Interested Article - Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 год). Исследования и материалы
- 2021-02-21
- 2
« Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 год). Исследования и материалы » — монография российского историка Михаила Бабкина о взаимоотношениях в России церковной и императорской властей в период российских революций. В книге проводится «тщательный анализ событий того времени» . Предлагается принципиально новая трактовка целого ряда событий российской истории. Комплекс процессов и явлений государственно-церковных отношений в России с начала XX века по 1918 год освещается в русле одной из основных тем церковной истории — историко - богословской . В монографии утверждается, что «Церковь стала чуть ли не главной силой, свергнувшей монархию в 1917 году» .
Центральное место в книге отводится анализу позиции Святейшего синода , епископата и рядового духовенства Православной российской церкви в дни Февраля 1917 года . Работа полемична как по своему подходу, так и по композиции, формируемой массой разрабатываемых сюжетов-проблем. Побуждает к дискуссии о характере и оценках изучаемых событий .
Монография является междисциплинарным исследованием , имеет «креативный потенциал» , вызвав «большой резонанс в церковных и околоцерковных кругах» . Рассчитана на историков , политологов , социологов , теологов , правоведов и всех, интересующихся историей России и Русской православной церкви .
Из истории создания
Интерес Михаила Бабкина к теме возник в 1991 году, во время учёбы на 4-м курсе физического факультета МГУ . Желание создать книгу о политической позиции высшего духовенства Русской православной церкви в период Февраля 1917 года появилось у него в 1997 году. С 1999 года он целиком посвятил себя историческим исследованиям .
Процесс научного поиска повлиял на конфессиональный выбор Бабкина. На вопрос «Имели ли Вы сами опыт церковной жизни?», он отвечает: «Когда-то я был в РПЦ МП , в которой и крещён . Как я понял много позже — крещён по „чину кентавра “, то есть обливанием лишь головы и рук по локоть. Углубившись же в тему „Духовенство РПЦ и свержение монархии“ и сделав для себя некоторые выводы, в том числе и вероисповедного содержания, я оставил юрисдикцию этой структуры» .
В 2003 году автором были защищены кандидатская и в 2007 году — докторская диссертации .
Выявленные в российских архивах и библиотеках документы в 2006 году были опубликованы в виде сборника документов (второе издание — в 2008 году):
- Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., авт. предисл. и комм. М. А. Бабкин. — М. : Изд. Индрик , 2006. — 504 с.; ил. — 1300 экз. — ISBN 5-85759-351-4 .
- То же . — М.: Изд. Индрик. 2008. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. — 632 с.; ил. — 3000 экз. — ISBN 978-5-85759-444-5
Основные выводы «Священства и Царства…» прозвучали в серии статей Бабкина (с 2003 года) и первой его монографии (2007):
- Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.) . — М.: Изд. Гос. публ. ист. б-ки России , 2007. — 532 с. — 500 экз. — ISBN 5-85209-176-6 ( ISBN 5-85209-176-5 )
Общий объём «Священства и Царства…» по сравнению с « Духовенство РПЦ и свержение монархии… » увеличен более чем в два раза . Аргументация в «Священство и Царство…» существенно усилена. Концептуально обе монографии тождественны .
В 2018 году Михаилом Бабкиным был выпущен сборник документов « Конфессиональная политика Временного правительства России », являющийся продолжением темы «Священства и Царства…» .
Описание
«Священство и Царство…» состоит из двух вступительных статей, двух частей («Исследования» и «Материалы»), научно-справочного аппарата и иллюстративного материала. В первой части (свыше 600 страниц) — авторский текст, во второй (300 страниц) — приложения: публикуются документы, концептуально продолжающие сборник «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году…» .
План монографии:
- Вступительные статьи — протоиерея В. В. Асмуса и автора («Из истории написания книги»).
-
Структура части «Исследования»:
- Вместо предисловия. («О филологической стороне проблемы»)
- Глава I. Российская православная церковь в начале XX века
- Глава II. Позиция Святейшего правительствующего синода РПЦ в процессе свержения монархии
- Глава III. Высшее и рядовое духовенство РПЦ и свержение монархии
- Глава IV. 1917-й: от Февраля к Октябрю
- Глава V. Поместный собор РПЦ 1917—1918 гг.: «священство против царства»
- Глава VI. Высшие органы управления РПЦ и советская власть: «противостояние» священства большевистскому «царству»
- Заключение
- Вместо послесловия (I)
- Вместо послесловия (II)
- Часть «Материалы» включает в себя девятнадцать Приложений.
