Interested Article - Трапписты
- 2021-08-06
- 1
- О поэме Альфреда де Виньи см.
Траппи́сты , официально Орден цистерцианцев строгого соблюдения ( лат. Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae ), — католический монашеский орден , ответвление цистерцианского ордена, основанный в 1664 году , первоначально коммендатором , с 1662 аббатом цистерцианского монастыря в Ла-Траппe во Франции (откуда и название), как реформистское движение, в ответ на послабление правил и высокий уровень коррупции в других цистерцианских монастырях. Женская ветвь ордена была основана Луизой, принцессой де Конде .
История
Попытки реформировать цистерцианский орден предпринимались с начала XVII века. К данному времени орден, сам основанный как реакция на упадок нравственности и благочестия в бенедиктинском монашестве в XI—XII веках, вступил в период глубокого кризиса, который выражался как в упадке и сокращении численности монастырей, так и в ослаблении соблюдаемых правил. В 1615 году аббат Клерво Д. Ларжантье реформировал один из главных центров ордена аббатство Клерво, восстановив там строгую дисциплину. В последующие десятилетия ещё ряд монастырей провели схожие реформы. Реформы поддерживались попечителями цистерцианцев, такими как кардинал .
Однако главной движущей силой реформы, приведшей к появлению «Ордена цистерцианцев строгого соблюдения», стал монастырь Ла-Трапп . Решительные реформы настоятеля монастыря , проведённые им в Ла Траппе в 1664 году, вызвали одобрение многих влиятельных лиц церковной иерархии и привели к появлению ряда других монастырей с аналогичными правилами. Реформы восстанавливали строгое соблюдение устава св. Бенедикта , обязательный физический труд монахов, строгие правила молчания и другие аскетические практики, в числе которых резкое ограничение обильности и разнообразия монастырских трапез. В 1666 году папа Александр VII одобрил реформу и узаконил существование цистерцианских монастырей строгого соблюдения, но сохранил их подчинённость главе цистерцианцев — аббату Сито . Неофициально реформированные цистерцианцы стали известны как «трапписты».
Во время французской революции трапписты были изгнаны из Франции (вернулись в 1817 году ) и поселились в Швейцарии , России и Пруссии , где также были преследуемы. В 1834 году папой Григорием XVI ордену было даровано название Религиозная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп .
Во второй половине XIX века реформированные цистерцианцы развивались столь быстро, что превзошли численностью нереформированный орден. В 1878 году в Рим было направлено первое прошение об объединении всех реформированных монастырей в единый независимый монашеский орден, однако удовлетворены эти просьбы были лишь в 1888 году, когда папа Лев XIII утвердил создание ордена реформированных цистерцианцев из Ла-Трапп. Годом позже трапписты выкупили колыбель цистерцианского ордена аббатство Сито и восстановили там монашескую обитель. В начале XX века орден насчитывал около 80 монастырей и более 4 тысяч монахов.
Во второй половине XX века трапписты резко выросли в численности за счёт миссий в Америке и Африке. В 1960 году ордену принадлежало более 170 монастырей. В 1990 году была одобрена обновлённая конституция ордена.
Современность
По данным на 2014 год число траппистов составляет 1963 монаха, из которых 756 священников . Женская ветвь ордена насчитывает около 1600 траппистинок. Ордену принадлежит 166 монастырей (96 мужских и 70 женских).
Трапписты соблюдают устав святого Бенедикта более строго, чем в остальных орденах. Они обязаны молиться 11 часов в сутки, трудиться (первоначально в поле), соблюдать молчание, прерываемое только для молитв, песнопений и по другим уважительным причинам, и строгий пост (полный запрет на мясо, рыбу и яйца), облегчаемый только для больных. Трапписты одеваются в хабит с капюшоном и поясом.
Монахи некоторых северных монастырей зарабатывали на жизнь изготовлением ликёров , а в Бельгии — известного пива . Другие монастыри производили сыр , хлеб, одежду и гробы.
В последние годы траппистам уделяют внимание из-за жизни и записей Томаса Мертона .
Распорядок дня трапписта
- 2 часа — Подъём, одеяние: белый хабит. По праздничным дням подъём в 1 час 30 мин.
- 2 часа 05 мин. — В церкви малая служба, затем великий канон до 4 часов.
- 4 часа — Каждый священник служит обедню. Затем три четверти часа свободного времени.
- 5 часов 30 мин. — Зала капитула . Отец-аббат дает наставления.
- 6 часов — Назад в дортуар, где каждый монах располагает своего рода альковом. Наведение порядка. Затем служба Шестого часа.
- 8 часов — Ежедневная торжественная обедня в присутствии всей общины. Завтрак.
- 9 часов — Выход в поле или на иную работу. Одеяние: белый хабит, чёрная мантия. Монахи, исполняющие особые должности, расходятся по своим местам.
- 11 часов 30 мин. — Общая трапеза. Суп, овощи или молочное блюдо, фрукты или мармелад. Стакан вина, пива или сидра. Мясо — никогда.
- 12 часов 15 мин. — Час отдыха. Можно полежать или погулять в саду.
- 13 часов 15 мин. — Работа в поле, в мастерских или на ферме. Оборудование — современное.
- 16 часов 30 мин. — Вечерня в часовне. Монах возвращается на хоры семь раз в день.
- 17 часов 15 мин. — Ужин: овощи, сыр. С 15 сентября до Пасхи — 180 граммов хлеба и фрукт.
- 17 часов 45 мин. — Перерыв: размышление в монастырской галерее или чтение в библиотеке, богословский доклад и т. п.
- 18 часов 30 мин. — Повечерие.
- 19 часов — Отход ко сну. С Пасхи до 14 сентября отход ко сну в 20 ч.
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 5 сентября 2008. 23 апреля 2018 года.
- Андре Фроссар . от 10 апреля 2018 на Wayback Machine
Литература
- «Траписты» // Католическая энциклопедия . Т.4, М.:2011, ст. 1425—1428.
Ссылки
- (мн.)
- (англ.)
- 2021-08-06
- 1