Сорок сороков (книга)
- 1 year ago
- 0
- 0
Движе́ние «Со́рок сороко́в» ( сокр. ДСС ) — российское общественное движение , позиционирующее себя как объединение для православных верующих с активной гражданской позицией . Относится к православному фундаментализму . Создано 1 июня 2013 года композитором Андреем Кормухиным (братом певицы Ольги Кормухиной ) и спортсменом Владимиром Носовым .
По заявлениям представителей самого ДСС, сделанным по случаю его двухлетия, в июне 2015 года в движении состояло 10 000 человек . По информации 2017 года включает 200 активных членов и около 10 000 сторонников .
Движение заявляет, что отстаивание строительства православных храмов — его важнейшая задача . гуманитарную помощь жителям Донбасса , социальную работу с детскими домами , бездомными и заключёнными, организацию спортивных турниров и участие в них [ неавторитетный источник ] .
Другие проекты движения включаютШирокую известность движению принесли события в московском парке Торфянка и протесты против фильма «Матильда» .
Деятельность «Сорока сороков» отмечена грамотами Правительства Москвы и Русской православной церкви , личным вниманием Патриарха Кирилла и сопровождается противоречивыми отзывами, включая резко отрицательные: критики утверждают, что члены движения применяют насилие по отношению к своим оппонентам .
В 2012 году, после инцидента с Pussy Riot , ряд известных церковных деятелей, таких как Всеволод Чаплин , публично поддержали предложение создания православных дружин с целью охраны религиозных мест от лиц, осуществляющих кощунственные действия .
Общественное движение «Сорок сороков» было создано 1 июня 2013 года Андреем Кормухиным и его единоверцами-спортсменами в тот момент, когда они «столкнулись с противоборством строительству храмов в Москве». Как считает Кормухин, не всем «пришлась по душе» программа строительства православных храмов в Москве : «Когда стали нападать на строителей, натравливать на них собак, оскорблять батюшек, мы поняли, что нам пора сказать своё слово» . Кроме того, движение создавалось как «ответная реакция на информационную кампанию 2012 года, направленную против Русской православной церкви, и на скандал с Pussy Riot ». В тот момент времени движение видело себя прежде всего как защитника нового храмового строительства в рамках программы РПЦ «200 храмов» , но не ограничивалось этим.
В частности, члены движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге , Волгограде и Киеве . Поездка в Киев состоялась в разгар Евромайдана , с 24 по 30 января 2014 года. Она оказалась особенно памятной: в отличие от Москвы, где охрану святыни и паломников обеспечивали две тысячи полицейских, в Киеве власти выделили всего лишь 25 милиционеров . В охране святыни вместе с членами движения участвовал и малоизвестный в ту пору Игорь Стрелков .
Уже через год после создания, летом 2014 года, выяснилась «востребованность» молодой организации . Движение росло численно. Как сообщил в конце июля 2014 года Владимир Носов, число участников, зарегистрированных на странице движения в социальной сети « ВКонтакте », составило 4 040: «Читается сорок сороков. Тоже символично» .
Быстрый количественный рост рядов движения удивил основателей, которые не рассчитывали на массовый приток новых членов и растерялись. Движение испытало «болезнь роста». Оправившись от растерянности, организаторы стали выстраивать структуру, систему управления и координации. Приток новых членов Андрей Кормухин связывает не со своими талантами и способностями и не с талантами и способностями единомышленников :
В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки.
Религиовед Р. Н. Лункин расценивает появление «Сорока сороков» как яркое событие в российской общественной жизни. По его словам, движение сочетает «защиту библейских ценностей с критикой либерализма и антизападной конспирологией». Помимо того, он отмечает, что оно стало, в отличие от некоторых других более мелких движений (таких как «Божья воля», Союз православных граждан ), «реально действующей демократической общественной силой», «проявлением гражданского активизма, низовой демократии», и считает, что аналогичных «религиозных общественно-политических движений в России больше нет» .
