое-либо отношение к этому делу: "архиепископ Нетцхаммер не раз советовал мне отказаться от борьбы. То же самое и с Владимиром Гикой . Как он отмечает, Харет приложил все усилия, чтобы самому не иметь дела с этим скандалом, и испытал облегчение, когда в декабре 1910 года к власти пришел кабинет Карпа. Как новый министр образования, Константин Арион требовал скорейшего решения .
Оживленный и продолжительный судебный процесс включал в себя «оскорбления и угрозы в отношении [свидетелей], изменения показаний, отлучение священников от церкви, жестокие аресты, покушения на убийство и угрозы самоубийства» . Актриса и домохозяйка были вызваны для дачи показаний, были ли они любовницами митрополита, в то время как Кирическу предъявил в качестве доказательства письмо, в котором митрополит Афанасий, по-видимому, просил противоядия . Среди тех, кто отказался от своих показаний более очевидным образом, был Нифон (Никулеску) , который, будучи епископом Нижнего Дуная, также занимал место в самом Синоде. Пресса утверждала, что его перемена была вызвана правительственной поддержкой . 20 июня 1911 года Синод предоставил сторонам последний шанс снять свои обвинения; обе стороны отказались . Синод также предложил обоим епископам подписать прошение об отставке и одновременно освободить свои места. Подстрекаемый Кирическу, Сафирин отказался — он боялся, что Арион готовит ему ловушку .
24 июня Синод низложил епископа Герасима за клеветнические обвинения, выдвинутые им против митрополита Афанасия. Этот исход был нетерпеливо ожидаемым, но в значительной степени предсказуемым—несколькими днями ранее спекуляции на эту тему всплыли в Диминеце ежедневно; левая Факла обсуждала судебный процесс как «пародию» . Тем не менее через несколько дней митрополит подал прошение об отставке. Хотя он и утверждал, что действовал в соответствии со своим горем из—за скандала, возникли предположения, что он был втянут в него-либо из-за раскачивающегося политического консенсуса, либо, более конкретно, из-за негодования Ариона . К октябрю законы об избрании епископов были переписаны в непротиворечивой форме: «митрополиты могли быть избраны только из епископов, а епископы могли быть избраны из любого члена румынского духовенства. […] конфликт, начатый епископом Герасимом Саффирином […] указывало на то, что в церкви были люди, неудовлетворенные её ролью в обществе» .
Поначалу Сафирин принял вынесенный ему приговор и удалился к Роману, ожидая замены. Его отношение изменилось, и Теодориан-Карада и Черняну настаивали на том, что он должен оказать пассивное сопротивление—план состоял в том, что симпатизирующая третья партия, консерваторы-демократы, сформирует правительство и восстановит его на прежнем месте . Затем низложенный епископ выступил с заявлением против Синода, отметив, что он не имеет права низложить его, не предав анафеме. Он также утверждал, что в силу румынских законов он несменяем со своего места в Сенате , а следовательно, и с места епископа. Он направил письмо протеста королю Каролю I и обнародовал свою позицию в нескольких брошюрах и сборниках документов, некоторые из которых все ещё были напечатаны в 1912 году .
По разным сведениям, полиция была вызвана для налета на его епископский дворец, и его вывели из Рима под вооруженной охраной . Феодориан-Карада утверждает, что Сафирин оставался епископом «столько, сколько хотел», и ушел только по собственной воле, «потому что устал» . Согласно подробному отчету мемуариста Константина Бакалбаши, прокурор Антон Арион фактически приказал Сафирину освободить здание и вёл с ним переговоры в течение нескольких часов, пока епископ не признал поражение . Примерно в то же самое время Кирическу уволили с учительской работы, его донос сочли актом шантажа .
Летом 1912 года Сафирин эмигрировал в Австро-Венгрию и поселился в Брашове . Его епископское кресло занял епископ . По словам Черняну, епископ Герасим остался без средств к существованию, «голодный и бездомный», но в 1913 году ему была назначена пенсия под вымышленным предлогом, что он добровольно ушёл со своего поста. Также в 1913 году консерватор-демократ Таке Ионеску , и простое большинство правящей коалиции, предлагали назначить его вожделенным епископом Рымникским, но весь Синод пригрозил уйти в отставку в знак протеста. Со своей стороны, епископ Герасим отказался от предложения, поступившего от короля Кароля, стать настоятелем образцового монастыря .
В начале мая 1914 года Сафирин вернулся в Рим вместе с Черняну и возобновил скромное существование в качестве переводчика церковной литературы с греческого языка . В конце концов он удалился в район к северу от Бейле Олэнешти, в монастырь Фресинеи (который он восстановил во время своего епископства) , и прожил там всю оставшуюся жизнь . Последние годы своей жизни он посвятил сочинению Псалтыри и, будучи ещё студентом церковной литературы и исихазма , получил машинописный экземпляр « Добротолюбия ». Эта рукопись позже была сохранена Думитру Стэнилоае и, возможно, использовалась в качестве справочного материала для его собственного издания Добротолюбия .