- Научно-справочный аппарат состоит из четырёх указателей (сравнительный топонимический, библейских цитат, именной (исторических лиц) и именной (цитируемых авторов, составителей, публикаторов, редакторов, переводчиков)), трёх перечней, четырёх списков и двух информационных справок .
- В конце книги помещено 42 иллюстрации: в основном — фотокопии различных документов и страниц богослужебных книг.
Гриф — Историко-архивного института РГГУ .
Источниковая база
Источниковая база монографии — комплекс законодательных и правительственных актов, касающихся жизни Православной российской церкви, документы официальных церковных структур, материалы нескольких федеральных и региональных архивов, дневники, мемуары, частная переписка участников событий, светская и церковная периодическая печать, богослужебные книги различных лет издания, богослужебные тексты, ставленнические и другие чины, церковные календари, церковная символика и проч. .
Методы исследования
- Тощенко Ж. Т. ( Институт социологии РАН ) говорит, что монография Бабкина является «воплощением междисциплинарного подхода», что в ней «используются методы не только истории, но и политической экономии, социологии, политологии, а в ряде случаев и социальной психологии» .
- Миронов Б. Н. ( Институт истории СПбГУ ) указывает, что «своим открытиям Бабкин обязан междисциплинарному характеру» своего исследования, в котором использованы богословский и исторический подходы .
Основные тезисы монографии
- С рубежа XIX—XX веков вплоть до начала Февральской революции представителями высшей иерархии Православной российской церкви проводилась деятельность, направленная на ограничение участия императора в церковном управлении и на «отдаление» церкви от государства.
- Православный император имел особый статус в Православной церкви.
- Духовенство едва ли не демонстративно уклонялось от разработки богословского взгляда на царскую власть. Оно придерживалось «рациональных» оценок, дававшихся царской власти юристами и историками, уклоняясь от обсуждения и решения такого принципиального вопроса, как церковные полномочия императора и так называемые священные права помазанника Божьего.
- Меры, предпринимавшиеся представителями епископата в предреволюционные годы, были направлены на десакрализацию власти российского самодержца. Они сводились к укоренению в сознании паствы представлений о царе не как о духовно-харизматическом лидере народа и «Божием установлении» (помазаннике), а как о мирянине, находящемся во главе государства.
- Богослужебное поминовение государственной власти является определенным политическим символом, по которому можно заключить об отношении Православной церкви и правительства (политического режима).
- С начала XX века священноначалие проводило работу над литургийными текстами, принижая в них поминовение царствующей династии и возвышая архиереев.
- В схемах церковно-государственных отношений, которые отстаивала иерархия, особое место занимал вопрос о патриаршестве. Патриарх мыслился как неподконтрольное императору лицо. В лице патриарха император мог получить центр оппозиционно настроенных сил клерикализма.
- Епископат Православной российской церкви с начала XX века постепенно становился в оппозицию к царской власти, стремясь освободиться от государственного надзора и опеки, желая получить возможность самоуправления.
- Основным мотивом действий высшего духовенства было стремление избавиться от императора как от своего «харизматического конкурента» и разрешить многовековую в свою пользу.
- Не сумев добиться автономии, иерархи стали связывать свое освобождение со свержением монархии.
- Стремясь увеличить свою власть за счет умаления прав верховной власти в области церковного управления, видные представители высшего духовенства работали, по существу, на революцию.
- В период российской революции 1905 года многие архиереи публично проявили оппозиционные настроения.
- В вопросе о миропомазании императоров представители иерархии Православной российской церкви буквально диаметрально расходились во мнениях. Возникновение подобных расхождений было обусловлено по сути «вакуумом» в таких вопросах, как церковное учение о царской власти и права императора в церкви. «Вероисповедные разногласия» послужили одной из важнейших причин Февральской революции 1917 года.
