Interested Article - Погружательное крещение

К. В. Лебедев . «Крещение киевлян»

Погружательное крещение — разновидность чина крещения , при котором крещаемый трижды погружается с головой под воду. Является наиболее древней формой совершения таинства крещения. Термин, в основном, применяют для противопоставления « обливательному » крещению.

«Крещение» в Евангелиях на греческом языке — ( греч. βάπτισμα бáптисма ), что буквально переводят на русский язык как «погружение в воду». С первых веков христианства крещение совершали тройным погружением в воду . 50-е апостольское правило гласит, « Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен ». Даное правило было введено для борьбы с аномейской ересью , представители которой совершали крещение «во смерть Христову» . Тем не менее во времена папы Григория Великого в Испании получило распространение крещение с одним погружением во Единство Божества, что папа признал приемлемым .

К XIII веку на Западе погружательное крещение было почти полностью вытеснено более простым в совершении «обливательным» крещением, а затем такую практику начали распространять на Восток . В России это вызвало сопротивление и воспринимали как католическое новшество. Согласно решению Московского собора 1620 года признавали только крещение с трёхкратным погружением, а крещённых обливанием нужно принимать через перекрещивание. После реформ патриарха Никона в Русской православной церкви стали вновь рассматривать обливательное крещение как допустимое , но погружательное крещение продолжало считаться основной формой совершения таинства. Крещение обливанием получило широкое распространение в Русской церкви только в советское время, когда не было возможности совершать крещения на открытых водоёмах, а устройство баптистериев было затруднительным. В постсоветское время её иерархия борется против безосновательного применения обливания .

Старообрядцы продолжают считать погружательное крещение единственно приемлемым. Поповские старообрядческие согласия при присоединении к ним обливательно крещённых православных, как правило, перекрещивают их погружательно . Беспоповцы же (кроме Спасова согласия ) обычно перекрещивают всех, независимо от формы крещения . Сомнения в наличии трёхпогружательного крещения у грека Амвросия (Папагеоргопулоса) были одной из причин непризнания многими старообрядцами Белокриницкой иерархии . Апологет этой иерархии инок Павел (Великодворский) посвятил этой проблеме сочинения «Возражение со стороны древлеправославной Церкви на доводы сомнящихся и неприемлющих христопреданное священство, по причине якобы всеобдержно делающегося у греков в Крещении обливания, откуду прият на основании святоотеческих правил присоединившийся в нашу православную веру греческий митрополит Амбросий», «О трёхпогружательном Крещении в греках» и другие .

Погружательное крещение младенца может вызвать определённые затруднения. Для этого может быть использована погружательно-обливательная форма крещения, при которой младенца ставят в воду по шею, а затем трижды возливают воду на голову. На Руси такая практика известна с XII века, но на Западе такой вид крещения использовали ещё с IV века .

Примечания

  1. Протоиерей Владимир Башкиров. . Минская духовная семинария . Дата обращения: 20 ноября 2019. 8 сентября 2019 года.
  2. Никодим (Милаш) . . Азбука веры. Дата обращения: 20 ноября 2019. 13 января 2020 года.
  3. . ruvera.ru . Дата обращения: 20 ноября 2019. 23 марта 2019 года.
  4. . Азбука веры. Дата обращения: 20 ноября 2019. 10 августа 2020 года.
  5. . Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции . Дата обращения: 20 ноября 2019. 14 ноября 2020 года.
  6. . ruvera.ru . Дата обращения: 20 ноября 2019. 23 марта 2019 года.
  7. . ruvera.ru . Дата обращения: 20 ноября 2019. 23 марта 2019 года.
  8. Панкратов А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 542—556. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
Источник —

Same as Погружательное крещение