Interested Article - Последний человек
- 2020-08-29
- 1
Последний человек в апокалиптической и постапокалиптической фантастике — единственный человек , оставшийся в живых после гибели человечества .
Обзор
Это один из самых ранних мотивов научной фантастики . Он появился в эпоху романтизма в русле рассмотрения таких тем как время, смертность, личный и общественный апокалипсис . Из романтических произведений можно упомянуть стихотворения « » Джорджа Байрона (1816), « » Томаса Кэмпбелла (1823), « Последний человек » Томаса Гуда (1826) .
Мотив последнего человека есть уже в первом апокалиптическом романе Нового времени — книге « » (1805) . Ближе к современной фантастике роман « Последний человек » Мэри Шелли (1826), в котором в эпидемии чумы выживает лишь один человек . Темы касается Герберт Уэллс в конце романа « Машина времени » (1895), классической является его сцена, когда путешественник во времени оказывается один на обезлюдевшей Земле, освещаемой красным солнцем . В романе « » М. Ф. Шила (1901) убийственное облако, окутавшее Землю, оставляет в живых лишь одного мужчину, который 17 лет одиночества занимается тем, что сжигает города, объявляет себя императором и бессмысленно строит храм и дворец . В XX веке романтический нарциссизм сменяется паранойей, опасением глобальной катастрофы . Во многих более поздних произведениях человек остаётся один в результате ядерной войны , например, в романе « » Мордехая Рошвальда (1959) . Близким к романтическим истокам является роман « Я — легенда » Ричарда Мэтисона (1954), рассказывающий о человеке, выжившем в эпидемии вампиризма . В телесериале « Красный карлик » (1988—2012) человек просыпается из анабиоза длиной 3 млн лет, оказавшись таким образом последним живым человеком (но, впрочем, не последним разумным существом) .
Можно выделить два основных типа сюжетов о последнем человеке. В первом описывается непосредственно сам апокалипсис. В ходе повествования люди постепенно вымирают до последнего. Во втором история начинается уже после катастрофы, в которой выжил лишь один человек. Он живёт далее, используя блага исчезнувшей цивилизации, Такие произведения близки робинзонадам . Основные темы сочинений о последнем человеке — одиночество и тоска . Оставление выжившего даёт автору наблюдателя, чьими глазами можно описать погибший мир .
Распространённой темой является эксплуатация гигантских для одного человека ресурсов, оставленных человечеством, когда можно брать всё, что захочешь, поднятая, например, в романе « » Джона Кристофера (1977) . В эпизоде « Теперь времени достаточно » (1959) телесериала « Сумеречная зона », оставшись один на Земле, герой радостно собирается прочитать книги, на которые у него никогда не хватало времени. Оптимистично смотрит на ситуацию и персонаж рассказа « Хранитель » Уильяма Тенна (1953) .
В рассказе «Mana» Эрика Фрэнка Рассела (1937) бессмертный последний человек занимается муравьёв. В рассказе « Адам без Евы » Альфреда Бестера (1941) незадачливый учёный уничтожает не только всех людей, но и вообще всё живое, кроме себя; чтобы хоть как-то искупить свою вину, он бросается в море, чтобы стать пищей для бактерий на его теле, которые должны возобновить жизнь. Схожие сюжеты присутствуют в рассказах « » Джона Браннера (1956), « » Джеймса Уайта (1961), « » Айзека Азимова (1965) .
Распространённым сюжетным ходом в произведениях о последних людях является стук в дверь, который может предвещать как появление другого выжившего человека, так и некого чудовища, эта идея взята за основу в рассказе « Стук в дверь » Фредерика Брауна (1948). В некоторых произведениях длительное одиночество действительно заканчивается, как в романе « » М. Ф. Шила (1901) или фильме « Я — легенда » (2007).
Иногда мотив последнего человека встречается и в фэнтези , в котором, однако, зачастую некая божественная сила удерживает человечество от окончательного вымирания, способствуя выживанию нескольких человек , например в романе « Последний человек » Альфреда Нойеса (1940). В повести « Последний Адам » (1952) такое провидение показано презрительно. В пьесе «Spikenard» Ч. Э. Лоуренса (1930) конец света переживают из христианской мифологии .
Последним выжившим , исключением является, например, «Woman Alive, But Now Dead» (1935) .