- В период, предшествовавший 1917 году, в России резко обозначился до конца не разрешенный вопрос многовекового спора духовной (церковно-иерархической) и светской (императорской) властей − кто харизматически выше и, следовательно, главнее: «священство» или «царство», духовная или светская власть? Возможность же окончательного решения этой проблемы в свою пользу видные представители духовенства начали связывать с возможностью исчезновения царской власти как таковой и с заменой ее народовластием.
- Накануне 1917 года в России сложилась такая ситуация, что сама официальная церковь стремилась «отдалиться» от православной империи. При этом церковь желала сохранить свои финансово-политические привилегии: первенствующее и господствующее положение по сравнению с другими конфессиями, а также во многом — государственное обеспечение.
- В 1917 году имела место кульминация и развязка многовековой в России.
- Члены высшего органа церковного управления (Святейшего правительствующего синода) фактически признали революционную власть до отречения от престола Николая II .
- После отречения Николая II новым императором стал Михаил Александрович , который после 3 марта 1917 года продолжает именоваться великим князем лишь в силу историографической традиции.
- Великий князь Михаил Александрович от престола не отрекался : он лишь передал вопрос о форме власти на рассмотрение будущего Учредительного собрания .
- Дом Романовых в целом не отрекался от престола.
- С 3 марта 1917 года в России установилось « междуцарствие ».
- С первых дней Февральской революции духовенство решило воспользоваться сложившейся в стране политической ситуацией для осуществления своих стремлений к освобождению от «императорского порабощения».
- 7-8 марта Синод упразднил молитвы о царской власти и признал Дом Романовых «отцарствовавшим», фактически не допуская право выбора Учредительного собрания в пользу монархии.
- Высшая церковная иерархия корректировала богослужебные тексты в угоду политической конъюнктуре: повсюду из богослужебных текстов убиралось не только любое упоминание императора, но и вообще какое бы то ни было упоминания слова «царь». Исправления нередко принимали абсурдный характер.
- 7-9 марта 1917 года в церковно-монархическом лозунге « За Веру, Царя и Отечество » церковь исключила девиз «за Царя», тем самым отказавшись от исторически сложившейся государственно-монархической идеологии. Отказ церкви от девиза «за Царя» способствовал уходу с российской политической сцены монархического движения.
- К концу марта 1917 года все места богослужебных, ставленнических и других чинов Православной российской церкви, где ранее поминалась царская власть, были исправлены Синодом. Содержание изменённых книг соответствовало республиканскому устройству России как якобы свершившемуся факту.
- Позиция высшего духовенства свидетельствовала о том, что иерархи решили воспользоваться политической ситуацией для осуществления своего желания получить освобождение от влияния императора («светской» власти) на церковные дела и фактически избавиться от царя как своего «харизматического конкурента».
- Духовенству Православной российской церкви принадлежит приоритет в изменении государственной, исторически сформировавшейся монархической идеологии Российской империи.
- Священнослужителям принадлежит временной приоритет в узаконивании российской демократии (народовластия): Россия официально была провозглашена республикой через шесть месяцев после начала Февральской революции, а Синод благословил республику «молитвенно-духовно» (и «богословски», и «богослужебно») через шесть дней.
- Члены Святейшего синода, приведя православную паству к присяге на верность Временному правительству и не освободив народ от действовавшей присяги на верноподданство императору, подвигли, по сути, российских граждан на клятвопреступление.
- Одобряя свержение монархии и приводя народ к присяге революционной власти, духовенство придавало законный характер упразднению харизматической государственной власти с той целью, чтобы обеспечить существование в стране, по сути, любой формы власти, лишь бы та не обладала божественной харизмой.
- Альтернатива действиям Святейшего синода существовала.
- Синод сыграл одну из ведущих ролей в свержении монархии.
- Высшее духовенство Православной российской церкви представляло собой своего рода революционную силу, которая, наряду с либеральной интеллигенцией, приняла непосредственное участие в процессе свержения монархии.
- Февральская революция уничтожила царскую власть как «сакрального конкурента» епископской власти, поэтому и была поддержана духовенством.
- Широкие слои российского духовенства в целом относились к императорской власти не как к сакральной власти помазанника Божьего, а как к переходной форме политической системы, соответствующей определенному историческому этапу развития России.
- Духовенство освящало своим присутствием «праздники революции», способствовало сакрализации символов революции.