Лункин относит движение к православному фундаментализму . По его мнению, к социальному служению, политике, гражданским акциям движение подходит с позиций христианского фундаментализма — направления, ориентированного на защиту библейских ценностей и евангелизацию — миссию. Лункин отмечает, что подобный подход характерен для ряда католических движений в Польше, Италии, Франции и США. Как и другие фундаменталисты, «Сорок сороков» активно действует именно в социальной сфере, однако не рассматривает социальное служение как «панацею» .
Марлен Ларюэль относит движение «Сорок сороков» к числу групп, которые являются видимой верхушкой растущей, но непризнанной тенденции, основанной на примере США, направленной на реализацию права граждан на самозащиту .
|
Этот раздел нужно проверить на соответствие
критериям
взвешенности изложения
.
|
Кормухин, описывая быстрый рост рядов движения, утверждал, что « были правильно сформулированы вызовы ». Среди этих формулировок важнейшее место занимает тезис «Россия может существовать только как православная страна» .
Определение «вызов» Кормухин облекает в различные формулировки. В частности, по его словам, « Россия не может существовать вне Православия », в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадётся на части, либо станет « исламским проектом », либо, наконец, «колонией Америки» .
Комментируя это утверждение, Кормухин указывает на то, что все нынешние политологические теории говорят о способности народов выжить лишь при условии осуществления цивилизационного проекта, включающего не менее 300 миллионов человек. К таким проектам (или цивилизациям) можно отнести США , Китай и даже Евросоюз , Россия же со своими 145 миллионами, даже если брать её вместе с Казахстаном и Белоруссией , не может на этот статус претендовать. По мнению Кормухина, «включить механизмы выживания в глобальном смысле» может только православная вера, способная дать крепкие многодетные семьи и настоящих патриотов .
Положительно относится к патриотизму , однако считает, что этот термин может иметь очень разное наполнение: « Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами ». Полагает невозможным ставить родину выше Бога . Утверждает, что в отсутствие веры в Бога «начинается винегрет» (возникает идейный хаос), при котором « каждый воюет за свою родину » . Считает неприемлемым поставить национальное, этническое начало выше евангельского (см. ниже). Утверждает, что « православный не может быть националистом априори »: « 12 апостолов были евреями, Иисус родился в еврейской семье » .
В начале 1990-х годов на Россию «спускались многие религиозные проекты», такие как протестантизм , сайентология , « Свидетели Иеговы », которые, хотя и втянули в свою деятельность отдельных лиц, в целом стали отвергаться обществом, поскольку русским свойственен «православный код»: « Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье » .
Неоязычество объявлено деструктивной технологией, запущенной с целью подорвать « русский мир » изнутри, но обладающей бо́льшим потенциалом в сравнении с ранее упомянутыми «религиозными проектами»: « язычество включило другие коды, чем оно и опасно ». Опасность язычества объясняется тем, что « определённые силы » сумели « найти близкий понятийный аппарат для молодёжи » .
Движение неприемлет, в частности, подход неоязычников, провозглашающих, что « Православие — это хорошо, это вера предков », но ставящих евангельское начало ниже, чем национальное, этническое .
Движение в лице его координатора Андрея Кормухина выступает за « жёсткие меры противодействия гей-пропаганде во всех её формах, а также против публичного использования символики ЛГБТ ». При этом у движения, как заявляет его лидер, « к господам с нетрадиционной ориентацией ненависти нет », однако « есть ненависть к их греху, к тому, что они пропагандируют » .
Строительство православных храмов по « Программе 200 » заявлено делом чрезвычайной важности: « Каждый храм защищает границы наших морально-нравственных ценностей… ». Противодействие строительству храмов объявлено как часть скоординированной деятельности:
Православие всех раздражает, в войну с Православием вкладываются огромные деньги. Организованные группы ездят по всей Москве и противодействуют строительству храмов .
Комментируя конфликт вокруг фильма «Матильда», заявил о неприемлемости насилия как способа разрешения разногласий .
Участники движения устраивают на местах строительства храмов так называемые молитвенные стояния . По словам Андрея Кормухина, защита строительства храмов осуществляется «мягкой силой». При таком подходе на конфликтную площадку строительства храма «выходят ребята-спортсмены, гордость России» — чемпионы мира по силовым видам спорта:
И это сильно. Ребята никого не агитируют, они приезжают не подраться, не вступить в конфликт, а помолиться .
