Акрачков, Игнатий Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Игнатий Каспарович Воячек (собственно Гынек Воячек , чеш. Hynek Vojáček ; 4 декабря 1825 , Злин — 27 января ( 9 февраля ) 1916 , Петроград ) — российский музыкант и музыкальный педагог чешского происхождения.
Сын органиста и собирателя народных песен Кашпара Воячека . Учился у своего отца, затем у органиста Йозефа Данека во Всетине . В 1838 г. поступил в школу Старобрненского монастыря , где среди прочего изучал музыку под руководством Готфрида Ригера и философию под руководством ; среди товарищей Воячека по монастырской школе был будущий композитор . В 1845—1846 гг. продолжил изучение философии в Венском университете .
В 1846—1848 гг. работал домашним учителем у графов в в Трансильвании. Затем, когда регион охватили волнения 1848 года и графский дом был разорён восставшими (причём погибли все сочинения, записи и обработки Воячека за три года), короткое время преподавал в Коложваре , после чего вернулся во Всетин, руководил концертами в замке , затем до 1851 г. мужским хором в Брно , в этот период написал много хоровой церковной музыки. Всё это время занимался, как и его отец, сбором и обработкой музыкального фольклора, преимущественно славянского. В 1853 г. оказался в Вене, где познакомился познакомился с композитором Алексеем Львовым , пригласившим его на должность учителя музыки в дом генерала Евгения Самсонова , женатого на сестре Львова Надежде. После недолгой работы у Самсоновых в Бресте и преподавания там же в кадетском корпусе Воячек проследовал в Санкт-Петербург, где в 1855—1857 гг. состоял капельмейстером в Лейб-Гвардии Преображенском полку .
В 1857 г. поступил в оркестр Михайловского театра фаготистом и играл в этом оркестре на протяжении 50 лет. Одновременно сотрудничал как органист, а с 1870 г. и как дирижёр, с Мариинским театром . С 1863 года преподавал в Санкт-Петербургской консерватории сольфеджио и начала теории музыки, в 1866—1912 гг. профессор оркестровки, преподавал также в Николаевском институте . Одновременно продолжал работать как органист и дирижёр. Пропагандировал в России чешскую музыку. Поддерживая связь с Чехией, регулярно посещал её и переписывался с чешскими коллегами, в том числе (с 1905 г.) с Леошем Яначеком . Публиковал статьи о русской музыке в чешских журналах. 18 ноября 1862 г. Торжественная увертюра ( чеш. Slavnostní předehra ) Воячека прозвучала при открытии в Праге , предшественника Национальной оперы .
В композиторском наследии Воячека важное место занимает опера «Пленница» ( чеш. Zajatá ; 1867, на сюжет из русско-шведской войны), ставшая, наряду с «Марией Потоцкой» , одним из первых чешских музыкальных произведений на русский сюжет и поставленная 15 марта 1869 г. в Праге (дирижировал Бедржих Сметана ) . Вторая опера Воячека, «Тамара, царевна грузинская», поставлена не была; кроме неё, Воячеку принадлежит детская опера «Лесные чары» (1903, по одноимённой детской пьесе Якова Полонского ). В 1850—1860-е гг. Воячек опубликовал ряд фортепианных пьес, среди его многочисленных вокальных и хоровых сочинений — Реквием (1861) памяти Вацлава Ганки , кантаты «В горах» ( чеш. Na horách ; 1906) и «Марушка» (1907), обе на стихи и посвящены памяти Франтишека Бартоша .
Сын — Владимир Воячек , военный медик. Дочь Людмила (1869—1953), российский музыкальный педагог, была замужем за композитором Александром Фридманом . Внучка от первого брака Людмила Воячкова-Ветче ( чеш. Ludmila Vojačková-Wetche ; 1872—1938) — пианистка и музыкальный педагог, ученица Антонина Дворжака , работала в Чехии и США.