- Избранный на Поместном соборе 1917—1918 годов патриарх узурпировал церковные права императора. Патриарху были усвоены некоторые атрибуты православного монарха.
- После восстановления в Православной российской церкви патриаршества высшим духовенством были произведены существенные изменения богослужебных чинопоследований и титулований иерархов: резко сокращено поминовение мирских властей, существенно расширен титул патриарха.
- После избрания патриарха церковные полномочия царя в полной мере перешли к духовенству.
- Октябрьский этап Революции 1917 года («второй религиозный переворот» 1917 года) для архипастырей и пастырей РПЦ был неким историческим «возмездием» за осуществление ими «„первого“ — Февральского» .
- Один из созданных духовенством мифов революционной поры связан с толкованием обретения «Державной» иконы Божией Матери .
- Патриарх Тихон не предпринял шагов для поддержки арестованного Николая II, дистанцировался и от расстрелянного помазанника .
- Коллизия «священства-царства» существует и в современном обществе .
- Современная церковная конъюнктура состоит в том, чтобы «всячески умалчивать о вкладе духовенства в революционное движение вообще и о роли иерархии в свержении монархии в частности» .
Отзывы рецензентов и оппонентов
Об исследовательской концепции Михаила Бабкина историки говорят, что «её нельзя не признать революционной» . Они отмечают, что автор «решительно порывает с представлениями, утвердившимися в историографии относительно роли духовенства в революционных событиях начала XX века» , что он — «бескомпромиссный обличитель конъюнктурности и сусальности в исторической науке» . Рецензенты констатируют, что его книга «Священство и Царство…» «многими воспринимается как „бомба“, подложенная под устоявшиеся представления о симфонии Церкви и монархического начала в поздней Романовской империи » , что его публикации «при всей их академической безупречности вполне можно назвать „скандальными“» , что они «переворачивают общепринятые представления о событиях начала XX века и роли Российской Православной Церкви в этот сложнейший период» и «объективно взрывают ту картину трагической истории Русской Церкви XX века, что обрела в последние два десятилетия статус канонической» .
По мнению Владимира Карпеца , изыскания Михаила Бабкина показали несостоятельность как советской, так и антисоветской версии о «монархическом духовенстве», обнажили проблему участия в Февральской революции епископата Православной российской церкви и «предельно объяснили», почему идея православной монархии далеко не популярна в сегодняшних церковных кругах .
Жан Тощенко оценивает монографию «Священство и Царство…» как «честный, откровенный и аргументированный, хотя и не бесспорный анализ взаимоотношений светских и духовных властей». Он считает, что из книги следуют важные для этих властей выводы .
Отдельные рецензенты высказывают надежду, что монография Бабкина как в научных кругах, так и среди православной общественности «послужит отправной точкой для оживленной дискуссии» о приемлемой форме соотношения «священства» и «царства» .
Специалисты говорят, что Бабкин сделал научные открытия: «самое парадоксальное» из них, по мнению Бориса Миронова — «de facto пролиберальная позиция Русской православной церкви». Другое его открытие, сделанное при анализе богослужебных книг второй половины XIX — начала XX века, что «статус церковного поминовения архиереев на богослужениях повысился, в то время как статус поминовения императора понизился, вплоть до полного „исчезновения“ упоминания помазанника Божьего в марте 1917 года» . М. В. Каиль отмечает, что выявление роли Синода в событиях Февральской революции относится «к числу важнейших открытий» автора .
Учёные отмечают обширную источниковую базу проведённого Бабкиным исследования , отмечая, что автор привлёк большой массив ранее не использовавшихся источников .
Бабкин примыкает к тем дореволюционным правоведам и канонистам , которые отстаивали правомочность распространения власти православных императоров на область церковно-правительственного управления, на охрану вероучения и соблюдение церковного благочиния . Он разделяет точку зрения священника Павла Флоренского , что « самодержавие есть понятие вероучительное, а не правовое» . Сакральный статус русских царей Михаил Бабкин выводит из сакрального статуса византийских василевсов , власть которых являлась не столько государственным (политическим), сколько церковным институтом .
Специалисты говорят, что в симпатии автора — на стороне царства , но при этом отмечают, что его книга не менее полезна для тех читателей, которые готовы принять сторону священства или смотреть на этот конфликт со стороны . Одни видят «плюс» от соединения в монографии теологии и истории ( Борис Миронов ), другие — «минус» ( Борис Колоницкий ).
