Родился
10 января
1953 года
в
Тбилиси
. По собственным словам имеет армянские корни и, согласно семейному преданию, происходит из грузинского-мегрельского дворянского рода Шавдия.
В
1999 году
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата культурологии по теме «Функции мифа в гностической и христианской традициях в эпоху поздней античности: На примере текстов Герметического корпуса и памятников богословских споров IV в.» (Специальность 24.00.02 — Историческая культурология).
Член редакционной коллегии научно-теоретического журнала «
Религиоведение
».
Владеет итальянским, французским, латинским и древнегреческим языками
. По религиозным воззрениям является христианином-агностиком
. Дочь — Мария Шабурова. Тесть физика и общественного деятеля
А. В. Заякина
.
Научные труды
Диссертации
Функции мифа в гностической и христианской традициях в эпоху поздней античности (на примере текстов Герметического корпуса и памятников богословских споров IV в.): Автореф. дис. . канд. культурологии. М., 1999. 29 с.
Шабуров Н. В.
Гл. 3. Христианство // Страницы истории религии: Учеб. пособие. —
М.
, 1992. —
С. 48—81
.
Религии мира: 10—11 кл. Пособие для учащихся обще-образоват. учеб, заведений / Н. В. Шабуров, Л. Г. Жукова, А. В. Журавский и др. — М.: Дрофа; Наталис, 1997. — 272 с.: ил. —
ISBN 5-7107-0982-4
. —
ISBN 5-88863-0003-9
(ошибоч.)
. (Пособие «Религии мира» одобрено Федеральным экспертным советом и рекомендовано к изданию Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.)
Статьи
на русском языке
Шабуров Н. В.
Восприятие герметизма идеологами раннего христианства: Лактанций и Августин // Мероэ. —
М.
, 1985. —
Вып. 3
. —
С. 243—252
.
Шабуров Н. В.
Человек и мир в гностических учениях // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии: Сб. науч. ст.. —
М.
, 1986. —
С. 84—103
.
Мусхелишвили Н. Л.
, Шабуров Н. В., Шрейдер Ю. А.
О символичности проповеди //
. — 1991. —
№ 4
.
Шабуров Н. В.,
Мусхелишвили Н. Л.
Наследие русской религиозной философии и идеология тоталитаризма // Страна и мир. — 1992. —
№ 2
. —
С. 110—121
.
Шабуров Н. В.
Поймандр Гермаса Трисмегиста // Урания. — 1993. —
№ 4
. —
С. 47—54
.
Шабуров Н. В.
История древней Церкви и введение в историю древних восточных церквей // Сборник учебных программ. —
М.
, 1997. —
С. 75—76
.
Шабуров Н. В.
Историография античного герметизма // Россия и гнозис: Материалы конференции. Москва. ВГБИЛ. 23 марта 1999 года.. —
М.
: Рудомино, 2000. —
С. 4—14
.
Шабуров Н. В.
Как возможно религиоведение? // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: Материалы конференции. Москва, 2-3 декабря 1999 г.. —
М.
: Рудомино, 2000. —
С. 23—30
.
Шабуров Н. В.
Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения
// / Составление и общая редакция
А. А. Красикова
и Е. С. Токаревой. —
М.
: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006. — С. 88—90.
на других языках
Le Statut légal des religions en Russie et L’idée de symphonie // Istina, Paris: Centre d’etudes Istina. — 2005. —
№ 1
. — P. 67—77.
Экспертизы
на книгу
А. В. Бородиной
«Основы православной культуры» от 16.3.2003.
Публицистика
Шабуров Н. В.
Конец религиозной свободы: От идеологической диверсии к духовной агрессии //
Итоги
. — 1997. —
№ 38
. —
С. 56—57
.
(неопр.)
. «
РАНХиГС
». Дата обращения: 13 марта 2018.
13 марта 2018 года.
(неопр.)
«
РАНХиГС
» (31 декабря 2017). Дата обращения: 13 марта 2018.
13 марта 2018 года.
«
Николай Шабуров: И правда, и не совсем правда; эти сведения — из Википедии. Но на самом деле корни у меня не грузинские, а армянские… Если это будет интересно слушателям, — у нас есть некое семейное предание (к сожалению, оно осталось устным, потому что все документы были сожжены моей бабушкой в приснопамятном 37-м году, — она боялась обысков и уничтожила все свидетельства дворянского происхождения). Согласно этому преданию, мы действительно происходим из грузинского-мегрельского дворянского рода Шавдия. Правда, в XVIII-м веке случилась коллизия, — один представитель этого рода перешел из православной церкви (так сложились обстоятельства) в армянскую и таким образом стал армянином. Его звали Шабур, а его потомки стали Шабуровыми. А дальше — они женились на армянках; можно сказать, так произошла смена самосознания и некоторая смена этноса. Но мое генеалогическое древо, свидетельствующее о дворянском происхождении, сохранилось на грузинском языке…
» —
//
Радио России
. — 19.03.2013.
24 сентября 2015 года.
Шабуров, Николай Витальевич. Функции мифа в гностической и христианской традициях в эпоху поздней античности : На примере текстов Герметического корпуса и памятников богословских споров IV в. : автореферат дис. … кандидата культурологии : 24.00.02. — Москва, 1999. — 29 с.
«
Николай Шабуров: Думаю, их уже более восьмидесяти.
» —
//
Радио России
. — 19.03.2013.
24 сентября 2015 года.
↑
(рус.)
. www.facebook.com. Дата обращения: 14 мая 2020.
от 9 июня 2023 на
Wayback Machine
на официальной странице А. В. Заякина в социальной сети
Facebook
, 28.10.2021
Критика
Соловьёв А. Ю.
// Консультативный совет "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" при Департаменте образования Москвы. — 09.082003.