Interested Article - Караимское кладбище в Евпатории
- 2020-05-05
- 1
Караимское кладбище в Евпатории — недействующее кладбище евпаторийских караимов , расположенное на восточной окраине города на выезде в сторону Симферополя . Не имеет охранного статуса ни по украинскому, ни по российскому законодательству.
История
По данным караимского учёного А. С. Фирковича , исследовавшего кладбище в 1840-х годах, самое раннее сохранившееся на тот момент надгробие датировалось 1593 годом, самое позднее — 1847-м. Им же был обнаружен ряд памятников XVII и XVIII веков . На плане Евпатории 1916 года видно, что кладбище располагается на берегу солёного озера Сасык , граничит с еврейским и, через железную дорогу, православным кладбищами. Вблизи некрополя находилась городская бойня .
В декабре 1918 года « Известия караимского духовного правления » сообщали, что « местное караимское кладбище всегда поражало своим неблагоустройством. Особенно жалкий вид имело кладбище оттого, что в нём отсутствовала зелень, ибо кладбище не имеет колодца для поливки растительности ». С этой целью по инициативе С. М. Туршу и габбая С. М. Ходжаша среди родственников убитых во время гражданской войны была собрана сумма для рытья на кладбище артезианского колодца .
В советское время несколько раз подвергалось разорению. Первая волна разрушения состоялась в 1935 году, когда кладбище ещё действовало. Особенно сильно пострадали юго-восточная и юго-западная части кладбища, остальные части пострадали меньше благодаря запрету прокурора Евпаторийского района . Разрушению надгробий и вывозу камня предшествовала объявленная Евпаторийским райфинотделом формальная перерегистрация памятников. Регистрация проводилась таким образом, что ни Управление коммунального хозяйства, ни лица, зарегистрировавшие памятники, не могли впоследствии проконтролировать их целостность и сохранность. С караимского кладбища планировалось изъять 500 кубометров камня, 70 кубометров мрамора и другие стройматериалы. Вывезенные надгробия использовались для замощения улиц, тротуаров и в качестве бордюрных камней , причём эпитафии предварительно не уничтожались. Следующие две волны разрушения последовали в 1947 и 1987 годах, склепы состоятельных караимов были вскрыты и разграблены, вывозился практически весь известняковый камень . В 1960-х годах плитами с кладбища сооружались фундаменты евпаторийского мясокомбината .
В 1985 году комиссия Евпаторийского горисполкома распорядилась передать Евпаторийскому краеведческому музею 15 надгробий, представляющих этнографический и архитектурно-художественный интерес. Этим же решением другие памятники из мрамора и лабрадорита передавались комбинату коммунальных предприятий для переработки на плитку и строительную крошку . Среди таких памятников оказался и ранее стоявший на могиле Таврического и Одесского караимского гахама С. М. Панпулова , вывезенный в Симферополь в Крымскую специализированную научно-реставрационную производственную мастерскую. На памятнике отсутствовала надгробная надпись, поэтому невозможно было определить кому он принадлежал. Благодаря ходатайствам караимских общественников С. И. Кушуль и И. А. Шайтана памятник гахама удалось идентифицировать и, с согласия Евпаторийского горисполкома, перевезти в Евпаторию .
В 1950-х годах кладбище продолжало функционировать. В 1953 году на нём был похоронен М. М. Кумыш-Кара, служивший старостой евпаторийской караимской общины во время оккупации (могила сохранилась) . По данным на 1959 год сторожу кладбища караимским религиозным обществом Евпатории выплачивалась зарплата . С 1963 года кладбище закрыто для захоронений .
Современное состояние
С советских времён пребывает в разрушенном состоянии. В 1995 году на территории комплекса евпаторийских кенасс создан лапидарий , в котором размещены несколько мраморных и старинных известняковых памятников с евпаторийского караимского кладбища, в том числе гахама С. М. Панпулова, благотворителя В. Б. Тонгура, поэта и педагога И. И. Казаса .
В 2017 году в ходе дорожных работ на ул. Красноармейской были обнаружены 4 фрагмента надгробных камней с караимского кладбища, использовавшиеся в качестве бордюров, перевезённые вскоре в лапидарий евпаторийских кенасс .
|
Захоронения
На кладбище были похоронены видные караимские общественные и религиозные деятели: гахам С. М. Панпулов, педагог И. И. Казас , врачи С. А. Бобович (перезахоронен на караимском секторе гражданского кладбища) и Б. И. Казас , адвокат М. С. Луцкий , городские головы М. М. Ефет, М. А. Панпулов , благотворители И. Э. Бабаджан, Ш. Э. Бабаджан, Э. И. Бабаджан , В. Б. Тонгур, М. С. Сарач , Б. М. Шишман, М. И. Шишман, погибший участник Первой мировой войны Е. М. Культе , турецкий консул С. И. Ефетов и другие. Надгробия состоятельных караимов 2-й половины XIX — начала XX века изготовлялись из ценных пород камня: чёрного и белого мрамора, габбро , диабаза и пр. 99 % таких памятников на кладбище не сохранилось . Самое раннее сохранившееся надгробие датируется 2-й половиной XVIII века .
Примечания
- Этот географический объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
- ↑ Кизилов М. Б. Крымская Иудея : Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времён до наших дней. — Симферополь : Доля, 2011. — С. 138. — 336 с. — ISBN 978-966-366-386-9 .
- ↑ Караимский некрополь Евпатории // Караимы Евпатории: история, культура, архитектура : Краткий очерк / В. М. Заскока, В. С. Кропотов. — Симферополь : ДОЛЯ, 2009. — С. 172—173. — 216 с. — ISBN 978-966-366-281-7 .
- Хроника (От наших корреспондентов) : Евпатория // Известия караимского духовного правления. — 1918. — № 2 (декабрь). — С. 33.
- ↑ Тирияки В. : [ 28 сентября 2017 ] // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — 2017. — № 22 (32) (апрель). — С. 9—10.
- ↑ Тирияки Д. Караимские кенасы Евпатории. — Севастополь : Библекс, 2008. — С. 19—20. — 40 с. — ISBN 978-966-2950-04-5 .
- Шайтан И. А. : [ 1 декабря 2017 ] // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — 2017. — № 25 (34) (ноябрь). — С. 15.
- : Евпатория : [ 19 августа 2019 ] // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — 2018. — № 28 (37) (июль). — С. 12.
- Катунина Е. В. : [ 25 июня 2021 ] / Е. В. Катунина, Ю. А. Катунин // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 62. — С. 79.
- ↑ : [ 13 апреля 2019 ] // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — 2018. — № 29 (38) (октябрь). — С. 5.
- Тирияки В. З. : [ 26 мая 2021 ] // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — 2018. — № 27 (36) (апрель). — С. 4.
- , с. 78.
- , с. 130.
- , с. 5—7.
- , с. 117.
- , с. 69.
Литература
- Ельяшевич Б. С. Часть II. Караимский биографический словарь (от конца XVIII в. до 1960 г.) // Караимский биографический словарь (от конца VIII в. до 1960 г.) / Б. С. Ельяшевич. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН , 1993. — Кн. 2 : Караимы. — 238 с. — («Народы и культуры» / под ред. М. Н. Губогло , А. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой, Ю. Б. Симченко, В. А. Тишкова ; вып. XIV). — 250 экз. — ISSN .
- 2020-05-05
- 1