Одни историки говорят, что «логика Бабкина имеет причудливый характер» , что его выводы «не историчны», поскольку Святейший синод никак не связан с византийской традицией , поскольку автор «Священства и Царства…» рассматривает Византию, Московское царство и Российскую империю не как различные, хотя и преемственные государства, но как проявления единого целого, показывает духовенство силой, на протяжении столетий преследующей одни и те же политические цели [ нет в источнике ] . Другие утверждают обратное: что весь период Христианской церкви «един в своих основах, в принципах соотношения императорской и церковно-иерархической власти» , что выводы Бабкина «объективные и обоснованные», «ранее не встречавшиеся в нашей науке» , что они «основательно аргументированы», хотя и вызывают некоторые возражения .
Отдельные специалисты говорят, что работы М. А. Бабкина «поднимают тему ответственности» высшего духовенства Российской Православной Церкви за свержение монархии в России, за разрушение православного царства и за трагедию, которая разыгралась в октябре 1917 года . При этом звучат мнения, что в работах Бабкина «духовенство тенденциозно представлено как революционная сила»
Тюренков М. А. (гл. ред. портала « Pravkniga.ru ») отмечает отсутствие у М. А. Бабкина «традиционного для церковных историков протокольного пиетета», обусловленного «специфическим авторским отношением к священноначалию» рассматриваемого им периода. Он говорит: «Мы впервые после советского периода сталкиваемся с академической критикой церковной иерархии начала XX столетия. Только, если судить в общественно-политических категориях, это — критика не „слева“, а „справа“» .
Исследование М. А. Бабкина «весьма неудобно для официозной церковной историографии» . Ему оппонирует ряд историков, состоящих в структурах Московского патриархата или работающих в подчинении иерархов РПЦ :
- Мазырин А. В. (священник, ПСТГУ ) говорит, что М. А. Бабкин «склонен развивать теорию „антимонархического заговора с участием высшего духовенства“», которое было движимо желанием «уничтожить, свергнуть царскую власть как „ харизматического конкурента “». «Принять такое объяснение мотивов высших иерархов не представляется возможным», — констатирует он .
-
Гайда Ф. А.
научный сотрудник ПСТГУ
, доцент
МГУ
пишет: «Несмотря на то, что работа основана на диссертационном исследовании и заявлена как „научное издание“ (причем даже имеет гриф Историко-архивного института РГГУ), она далеко не полностью отвечает соответствующим требованиям. Сколько-нибудь развернутая научная постановка проблемы в работе отсутствует. Нет также общих источниковедческого и историографического разделов, библиографии (зато ее заменяют перечни собственных работ Бабкина и посвященных их обсуждению „научных мероприятий“, что лишь подчеркивает личную скромность ученого). Научный характер работе придают, пожалуй, лишь сноски, но и они подчас имеют характер публичных откровений»
. «Все элементы жанра фэнтези у Бабкина налицо: безудержный полет фантазии, смешение реального и вымышленного, сверхъестественные явления, интригующий сюжет, средневековые образы и архетипические сюжеты. Можно было бы также провести сравнительное исследование на тему: „Концепция Бабкина как Новая хронология священства-царства“. Все основания для этого есть: один из авторов „
Новой хронологии
“
Г. Носовский
, как и Бабкин, не имеет базового исторического образования и тоже является старообрядцем». По мнению Ф. А. Гайды, монография «Священство и Царство…» «лишь создает дополнительные фантомы» на пути к осознанию трагических событий, происходивших с Россией век назад
.
- Борис Миронов отметил, что данная рецензия содержит «переход на личности (что обычно происходит тогда, когда рациональных аргументов недостаточно)». Далее: «<Гайда> вспоминает, что Бабкин не имеет базового исторического образования, как и авторы „Новой хронологии“, явно намекая на дилетантизм; использует такие обороты речи, как „головокружительная концепция“, „причудливая логика“ и т. д., чтобы принизить значение выводов. Между тем М. А. Бабкин, насколько мне известно, имеет богословское образование, несколько лет работал чтецом в московском храме…, сделал адекватные выводы… Однако автору рецензии Ф. А. Гайде кажется, что выводы М. А. Бабкина не вытекают из источников, а являются фантазиями» .
