Interested Article - Шампань, Клод

Клод Шампань ( фр. Claude Champagne , 27 мая 1891 , Монреаль 21 декабря 1965 , Монреаль) — канадский композитор, педагог и музыкальный функционер середины XX века.

Биография

Клод Шампань (слева) и Вильфрид Пеллетье

Жозеф Шампань родился в семье выходца из Парижа и ирландки. Отец и мать помогали раскрыться его музыкальным дарованиям. В его обучении музыке участвовал и дед, скрипач из Репантиньи, благодаря которому в дальнейшем творчестве Шампаня прослушиваются мотивы квебекской народной музыки. Жозеф начал брать уроки игры на фортепиано в десятилетнем возрасте. Его учителем стал монреальский пианист и органист , а после него мальчика учил . В 14 лет Жозеф берет уроки скрипки у , и с тех пор скрипка остается его излюбленным инструментом. В 1908 и 1909 году он заканчивает две частные школы по классу теории и фортепиано и с 1910 по 1921 год сам дает уроки игры на фортепиано, скрипке и других инструментах, а также частные уроки музыкальной теории и композиции. Одновременно он играет в полковом оркестре Канадских гренадеров, осваивая новые для себя инструменты: альт и саксофон. Он также работает аккомпаниатором с несколькими хорами и играет на скрипке в театре варьете National .

Уже в 1914 году Шампань сам начинает сочинять музыку, сначала для своего оркестра, а потом для сценических постановок. В 1918 году друзья организовали ему встречу с . Ла Либерте был впечатлен рукописью симфонической пьесы «Геркулес и Омфала» ( фр. Hercule et Omphale ) настолько, что сумел найти средства, чтобы отправить Шампаня на три года в Париж для дальнейшей учебы. В Парижской консерватории Шампань изучает искусство контрапункта и фуги, композицию и оркестровку. Одновременно он и сам дает уроки, работает аккомпаниатором и составляет каталоги для парижского филиала Публичного архива Канады. В 1922 году он женится на Жанне Маршаль из Льежа.

В 1926 и 1928 году в Париже исполняются два произведения Шампаня: сначала «Геркулес и Омфала», а затем «Канадская сюита» ( фр. Suite canadienne ), получившая в том же 1928 году приз музыкального фестиваля в Квебеке. В декабре 1928 года Шампань возвращается в Канаду и до 1937 года берется за самые разные работы, связанные с преподаванием музыки и административной деятельностью, включая преподавание в музыкальных школах, организованных при женских религиозных орденах. С 1932 по 1941 год он также преподавал композицию в университете Макгилла в Монреале, а также обучал преподавателей музыки для начальных классов в рамках своего сотрудничества с Комиссией католических школ Монреаля.

В 1942 году Шампань становится заместителем директора только что открывшейся Квебекской консерватории . Как в рамках его работы в консерватории, так и до этого в университете Макгилла у него обучались многие канадские композиторы следующего поколения, среди которых , , , Серж Гаран и Жиль Трамбле . Его избирают почетным председателем Канадского совета искусств, в результате чего он становится членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО . С 1949 по 1965 год он возглавляет канадский отдел организации Broadcast Music Incorporated , занимающейся защитой авторских прав композиторов и исполнителей. В этот период он уже почти не пишет новых произведений, его время распределяется между преподаванием и административной работой, включающей участие в международных конференциях и жюри фестивалей. Последней крупной работой Шампаня становится написанная в 1959 году «Высота» ( фр. Altitude ).

Творчество

Ключевую роль в становлении Шампаня как композитора сыграла культура Квебека, а также современная ему французская музыка . Для его стиля характерны ясность, строгость и логическая завершенность, отличавшие французскую музыку рубежа веков. Его современник Лео-Поль Маран дает его музыке такую характеристику:

Утонченное искусство, исключительно цивилизованное, лишенное острых углов, целью которого являются прекрасный контур, прекрасные формы, точность и лаконичность. Никакая спешка, никакая грубость, никакое промедление не закрадывается в стиль этого музыканта, одного из самых знающих и уравновешенных в своем поколении .

Шампань в совершенстве владел музыкальным стилем XIX века, не испытывая необходимости отказываться от него, изобретая что-то новое. Новые черты в его творчестве появились только в конце карьеры, в струнном квартете 1954 года и «Высоте». В его творчестве часты народные мотивы, но он не перерабатывал их, оставляя в первозданном виде. Его классические инструментовки позволяли ему добиваться лирического эффекта, сравнимого с творчеством Форе , Франка и Дебюсси .

В вышедшей в 1988 году «Антологии канадской музыки» ( Radio Canada International ) один из дисков занимают произведения Клода Шампаня.

Произведения для оркестра и хора с оркестром

  • Hercule et Omphale (1918)
  • Suite canadienne (1927)
  • Berceuse (1933)
  • Évocation (1943)
  • Images du Canada francais (1943)
  • Symphonie gaspésienne (1944/1947)
  • Концерт ре минор (1948)
  • Paysanna (1953)
  • Altitude (1959)

Камерные произведения

  • Danse villageoise для скрипки и фортепиано (1929/1936/после 1954)
  • Habanera для скрипки и фортепиано (1929)
  • Струнный квартет (1954)
  • Suite miniature (1958/1963 — Concertino grosso )

Другие произведения

  • Ave Maria (1924)
  • Missa brevis (1951)

Признание

Помимо почетного президентства в Канадском совете искусств, Клод Шампань в 1956 году был избран почетным членом Канадской лиги композиторов. Посмертно он был избран членом Центра Канадской музыки. В 1946 году он стал почетным доктором музыки Монреальского университета, а в 1963 году был награждён медалью Канадского совета искусств.

В 1964 году в Канаде прошёл Год Клода Шампаня, в течение которого были сняты два документальных фильма, рассказывающих о его жизни и творчестве. В 1991 году, в рамках празднования столетия со дня его рождения, Канадская библиотека и архив провели посвященную ему выставку. В 1994 году была открыта посвященная Шампаню мемориальная доска. В монреальском районе Утремон в его честь назван проспект.

Примечания

  1. от 23 мая 2011 на Wayback Machine (The Canadian Encyclopedia)

Ссылки

Источник —

Same as Шампань, Клод