Одна из акций состоялась в октябре 2013 года: участники движения пришли на молитвенное стояние на Ходынское поле , чтобы выразить поддержку восстановлению храма в честь преподобного Сергия Радонежского .
По состоянию на февраль 2015 года, движение помогло со строительством приходских храмов четырнадцати общинам Москвы .
Особое освещение СМИ получило противостояние в московском парке Торфянка .
Предпринятая 18 июня 2015 года попытка начать строительство храма превратила парк в арену противостояния . Попытка начать (при наличии соответствующих документов ) на участке площадью 0,2 гектара строительство православного храма , предпринятая 18 июня 2015 года, превратила парк в арену противостояния , причём непосредственной причиной протестов стало распространение информации о незаконном характере строительства . Разделивший местных жителей между двумя лагерями конфликт районного масштаба приобрёл общемосковский характер и привлёк личное внимание патриарха Кирилла , который 24 июня 2015 года обратился к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации» .
Представители движения приняли активное участие в этом противостоянии, выступив в поддержку строительства .
5 июня 2015 года в Москве на Воробьёвых горах представители «Сорока сороков» и других общественных движений сорвали акцию противников установки памятника князю Владимиру .
14 августа 2015 года представители православной общественности (включая координатора «Сорока сороков» Андрея Кормухина) выступили с резолюцией, в которой предложили ввести уголовную ответственность за «пропаганду гомосексуализма и других половых извращений», призвали ввести административную или уголовную ответственность за публичное использование символики ЛГБТ , попросили поддержать противоабортные инициативы .
Документ также содержит призыв к правоохранительным органам «принять меры» к ряду представителей партий « Яблоко » и КПРФ , ЛГБТ-движений, леворадикальных группировок. По мнению авторов резолюции, деятельность этих лиц носит противоправный характер и «направлена на борьбу с Церковью и со строительством храмов» .
На 1 августа 2017 года движение провело в ряде городов России массовые акции против выхода на экраны фильма « Матильда » . Депутат Госдумы Наталья Поклонская поддержала акцию активной агитацией, однако московское «молитвенное стояние» против фильма на территории храма Воскресения Христова в Кадашах , собравшее около тысячи человек, прошло без её участия . Ещё одно «молитвенное стояние» против фильма движение провело 12 августа .
РИА Новости сообщает, что 18 сентября 2017 года, согласно собственным данным движения, организованные им акции протеста в форме пикетов, крестных ходов и молебнов собрали около тысячи человек в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и других городах России .
По словам Андрея Кормухина в интервью радиостанции «Свобода» , движение ставит своей целью добиться, «чтобы фильм прошёл как можно в меньшем количестве кинотеатров, чтобы провокацию <…> увидело как можно меньшее количество людей». Помимо того, необходимо затруднить или предотвратить появление в будущем аналогичных «провокаций» и добиться от государственных чиновников более тщательного рассмотрения финансирования подобных проектов. Он считает важным, «чтобы государство услышало православных христиан» и приняло их в расчёт как одну из категорий избирателей, интересы которых необходимо учитывать. При этом он осудил те методы (угрозы, поджоги), которые использовала организация «Христианское государство — Святая Русь» .
По итогам первого всероссийского слёта координаторов движения, который 27—28 июля 2019 года прошёл в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре Самарской области , Андрей Кормухин объявил, что «православные патриотические организации, объединившись, должны поставить заслон так называемым „ цветным революциям “» .
Движение «Сорок сороков» и его региональные отделения вошли в число организаций, которые подписали опубликованное в октябре 2019 года открытое письмо В. В. Путину , направленное против закона о «домашнем насилии» , а 23 ноября 2019 года оно провело в Сокольниках митинг против этого закона .
Андрей Кормухин, известный жёстким неприятием законопроекта, предлагает для профилактики насилия в семье ввести в штат полиции семейных психологов и увеличить число кризисных центров .
В январе 2020 года движение «Сорок сороков» подвергло резкой критике и призвало лишить российского гражданства актёра и телеведущего Ивана Урганта . Причиной послужили шутки, которые прозвучали на Рождество в программе « Вечерний Ургант »: участники движения рассматривают их как глумление над Иисусом Христом и христианством . Движение призвало на уровне Конституции запретить двойное гражданство .