- Беглов А. Л. ( ( — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ); ИВИ РАН ) считает, что выстраивая и аргументируя свою концепцию, М. А. Бабкин «систематически нарушает принцип историзма», предполагающий изучение событий и явлений прошлого и отражающих их источников в историческом контексте. Концепция Бабкина, считает Беглов, носит «парарелигиозный характер», а сам её автор «последовательно неисторичен»: «Противоборствующие в его книге „священство“ и „царство“, по сути — надисторические субстанции». Он резюмирует: «Вышла лишь имитация научного исследования, декларативные „выводы“ и гипотезы которого, по сути, оторваны от собранного автором обширного материала» .
Монография М. А. Бабкина является фундаментальным исследованием истории РПЦ в позднеимперской России. Автор сделал ряд новых свежих выводов, некоторые из которых требуют дальнейшего изучения и пока имеют статус научной гипотезы. То, что выводы вызывают жаркие споры, свидетельствует о плодотворности проделанной им работы, о её научной новизне и значимости.
— Миронов Б. Н. : итоговый вывод рецензии на книгу Бабкина М. А. «Священство и Царство…» ( СОЦИС . 2013. № 2. С. 158).
Написание Бабкиным в своих трудах имени Исус Христос с одной буквой «И» даёт основание оппонентам из РПЦ говорить о его принадлежности к старообрядцам - беспоповцам , то есть в предвзятом отношении к РПЦ , юрисдикцию которой он покинул .
Исследование Бабкина активно используется во внутренней полемике различных религиозных групп: в частности — епископом Чукотским Диомидом (Дзюбаном) , который в 2008 году обвинил священноначалие РПЦ в том, что оно придерживается «цареборческой ереси», и который провозгласил «еретикам-цареборцам» анафему .
Перечень рецензий на монографию
Печатные рецензии:
- Ауров О. В. // Свободная мысль . — М. : 2011. № 5 (1624). С. 212—215.
- Шубин А. В. Священство против Царства // Родина . — М.: 2011. № 8. С. 88—89.
- Мальцев В. // НГ-религии . — М.: 2011. № 14 (296). 17 августа. С. 7.
- Галузо В. Н. История и право: поиск оптимального сочетания // Государство и право . — М.: 2011. № 9. С. 122—124.
- Шевырин В. М. [Реф. кн.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История: Реферативный журнал . — М.: 2011. № 4. С. 100—108.
- Антоненко С. Г. / Мир веры и мир истории: «параллельные вселенные» или «сталкивающиеся миры»? // Исторические исследования в России — III. Пятнадцать лет спустя /Под ред. Г. А. Бордюгова . — М.: АИРО-XXI. 2011. С. 435, 439—445.
- Каиль М. В. // Новый исторический вестник . — М.: 2011. № 4 (30). С. 97—105.
- Гуревич П. С. // Личность. Культура. Общество . — М.: 2011. Т. XIII. Вып. 4 (№ 67-68). С. 364—365.
- Lourié B. // Scrinium. — NJ. : Gorgias Press, Piscataway. (Edited by R. Krivko, B. Lourié, A. Orlov.) 2011—2012. Т. 7-8. Part II. P. 356—357. (англ.)
- Миронов Б. Н. // Эксперт . — М.: 2012. № 18 (801). 7-13 мая. С. 66.
- Вяткин В. В. // Вестник архивиста . — М.: 2012. № 2 (118). С. 304—307.
- Колоницкий Б. И. : СПбИИ РАН , 19.04.2012.
- Карпец В. И. // Газета « Завтра », 13.06.2012
- Андреева Л. А. Вопросы философии . — М.: 2012. № 10. С. 180—182.
- Тощенко Ж. Т. [Рец. на кн.] // Вопросы истории . — М.: 2012. № 11. С. 170—173.
- Костриков С. П. [Рец. на кн.] // Отечественные архивы . — М.: 2013. № 1. С. 129—130.
- Миронов Б. Н. // Социологические исследования (СОЦИС). — М.: 2013. № 2. С. 155—158.
- Гайда Ф. А. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Серия II: История. История РПЦ . — М.: 2013. Вып. 5 (54). С. 131—143.