Есть множество произведений, в которых в живых остаётся разнополая пара, эти мужчина и женщина становятся (или нет) прародителями нового человечества , своеобразными Адамом и Евой . В романе « » М. Ф. Шила (1901) герой после долгих лет одиночества всё же встречает девушку и, несмотря на его первоначальное желание покончить с человеческим видом, в конце концов женится на ней . Однако во многих историях взаимоотношения последней пары оказываются весьма непростыми. В рассказе « Стук в дверь » Фредерика Брауна (1948) человечество уничтожили инопланетяне, оставив лишь пару в качестве живых экспонатов, но мужчина оказывается не симпатичен женщине . В рассказе «Молчащие города» (1949) из « Марсианских хроник » Рэя Брэдбери пара встречается, но мужчина убегает, увидев, что последняя женщина уродлива. В романе « » (1974) мужчина ведёт себя настолько неадекватно и агрессивно со своей партнёршей по выживанию, что ей приходится убежать из чудом оставшейся незаражённой области . В романе « Не по правилам » Альфреда Бестера (1963) выжившая пара оказывается психически неуравновешенной, что превращает их отношения в чёрную комедию , последнее происходит и в рассказе « » Деймона Найта (1949). В повести «Mother to the World» (1967) выжили мужчина и умственно отсталая женщина с детской психикой. В рассказе «No Land of Nod» (1952) единственными выжившими оказываются отец и дочь, что сталкивает их с необходимостью инцеста .
В подобных сюжетах иногда может реализовываться юношеская фантазия остаться последними людьми на Земле вместе с привлекательной девушкой, а при доведении до абсурда — единственным мужчиной в мире, полном одиноких женщин . В рассказах «The Last Man» (1929) , « 5 271 009 » Альфреда Бестера (1954), комиксе « Y. Последний мужчина » Брайана Вона и (2002—2008) развенчиваются такие фантазии . Есть также ряд произведений, где выживают двое мужчин и одна женщина, за которую они вынуждены конкурировать, так происходит, например, в романе « Последний человек » Альфреда Нойеса (1940), фильмах « Мир, плоть и дьявол » (1959) и « Z — значит Захария » (2015).
Примечания
- ↑ от 1 февраля 2016 на Wayback Machine // The Greenwood Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy: Themes, Works, and Wonders / Edited by Gary Westfahl. Advisory Board Richard Bleiler, John Clute , Fiona Kelleghan, David Langford , Andy Sawyer, and Darrell Schweitzer. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2005. — P. 464—466. — 1395 p. ISBN 0-313-32950-8 , ISBN 978-0-313-32950-0
- ↑ Langford D. от 9 марта 2016 на Wayback Machine // The Encyclopedia of Science Fiction . Third Edition (Online) / Edited by John Clute , David Langford , Peter Nicholls and Graham Sleight. — London: Gollancz, from 2011, updated 9 April 2015.
- ↑ Stableford B. от 1 февраля 2016 на Wayback Machine // The Encyclopedia of Fantasy / Edited by John Clute and John Grant. — London: Orbit, 1997. ISBN 978-1-85723-368-1
Литература
- Dubonski R. The Last Man Theme in Modern Fantasy and SF // Foundation. — № 16. — May 1979. — P. 26-31.
- Langford D. от 9 марта 2016 на Wayback Machine // The Encyclopedia of Science Fiction . Third Edition (Online) / Edited by John Clute , David Langford , Peter Nicholls and Graham Sleight. — London: Gollancz, from 2011, updated 9 April 2015.
- Plank R. The Lone Survivor // The End of the World / Edited by E. Rabkin, M. H. Greenberg, J. Olander. — Carbondale: Southern Illinois Universe Press, 1983. — P. 20-52.
- от 1 февраля 2016 на Wayback Machine // The Greenwood Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy: Themes, Works, and Wonders / Edited by Gary Westfahl. Advisory Board Richard Bleiler, John Clute , Fiona Kelleghan, David Langford , Andy Sawyer, and Darrell Schweitzer. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2005. — P. 464—466. — 1395 p. ISBN 0-313-32950-8 , ISBN 978-0-313-32950-0
- Stableford B. от 1 февраля 2016 на Wayback Machine // The Encyclopedia of Fantasy / Edited by John Clute and John Grant. — London: Orbit, 1997. ISBN 978-1-85723-368-1
- 2020-08-29
- 1