Бубнов, Николай Николаевич (актёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Никола́евич Крю́ков ( 25 июня [ 8 июля ] 1915 , Замытье , Тверская губерния — 17 апреля 1993 , Санкт-Петербург ) — советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1991) .
Николай Николаевич Крюков родился 25 июня ( 8 июля ) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод « Севкабель ». Всерьёз увлёкся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра ( БДТ ). Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актёрскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года — Театр имени Ленинградского Совета ).
Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова «Карьера Дызмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича « Карьера Никодима Дызмы » (реж. В. Иогельсен). Критик отмечал: «Роль современного Растиньяка, сильной личности и карьериста Никодима Дызмы играл Николай Крюков и обнаружил интересные данные героя-любовника с отрицательной окраской» . Следующая заметная роль Н. Крюкова — Лаэрт в « Гамлете » (1938) . В том же году впервые сыграл и в кино — небольшую роль в фильме Владимира Гончукова « Морской пост ». Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В статье «Режиссёр об учениках» Сергей Радлов связывал свои надежды и с представителями «младшего поколения театра» Н. Крюковым и другими молодыми актёрами. В ноябре 1940 состоялась премьера « Идеального мужа » Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса .
В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов» режиссера Арманда , но эта картина не была завершена, так как сценарий был признан некачественным Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) . Началась война . Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов ». (Крюков Н. Рукопись. Цит. по , с. 230). 12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» В.А. Дыховичного , в роли Кости — Н. Крюков. Через неделю, 17 октября, состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады , актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.
Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на Финляндский вокзал на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков (Крюков Н. Рукопись. Цит. по , с. 238). В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск . Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года — показали «Свадебное путешествие». «Искренние симпатии вызывает мягкий, застенчивый Костя в исполнении артиста Крюкова» . В июне Радлов возобновил «Идеального мужа» , 6 августа состоялась премьера «Гамлета». Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе — местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой , оказались в оккупации.
Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный — нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…».( Крюков Н. Рукопись. Цит. по , с. 246).
Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актёра и режиссёра Ф. И. Кремлёвского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко — русская драма, да ещё на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло ещё совсем недавно принявшее ленинградцев. Н. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях — «Бесприданнице», «Идеальном муже». В конце 1942 года Радлов восстановил «Гамлета» с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова.
В своих воспоминаниях Н. Крюков писал: «Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу» (Крюков Н. Рукопись. Цит. по , с. 251). Красная Армия вела бои не так далеко и все надеялись на скорейшее освобождение. В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье . Здесь «Петроградский театр под руководством Радлова» — так теперь назывался коллектив — работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин . Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции , другие — Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. — добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе , где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж , откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами». Анна Радлова скончалась в заключении в 1949, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953 и был реабилитирован в 1957 году.
Николай Крюков избежал серьёзных репрессий, но, как и других актёров радловского театра, его не брали ни в один московский или ленинградский театр. Работал в провинциальных театрах — в Тбилиси, Твери, Ростове-на-Дону, пока, наконец, не был принят в ленинградский театр, размещавшийся в здании « Пассажа » (том самом, где с 1936 по 1942 год работал радловский театр) и позже названный именем В. Ф. Комиссаржевской . В эти же годы сыграл эпизодические роли в фильмах «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и «Необыкновенное лето» (1957).
В 1956 году Н. Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу. В рижском театре был введён на роль Кента в « Короле Лире », играл Гамлета и Лаэрта в «Гамлете», Тибальда в «Ромео и Джульете», Макдуфа в « Макбете », Власа в «Дачниках» и Скроботова во «Врагах» Горького, Передышкина в комедии В. Катаева «Это было в Конске», Мотылькова в «Славе» Гусева и др.
В 1958 году после смерти С. Радлова Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию « Ленфильм ». Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни — в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно — с роли лётчика Бена Энсли в фильме «Последний дюйм» по одноимённому рассказу Джеймса Олдриджа . Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 60-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых «Им было девятнадцать» (1960), «Дочь Стратиона» (1964), «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). В 70-х в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977). В 1980-е годы с его участием вышли фильмы «Петровка, 38» (1980), « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона » (2 серии, 1980), « Россия молодая » и « Остров сокровищ » (оба в 1982), « Хлеб — имя существительное » (1988). С 1990 по 1992 гг., когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся в 10 фильмах: «Палач» (1990), « Белые одежды » (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и др. У него было немного главных ролей, но, благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, «тёмное пятно» в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1960 году Н. Крюков женился (второй брак) на Гуровой Лилии Ивановне (Лии Ионовне Гуровой), актрисе «Ленфильма», с которой прожил 33 года, вплоть до конца своей жизни.
Николай Николаевич Крюков скончался 17 апреля 1993 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На скромном постаменте выбита надпись «Истинно народный».