- Беглов А. Л. // Российская история . — М.: 2014. № 4. С. 227—232.
Рецензии на интернет-ресурсах:
- Чудинов В. А. , 22.09.2011
- Бычков С. С. // Портал-Credo.ru , 07.2011
- Стогов Д. И. // Русская народная линия, 22.09.2011
Примечания
- Монастырёв М. М. ] (рус.) // Россия XXI : Научный журнал. — М. , 2014. — № 1 . — С. 148—167 . — ISSN . 16 декабря 2015 года.
- Асмус В. В., протоиерей . от 16 декабря 2017 на Wayback Machine Татьянин день , 23.09.2011
- ↑ Редакционная преамбула к статье: Гайда Ф. А. от 18 октября 2019 на Wayback Machine // Правмир , 11.12.2013
- ↑ Каиль М. В. Новый исторический вестник . — М.: 2011. № 4 (30). С. 97—105. от 5 марта 2021 на Wayback Machine от 21 ноября 2018 на Wayback Machine РГГУ «Родная история».
- ↑ Вяткин В. В. от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // Вестник архивиста . — М.: 2012. № 2 (118). С. 304—307. Интернет-публикация рецензии на научном портале РГГУ «Родная история».
- ↑ Андреева Л. А. от 26 марта 2019 на Wayback Machine Вопросы философии . — М.: 2012. № 10. С. 180—182.
- ↑ Костриков С. П. [Рец. на кн.] // Отечественные архивы . — М.: 2013. № 1. С. 129—130.
- ↑ Тощенко Ж. Т. [Рец. на кн.] // Вопросы истории . 2012. № 11. С. 173.
- ↑ Антоненко С. Г. Г. А. Бордюгова . — М.: АИРО-XXI. 2011. С. 435, 439—445. от 30 июля 2021 на Wayback Machine Интернет-публикация рецензии на научном портале РГГУ «Родная история».
- Галузо В. Н. Рец. на кн. // Государство и право . 2011. № 9. С. 124.
- ↑ от 21 сентября 2018 на Wayback Machine Радио "Свобода" , 05.03.2011
- ↑ от 23 декабря 2018 на Wayback Machine // Портал-Credo.ru , 12.10.2011.
- ↑ Антоненко С. Г. Г. А. Бордюгова . — М.: АИРО-XXI. 2011. С. 435, 439—445. от 30 июля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Беглов А. Л. от 11 декабря 2019 на Wayback Machine // Российская история . — М.: 2014. № 4. С. 227.
- ↑ Гайда Ф. А. от 28 марта 2018 на Wayback Machine
- ↑ Ауров О. В. Блажен, кто верует… от 15 января 2020 на Wayback Machine // Свободная мысль . — М.: 2011. № 5 (1624). С. 212—215.
- ↑ от 17 июня 2018 на Wayback Machine , 22.09.2011
- Величко А. М. (рус.) // НГ-религии . — 2018. — 4 декабря. — ISSN . 14 июля 2020 года.
- Мальцев В. В. (рус.) // . — 2019. — № 2 (17) . — С. 256—262 . — ISSN . — doi : . 16 ноября 2019 года.
- ↑ Шубин А. В. Священство против Царства // Родина . — М.: 2011. № 8. С. 88.
- Шевырин В. М. [Реферат книги] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История: Реферативный журнал . — М.: 2011. № 4. С. 100—101.
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования . 2013. № 2. С. 158.
- от 31 июля 2018 на Wayback Machine // НГ-религии , 17.08.2011
- ↑ Каиль М. В. Новый исторический вестник . — М.: 2011. № 4 (30). С. 97—105. от 5 марта 2021 на Wayback Machine
- Шевырин В. М. [Реферат книги] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История: Реферативный журнал . — М.: 2011. № 4. С. 100—108.
- Шубин А. В. Священство против Царства // Родина . — М.: 2011. № 8. С. 88-89.
- ↑ от 25 марта 2019 на Wayback Machine , 19.04.2012
- от 13 декабря 2018 на Wayback Machine // Эксперт . — М.: 2012. № 18 (801). 7-13 мая. С. 66.
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования . 2013. № 2. С. 155—158.