Ургант принёс свои извинения и сообщил, что создатели программы «не хотели никого обидеть» :
Это была не самая удачная попытка пошутить в самый неподходящий для этого день.
После распоряжений властей Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области о закрытии храмов для посещения прихожанами (в связи с угрозой распространения COVID-19 ) движение 14 апреля 2020 года опубликовало петицию к президенту России Владимиру Путину и главам соответствующих регионов с требованием открыть православные храмы для верующих на Пасху . Петицию подписало более 40 тысяч человек за четыре дня . Храмы на Пасху открыты не были.
В марте 2021 года радиостанция Deutsche Welle сообщила, что движение через свои каналы в социальных сетях распространяет посты, содержащие конспирологические теории происхождения COVID-19 и дезинформацию о вакцинах. Согласно радиостанции, социальная сеть ВКонтакте при попытке зайти в группу «Сорок сороков» выводила предупреждение о том, что « материалы сообщества могут быть опасны для здоровья » .
В июне 2021 года лидер движения Андрей Кормухин заявил, что движение критикует «не вакцинацию, а то, как она проводится», и заявил о том, что заставлять прививаться нельзя, поскольку «принудительная вакцинация запрещена Нюрнбергским кодексом 1947 года», а вакцина, по его словам, экспериментальная и не исследована до конца . Движение призывало отправить правительство России в отставку за якобы «придание вакцинации принудительного характера». Депутат Госдумы Мария Бутина в декабре 2021 года написала в Роскомнадзор и Генпрокуратуру запрос деятельность движения из-за их «ложных выводов» о вакцинации против коронавируса .
Проекты движения включают так называемые Сороченские встречи в Новоспасском монастыре (проводятся еженедельно), гуманитарную помощь жителям Донбасса, помощь паломникам во время поклонения святыням православного мира, организацию спортивных турниров и участие в них. Движение, изначально организованное как братство, в 2015 году создало Сестричество «Сорок сороков», которое ведёт социальную работу с детскими домами, бездомными и заключёнными .
Молодёжный отдел Московской городской епархии выразил благодарность ряду общественных организаций, включая движению «Сорок сороков» за помощь, оказанную во время пребывания в Георгиевском храме-памятнике десницы (кисти правой руки) святого великомученика Георгия Победоносца , доставленной с Афона в Москву к семидесятилетию Победы над фашизмом . Также была отмечена помощь представителей движения во время пребывания в Москве части мощей святителя Николая .
В частности, в 2013—2014 годах движение организовало два крупных культурно-спортивных праздника «Православие и спорт», участниками которых стали, среди прочих, известные спортсмены — чемпионы по единоборствам и другим силовым видам спорта .
В честь семидесятилетия Победы движение организовало автопробег и флэшмоб .
13 августа 2015 года Интерфакс сообщил, что представители движения «Сорок сороков» доставят в Донбасс, конкретно в Горловку , несколько тонн гуманитарного груза, который, согласно пресс-службе движения, будет состоять из продуктов питания, медикаментов, средств гигиены и православной литературы. Груз планировалось доставить в Горловку через Донецк и Дебальцево .
По утверждению координатора Андрея Кормухина, одна из целей возглавляемого им движения — «помочь людям вырваться из деструктивных течений и сект», в том числе из неоязычества . О важности профилактики неоязычества в спортивной и молодёжной среде, среди футбольных фанатов и в силовых ведомствах говорил и Владимир Носов .
В августе 2015 года со страниц « Парламентской газеты » первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин , представляющий фракцию КПРФ , обратился к руководству ФСБ с запросом . В нём он заявил об использовании движением аббревиатуры СС и его тесных связях движения с радикальными экстремистскими группировками, включая футбольных фанатов; о радикальном характере самого́ движения и неонацистской идеологии многих его членов; о наличии многочисленных свидетельств граждан об угрозах физической расправы со стороны членов движения, а также наличии фото- и видеоматериалов, запечатлевших « насильственные действия физического характера в отношении активистов различных неполитических организаций » .
Депутат, кроме того, высказал убеждение в том, что деятельность движения и его членов нарушает законодательство, подпадая под действие ряда статей Уголовного кодекса России , а также призвал к его ликвидации .
