Interested Article - Виссарион (Джувани)

Митрополи́т Виссарио́н ( алб. Mitropoliti Visarion , в миру Висар Джува́ни , алб. Visar Xhuvani ; 14 декабря 1890, Эльбасан , вилайет Манастир , Османская империя — 15 декабря 1965, Эльбасан, Народная Социалистическая Республика Албания ) — епископ Албанской православной церкви , митрополит Бератский, Влёрский и Канинский . С 1929 по 1936 год предстоятель в то время непризнанной автокефальной православной церкви Албании с титулом « митрополит Дурресский, архиепископ всей Албании».

Биография

Родился в албанской семье 14 декабря 1890 года в Эльбасане, тогда под властью Османской империи . Окончил начальную школу в родном городе, после чего поступил в Ризарийскую богословскую школу в Афинах. Затем окончил богословский институт Афинского университета .

С 1919 по 1923 года служил в одном из храмов Софии , а после того в течение короткого времени в Цетине .

В декабре 1920 года принимал участие в Люшненском конгрессе, был избран сенатором.

На Великом церковно-народом соборе 10—12 сентября 1922 года в Берате , где была односторонне (без благословения Константинопольского патриархата , в юрисдикцию которого с 1767 года входила Албания) провозглашена автокефалия Албанской церкви, вместе с Феофаном Ноли активно поддерживал идею независимости Албанской церкви от Константинопольского патриархата , был избран её первым национальным архиереем. Вступил в переговоры с Сербской Церковью о своей архиерейской хиротонии. Наконец 3 мая 1925 года в Монастыре Савина , что в Которском заливе в Герцеговине , двумя русскими архиереями, пребывавшими в Югославии, — епископом Аксайским Гермогеном (Максимовым) и епископом Владивостокским Михаилом (Богдановым) — был рукоположен во епископа. Вскоре после этого возвратился в Албанию.

В феврале 1929 года епископ Виссарион вместе с сербским епископом Скадарским , без предварительных переговоров с Константинополем, поставили троих епископов-албанцев: 11 февраля — Агафангела (Чамче) на Бератскую каферу, 12 февраля — в качестве викарного епископа, 17 февраля — на Гирокастринскую кафедру. Из них 18 февраля составился Священный Синод Албанской Православной Церкви , который избрал владыку Виссариона своим председателем, митрополитом Дурресским и архиепископом всей Албании. Вслед за утверждением Синода королём Ахметом Зогу , 26 февраля 1929 года вновь провозгласил Албанскую Церковь автокефальной, о чём письменно известил все автокефальные Православные Церкви . Константинопольская патриархия обратилась с посланием к албанской православной пастве, в котором призывает ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми епископами, чьи действия теперь «лишены духовной силы» .

Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) , с согласия Сербской Патриархии, признал автокефалию Албанской православной церкви. Сербский патриарх официально воздерживался от признания и общения с ее иерархами, однако всячески содействовал предоставлению автокефалии со стороны Константинпольского патриархата .

Непризнание другими Православными Церквами, усиленная римо-католическая пропаганда и недоброжелательное отношение правительства к Православию поставили Албанскую Церковь в труднейшие условия. 24 января 1935 года направил королю телеграмму, в которой писал о систематических притеснениях Церкви и препятствиях, чинимых ей в собирании пожертвований. После этого был принят королём, который обещал улучшить положение Церкви . Другие поместные церкви, в том числе Московский Патриархат во главе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) эту автокефалию не признали .

27 мая 1936 года, желание своим уходом способствовать скорейшему признанию автокефалии Албанской Церкви Константинопольским Патриархатом, почислен на покой, согласившись таким образом с требованиями последнего .

Вскоре после установления канонической автокефалии Албанской Церкви, 16 апреля 1937 года обратился с покаянием и был прощён Константинопольским патриархом Вениамином , после чего удалился в в Эльбасане.

На начало 1942 года состоял председателем албанского отделения Всемирного совета сотрудничества Церквей.

8 февраля 1942 года, с согласия оккупационной администрации, был назначен митрополитом Бератским и Валонским.

После установления коммунистического режима в Албании несколько лет провёл в тюрьме.

Скончался 15 декабря 1965 года. Первоначально был похоронен в церкви святого Иоанна-Владимира в соседней деревне Шийон, а затем, после начала массовой антирелигиозной компании, похоронен на местном деревенском кладбище.

Примечания

  1. Скурат К. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 465—470. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  2. Шкаровский М. В. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. — Вып. 3 (24). — С. 132—140.

Литература

  • Nos Xhuvani. Visarion Xhuvani Apostull i atdhetarizmit dhe i ortodoksisë shqiptare : (1.6.1887 - 15.12.1965) (алб.) / red. Pavli Haxhillazi ; red. Kasem Biçoku. — Tiranë, 2003. — 262 с.
  • Visarion Xhuvani. Vepra : Për Kishën Orthodhokse Shqiptare; Në Kuvendin e Shqipërisë; Për jetën dhe veprën (алб.) / përgat. Nos Xhuvani; përgat. e red. Pavli Haxhillazi; red. Kasem Biçoku. — Tiranë, 2007. — 520 с. — ISBN 9789994356072 .
  • Nos Xhuvani, Pavli Haxhillazi. . — Tiranë, 2008. — 194 с.
  • Шкаровский М. В. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2007. — Вып. 3 (24) . — С. 132—140 .
  • Ardit Bido. (англ.) . — Routledge, 2020. — 272 p. — ISBN 1138354724 . — ISBN 978-1138354722 .
Источник —

Same as Виссарион (Джувани)