- Карпец В. И. от 12 декабря 2019 на Wayback Machine // Газета « Завтра », 13.06.2012
- ↑ Шубин А. В. Священство против Царства // Родина . — М.: 2011. № 8. С. 89.
- ↑ Тюренков М. от 16 декабря 2017 на Wayback Machine . Татьянин день , 23.09.2011.
- ↑ Бычков С. С. от 30 июля 2018 на Wayback Machine Портал-Credo.ru , 07.2011
- Карпец В. И. от 5 декабря 2018 на Wayback Machine // Проза.ру , 17.03.2016
- ↑ Тощенко Ж. Т. [Рец. на кн.] // Вопросы истории . — 2012. — № 11. — С. 170.
- ↑ Шубин А. В. Священство против Царства // Родина : журнал. — 2011. — № 8. — С. 88—89.
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования : журнал. — 2013. — № 2. — С. 155, 158.
- Гуревич П. С. [Рец. на кн.] // Личность. Культура. Общество . — 2011. — Т. XIII. Вып. 4. — С. 365.
- Беглов А. Л. от 11 декабря 2019 на Wayback Machine // Российская история : журнал. — 2014. — № 4. — С. 232.
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования (СОЦИС). — 2013. — № 2. — С. 158.
- Гайда Ф. А. от 28 марта 2018 на Wayback Machine
- Беглов А. Л. от 11 декабря 2019 на Wayback Machine // Российская история . — М.: 2014. № 4. С. 229.
- Асмус В. В., протоиерей. Вступительное слово // Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 год). Исследования и материалы. — М.: Изд. Индрик . 2011. С. 13.
- Величко А. М. от 15 декабря 2018 на Wayback Machine НГ-религии , 4.12.2018
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования . 2013. № 2. С. 156.
- Миронов Б. Н. [Рец. на кн.] // Социологические исследования . 2013. № 2. С. 157.
- Марченко А. Н., Нечаев М. Г. от 8 декабря 2019 на Wayback Machine // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — Пермь: 2018. № 1. С. 91.
- Мазырин А. В. Богослов.ru , 4.03.2013 от 6 декабря 2018 на Wayback Machine . Републикация на сайте ПСТГУ .
- . Дата обращения: 4 декабря 2018. 3 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 4 декабря 2018. 18 декабря 2017 года.
- ↑ Гайда Ф. А. от 28 марта 2018 на Wayback Machine
- Миронов Б. Н. от 24 января 2023 на Wayback Machine // . 2022. Том 67. Вып. 4. С. 1399—1400, 1402.
- Беглов А. Л. от 11 декабря 2019 на Wayback Machine // Российская история . 2014. № 4. С. 229, 232.
- Гайда Ф. А. от 10 ноября 2018 на Wayback Machine Православие.ру , 13.03.2009
- Беглов А. Л. от 11 декабря 2019 на Wayback Machine // Российская история . — М.: 2014. № 4. С. 228—229.
Основные интервью и выступления автора по теме монографии
- Бабкин М. А. социологии религии социологического факультета МГУ // Портал-Credo.ru , 27.05.2010
- Кротов Я. Г., священник . // Радио "Свобода" , 05.03.2011
- Тюренков М. // Татьянин день , 23.09.2011
- // Портал-Credo.ru , 12.10.2011
- Механик А. // Эксперт , 12-18.03.2012
- , а также на заседании Отдела истории общественного движения и революций России СПбИИ РАН , 19.04.2012
- , 13.10.2017
- // Московский комсомолец , 07.12.2017 (Заголовок в газете: «Революция милостью божьей». Опубликовано в газете «Московский комсомолец» № 27566 от 8 декабря 2017)
- // Государственный музей Л. Н. Толстого , 8.02.2018. ( , 12.02.2018).
- Бабкин М. А. ( РАНХиГС ) // Публикация на портале Правмир.ру , 3.01.2018
- Бабкин М. А. , проходившей в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях ( Храм Христа Спасителя ), 28.01.2019
- Лектор — М. А. Бабкин, ведущий — В. В. Корнеев // Сайт «Клуба историков „Клио“», 28.11.2019
См. также
Ссылки
- Литературная газета . 2011. № 16-17 (6319). 27 апреля.
- « eLIBRARY.ru »
- « Индрик »
- 2021-02-21
- 2