Через несколько дней в заочную полемику с Рашкиным со страниц той же газеты вступил координатор движения Андрей Кормухин, который, в частности, считает неубедительными обвинения в неонацизме, ссылаясь при этом на многонациональный характер движения .
Итоги и сам факт рассмотрения запроса депутата Рашкина освещения не получили .
Одним из откликов на поджоги в Петербурге, Екатеринбурге и в Москве (события августа—сентября 2017 года, которые связывают с протестами против фильма «Матильда»), стал депутатский запрос в ФСБ и МВД РФ со стороны депутатов Государственной думы Ирины Родниной и Оксаны Пушкиной : они просили проверить на экстремизм организации «Христианское государство» и «Сорок сороков». Депутаты считают, что организация «Христианское государство — Святая Русь» в своих интервью и публикациях открыто угрожает не одним лишь рядовым гражданам России и несогласным деятелям искусства, но и руководителям государства .
О том, что движение «Сорок сороков» готово к проверкам и настроено на полное сотрудничество с силовыми структурами, его лидер Андрей Кормухин сообщил порталу Znak.com , подчеркнув, что движение неоднократно осуждало экстремистские акции в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге .
В конце ноября 2019 года Оксана Пушкина, обратившись к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, попросила его проверить на экстремизм высказывания активистов движения. Последние ответили обращениями в Следственный комитет, ФСБ, Генпрокуратуру и МВД, требуя возбудить уголовное дело против Пушкиной за клевету и ложный донос .
Название движения основано на старой русской поговорке о Москве как городе «сорока сороков» церквей, однако сокращённо звучит как СС , что, согласно Марлен Ларюэль , «вероятно, не является случайным совпадением». Ларюэль отмечает, что члены движения носят красные футболки с символом движения — размахивающий мечом русский богатырь с православными храмами на заднем плане и лозунгом «Битва за жизнь». Веб-сайт движения и его страницы в социальных сетях сочетают иконы и образы царской России с изображениями мускулистых и татуированных атлетов, некоторые из которых носят изображения свастики или символы, заимствованные у Ку-клукс-клана . Движение смогло привлечь футбольных фанатов, в том числе из клуба « Спартак », таких, как Василий Степанов, по прозвищу «Киллер», и Иван Катанаев .
Марлен Ларюэль высказывала мнение, что движение «Сорок сороков», прибегая к помощи своих покровителей и пользуясь поддержкой церкви, сумело полностью интегрироваться в «экосистему режима». Андрей Кормухин принимал участие в ряде дискуссий о христианских ценностях в Государственной думе в 2017 году. Кормухин выступает в роли посредника между маргинальными радикальными фундаменталистами и истеблишментом патриарха, при этом не опасаясь властей . Движение привлекает в свои структуры молодёжь, которая потенциально заинтересована группами скинхедов или футбольными хулиганами , а также подталкивает своих православных сторонников к более активным действиям .
Один из пунктов критики движения выдвигается противниками храмового строительства, которые утверждают, что храмов и так достаточно, ходят в них редко, и они пустуют . Подобные доводы уязвимы для встречной критики .
Намерение движения вынести свою деятельность за пределы ограды храма также критикуют: оппоненты утверждают, что этот шаг противоречит светскому характеру государства , записанному в Конституции России (однако в то же время статья 28 Основного закона предусматривает право каждого распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними ).
Выражение «сорок сороков» понимается представителями движения как указание на то, что в дореволюционной Москве было примерно 40 × 40 = 1600 храмов . Однако такой взгляд неверен: по статистике начала XX века число московских храмов было меньшим, как отметил в своё время иеромонах Иов (Гумеров) . Данный фразеологизм вообще не означает какое-то конкретное число (см. также: Сорок сороков ).
Петицию движения с требованием открыть для прихожан на Пасху храмы, закрытые в связи с пандемией COVID-19, подверг критике ряд московских священнослужителей .
Там есть такой пятачок, где на развилке дорог стоит большой храм преподобного Сергия , а рядом, буквально на территории одного квадратного километра, ещё три или четыре огромных храма. И по воскресеньям они полны народу!