Interested Article - Антирелигиозная комиссия

Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б) (в 1922—1928 годах официально называлась Комиссией по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б) ) — партийно-государственный орган, отвечавший в СССР за проведение антирелигиозной политики советской власти. Существовала с 13 октября 1922 по 30 ноября 1929 года.

Создание

Комиссия была создана вместо нескольких нерегулярно работавших и слабых комиссий (Комиссия по учету и сосредоточению церковных ценностей, Комиссия по реализации церковных ценностей, Комиссии по антирелигиозной пропаганде), возглавляемых Л. Д. Троцким и Е. М. Ярославским и стала «централизацией всего „антрелигиозного дела“ в стране» .

Емельян Ярославский

На своем организационном заседании 17 октября 1922 года комиссия постановила избрать своим председателем Л. Д. Троцкого. Однако 19 октября Политбюро назначило председателем Н. Н. Попова . 18 января 1923 года решением Политбюро его сменил Е. М. Ярославский, который и оставался бессменным председателем до самого конца существования комиссии (1929 года) . Секретарем комссии и одновременно ее куратором от ГПУ стал Евгений Александрович Тучков .

Секретарь Антирелигиозной комиссии Е. А. Тучков (первый ряд, второй справа) среди сотрудников полномочного представительства ОГПУ по Уралу

Кроме них в состав комиссии в разное время входили: А. В. Луначарский , В. Р. Менжинский , П. Г. Смидович , В. Д. Бонч-Бруевич , П. А. Красиков, Г. В. Чичерин, Н. В. Крыленко, М. М. Литвинов, Я. С. Агранов, А. А. Сольц, И. И. Скворцов-Степанов, Н. К. Нариманов и другие руководители партийных и правительственных учреждений и организаций. Стратегию и тактику комиссии определяли В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, Л. Д. Троцкий, Л. В. Каменев, Г. Е. Зиновьев, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Л. М. Каганович, А. И. Рыков. С учетом различных помощников, привлекавшихся в качестве приглашенных и экспертов, всего к деятельности комиссии было причастно порядка 100 человек .

Как отмечал историк и философ, автор книги «Бог и комиссары», С. Н. Савельев, комиссией «руководили почти сплошь малограмотные, но очень жестокие люди. Как правило, самоучки, четыре-пять классов образования! Даже у руководителей комиссии—никаких самых элементарных знаний о религии, не говоря уже о методологии исторического или философского анализа. Чем этих людей заряжали референты и консультанты ГПУ—НКВД, тем они и выстреливали: работали на справках VI отделения Объединенного политического управления. Тем не менее, члены комиссии во главе с Ем. Ярославским отдавали на поношение, разгром и уничтожение целые направления религиозной и нравственной мысли России» .

Деятельность

Комиссия проводила свои заседания в приемной М. И. Калинина регулярно каждые две недели. Всего состоялось 118 заседаний, на которых было рассмотрено 842 вопроса . Комиссия обладала широкими административными полномочиями и вмешивалась в деятельность всех религиозных конфессий СССР по самым разнообразным вопросам — от организационных и догамтически до кадровых и финансовых.

Методы

Комиссия директивно направляла и контролировала деятельность всех органов власти (партийных, государственных, правоохранительных) по борьбе с религией. Средства этой борьбы были самыми разными: цензура (в том числе комиссия решала, какую религиозную литературу и в каких объемах в СССР можно печатать или ввозить), дезинформация, организация Союза воинствующих безбожников , аресты, карательные операции, судебные процессы и т. д. Также комиссия готовила материалы к решениям Политбюро.

По мнению историка Игоря Курляндского, все это «делалось не для реализации принципа отделения Церкви от государства, как лицемерно декларировалось в официальном названии комиссии, а с целью максимального ослабления всех религиозных организаций (…), с перспективой уничтожения религии в будущем как таковой и вытравления „религиозных пережитков“ из сознания людей» .