Епископ Герасим умер 14 февраля 1922 года. Епископ Виссарион (Пую) , присутствовавший при его кончине, утверждал, что он «скончался как святой человек» . Он был похоронен на монастырской земле, и его могилу позже посетил кающийся Афанасий . По словам Сырбу, его случай остается в истории как один из немногих, когда румынский епископ открыто нападал на румынские правительственные структуры, проверяя таким образом пределы политической вовлеченности священнослужителя . Теодориан-Карада описывал своего друга, «епископа Саффирину», как «чересчур ревностного монаха, с мышлением, возможно, более иудейским, чем христианским, но тем не менее человека» .
Примечания
- ↑ Mircea Păcurariu. Safirin Gherasim // Dicționarul teologilor români (рум.) . — București: Editura Enciclopedică, 1996. — С. 281. — 425 с. — ISBN 973-97391-4-8 .
- , pp. 260, 266.
- , pp. 130–131.
- ↑ , pp. 266–267.
- Policarp Chițulescu, «Livres des bibliothèques médiévales roumaines, conservés dans la Bibliothèque du Saint Synode de Bucarest» // Actes du Symposium international Le Livre. La Roumanie. L’Europe. 4ème edition: 20-23 Septembre 2011 , Vol. I, Section 1, 2012, p. 252
- , pp. 131–132.
- , p. 141.
- ↑ , p. 164.
- ↑ , p. 133.
- 'Ortodoxia românească' și 'Pravoslavia rusească'. III: Cuvântul Redacției // Biserica și Școala . 1937. — Nr. 31-32, p. 271
- ↑ , p. 260.
- ↑ , p. 267.
- , p. 132.
- , pp. 96–97, 108.
- , pp. 96–97.
- , pp. 132–133.
- ↑ , p. 180.
- , pp. 56, 133–135.
- , pp. 134–135.
- , pp. 136–141, 194–195.
- , p. 16.
- ↑ Lucian N. Leuștean. . — Houndmills & New York: Palgrave Macmillan, 2009. — С. —37. — ISBN 978-1-349-30411-0 .
- ↑ , pp. 260–261.
- ↑ , p. 185.
- , p. 263.
- ↑ , pp. 261–262.
- , p. 135.
- , p. 19.
- , pp. 135–136.
- , pp. 18–19, 29–31.
- , pp. 263–266.
- , pp. 136, 140–147, 156, 197–198, 222–223.
- , pp. 266–268.
- , pp. 262–263.
- ↑ , pp. 18–20.
- , pp. 148–149, 151–154, 157–167, 171–173, 180, 185–206, 297–309.
- ↑ , p. 22.
- , pp. 18–21.
- , pp. 18–19, 29–31, 34–35.
- , pp. 144–149.
- , pp. 19–20.
- ↑ , pp. 267–268.
- , pp. 31–33.
- , pp. 268–269.
- ↑ , p. 21.
- , p. 31.
- , pp. 163–164.
- , p. 269.
- , pp. 132, 156–157.
- , pp. 31—32.
- , pp. 34–35.
- ↑ «Informațiuni. P. S. episcopul Gherasim Safirin» // Românul (Arad). 1914, — Nr. 93. — p. 6
- Vassa Kontouma , «Christianisme orthodoxe. Conférence de Vassa Kontouma» // Annuaire de l'École Pratique des Hautes Études, Section des Sciences Religieuses, Vol. 119, 2010—2011, pp. 202—203
- Marian Vild , «Rolul și locul Sfintei Scripturi în gândirea și scrierile mișcării de reînnoire isihastă din Țările Române în sec. al XVIII-lea. (I.) În scrierile Sfântului Vasile de la Poiana Mărului» // Mihai-Dan Chițoiu, Savu Totu (eds.), Filosofie și religie în spațiul românesc, p. 166. Bucharest: Pro-Universitaria, 2015. ISBN 978-606-26-0342-7
- Nicolae Iorga. Memorii. Vol. III: Tristețea și sfârșitul unei domnii. — Bucharest: Editura Națională Ciornei, 1931. — С. 285.
- , pp. 176–178.
Литература
- Jean-Marie. (рум.) // Échos d’Orient. — 1910. — Т. 13 , fasc. 80 . — P. 48—50 .
- Constantin Cernăianu. Biserica din Regat, 1908—1918 (Semnele timpului în Biserica noastră. Publicație specială pentru cazuri extraordinare) (рум.) . — Bucharest: Apollo, 1920.
- Constantin Bacalbașa. Bucureștii de altă dată (рум.) . — ed. a IIa. — Bucharest: Universul, 1936. — Т. IV.
- Mariu Theodorian-Carada. Efemeridele. Însemnări & amintiri: 1908—1928 (рум.) . — Săbăoani: Serafica, 1937.
- Lucreția Angheluță, Salomeea Rotaru, Liana Miclescu, Marilena Apostolescu, Marina Vazaca. Bibliografia românească modernă (1831—1918). — Bucharest: , 1996. — Т. IV: R-Z. — ISBN 973-27-0501-9 .
- Leonidas Rados. // Anuarul Institutului de Istorie George Bariţ Cluj-Napoca. — 2006. — Т. XLV. — С. 83—112.
- Liliana Beu. (рум.) // Buridava. — 2011. — Nr. 9 . — P. 259—269 .
- Ciprian-Marius Sîrbu. (рум.) // Buridava. — 2012. — Nr. 10 . — P. 162—187 .
- 2021-09-26
- 1