Одним из методов комиссии стала «работа» с религиозными лидерами. На них оказывалось давление, они запугивались, подвергались вербовке.

Тактические задачи

Борьба с пацифизмом

Антирелигиозная комиссия и органы ОГПУ сыграли большую роль в официальном отказе от пацифизма центральных органов евангельских христиан и баптистов. Так, во время проведения в Москве XXV Всероссийского съезда баптистов (30 ноября — 8 декабря 1923 года), обсуждавшего этот вопрос, комиссия поручила ОГПУ «в случае вынесения съездом резолюции по военному вопросу в отрицательном смысле, …таковой съезд расколоть на две части и постараться отколовшихся милитаристов слить с евангелистами» . Одновременно комиссия приняла решение об аресте во время съезда или сразу после него 11 наиболее последовательно занимавших пацифистскую позицию делегатов, из которых 6 человек ( М. Д. Тимошенко , И. Н. Шилов , Н. А. Левинданто, Р. Д. Хомяк, Глаголев и Принцев) были высланы в Нарым и на Соловки .

Прекращение деятельности

После сворачивания «религиозного нэпа» и перехода к тотальным репрессиям в отношении верующих в деятельности комиссии отпала необходимость.

Заседание Политбюро ЦК 8 августа 1929 г., на котором присутствовали руководители комиссии, постановило: «Религии со своими догмами, этикой, праздниками, обрядами, являясь сами по себе контрреволюционной идеологической силой, — тем легче обращаются антисоветскими элементами в орудие срыва коллективизации сельского хозяйства, социалистического соревнования, перехода на непрерывную производственную неделю… все это ведет к ослаблению обороноспособности страны и является, по существу, подготовкой тыла в интересах мирового империализма» .

Последовавшая за этим спецдиректива, подписанная Молотовым и Кагановичем, объявила религиозные организации легально действующей контрреволюционной силой, оказывающей влияние на массы населения . Эта директива положила начало тотальным гонениям. Комиссия стала не нужна .

См. также

Примечания

  1. , с. 168.
  2. , с. 169.
  3. , с. 34.
  4. , с. 35.
  5. , с. 35,38.
  6. , с. 190-191.
  7. .
  8. , с. 44.

Литература

  • Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). — М. : Кучково поле , 2011. — 720 с. — ISBN 978-5-9950-0150-8 .
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • «Следствие вести без ограничения срока…» (Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП (б) и ее роль в деле Патриарха Тихона) // Альфа и Омега. 2004. — № 1. — С. 170—184.
  • // Социологические исследования . — 1991. — № 2 . — С. 34—45 .
  • . — Гуманитарные науки в Сибири . — 2005. — Т. 2. — (Серия: Отечественная история).
  • Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922–1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004. С. 83–105.
  • . Partei und Kirchen im frühen Sowjetstaat . Die Protokolle der Antireligiösen Kommission beim Zentralkomitee der Russischen Kommunistischen Partei (Bol'se­viki). 1922-1929. In Übersetzung hrsg. von Ludwig Steindorff, in Verbindung mit Günther Schulz, unter Mitarbeit von Matthias Heeke, Julia Röttjer und Andrej Savin. Reihe: Geschichte: Forschung und Wissenschaft, Bd. 11, Berlin: LIT-Verl., 2007, 464 S.
  • Сталин против Троцкого. (К вопросу образования Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) — ВКП (б)) в октябре 1922 г.) // Церковь в истории и культуре России. Сб. материалов Международной научной конференции, посвященной памяти преподобного Трифона Вятского (1546—1612). — Киров, 2010. — С. 23-25.
  • Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922—1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. — 381 с.
  • Д. Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXVI : « Клотильда Константин ». — С. 533-542. — 752 с. — 29 000 экз. ISBN 978-5-89572-041-7 .
  • Тригуб О. П. // Емінак. — 2015. — № 1-2. — С. 11-25.
Источник —

Same as Антирелигиозная комиссия