Стахович, Михаил Александрович (политик)
- 1 year ago
- 0
- 0
Изабела Стахович ( польск. Izabela Stachowicz ; 5 ноября 1893, Сосновец — 11 декабря 1969, Варшава ), известна также как Бела Чайка-Стахович ( польск. Bela Czajka-Stachowicz ) — польская писательница, поэтесса, мемуаристка и общественная деятельница еврейского происхождения . В годы нацистской оккупации — узница Варшавского гетто , затем участница Сопротивления, боец Армии Людовой . В первые послевоенные годы — поручик Народного Войска Польского , капитан гражданской милиции и общественной безопасности . Занималась поиском произведений искусства, похищенных при оккупации. Была сотрудницей Национального музея , видной фигурой литературно-художественных богемных салонов. Автор популярных стихотворных сборников, прозы и мемуаров. Публично поддерживала Израиль и критиковала режим ПОРП во время и после Шестидневной войны . Выступала против официальной пропаганды ПНР во время политического кризиса 1968 .
Родилась в состоятельной семье Вильгельма Шварца — варшавского инженера-металлурга и коммерсанта еврейского происхождения . Училась на философском факультете Варшавского университета . С юности была близко знакома с выдающимися деятелями польской культуры, устраивала знаменитые в Варшаве богемные вечерники. Дискутировала на факультете с поэтами Юлианом Тувимом и Владиславом Броневским . Отличалась чрезвычайно раскованным эпатажным поведением, постоянно это афишировала — что привлекало искренние симпатии окружающих .
Продолжала гуманитарное образование в Вене и Берлине . Окончила в Париже Школу изящных искусств . Основала близ Эйфелевой башни магазин польской книги. Сотрудничала с различными польскими изданиями. До войны дважды была замужем. Первым её мужем был известный социолог . После развода вышла замуж в Париже за известного архитектора .
Много путешествовала по миру. В 1937 под псевдонимом Иза Белл издала путевые дневники Moja podróż. Szlakiem Południa — Моё путешествие. Тропа Юга . В Буэнос-Айресе познакомилась со Станиславом Виткевичем (Виткацы) и с тех пор считалась его музой . В романе Pożegnanie jesieni — Прощай, осень Виткацы вывел Белу Герц в демоническом образе Гелы Берц — еврейской красавицы и «красной террористки», психологически подчинившей молодого писателя-декадента.
Вместе с Ежи Гельбардом вернулась в Польшу незадолго до Второй мировой войны , начавшейся нападением нацистской Германии на Польшу . Во время немецкой оккупации Ежи и Изабела были заключены в Варшавское гетто . Изабела содержала кафе, где создавала подобие культурного центра с чтением стихов и музыкальными вечерами. По последующим отзывам, это способствовало поддержанию духовной твёрдости обитателей гетто .
Узнав о готовящейся нацистами ликвидации гетто, муж помог жене бежать и вскоре погиб в Майданеке . Изабела сумела скрыться под именем Стефания Чайка. Вымышленная фамилия Чайка сделалась постоянным псевдонимом и частью личного имени. Примкнула к партизанскому отряду коммунистической Армии Людовой , участвовала в войне .
В 1945 поступила на службу в новую польскую армию , имела офицерское звание поручика . В третий раз вышла замуж за офицера гражданской милиции Владислава Стаховича (он же Фрыц Зайдлер, также спасшийся от нацистского геноцида ). Была определена на службу в Катовицкую комендатуру гражданской милиции, затем в Министерство общественной безопасности (МОБ).
Вместе с командой Яна Захватовича занималась розыском похищенных при оккупации произведений искусства. При её участии были обнаружены и сохранены в Польше картины Яна Матейко — Рейтан. Упадок Польши , Стефан Баторий под Псковом , Люблинская уния . В 1946 опубликовала за подписью Изабела Гельбард сборник стихов Pieśni żałobne Getta — Похоронные песни Гетто (авторская подпись была Изабелла Гельбард, предисловие написал Владислав Броневский).
Служба Изабелы Стахович в милиции и МОБ продолжалась недолго. Нет никаких сведений о её участии в политических репрессиях или физическом насилии. Однако существуют свидетельства, что её деятельность всё же не сводилась к поиску художественных ценностей. По некоторым данным, Стахович участвовала в оперативных мероприятиях Юлии Бристигер : открывала литературно-художественные салоны, привлекала своим присутствием видных представителей интеллигенции — после чего Бристигер и её агенты осуществляли вербовку.
Впоследствии Изабела Стахович рассказывала, с каким негодованием встречала в аппарате МОБ бывших сотрудников пронацистской Еврейской полиции , известных ей по службе в гетто . В значительной степени по этой причине в 1946 она уволилась в звании капитана . Перебравшись в Варшаву, открыла первый в «народной Польше», с 1952 — ПНР литературный салон. Есть информация, что открытие санкционировал член Политбюро ЦК ПОРП Якуб Берман — член правящего триумвирата, куратор карательных органов.
C 1951 Изабела Стахович работала старшим ассистентом в варшавском Национальном музее . По воспоминаниям сослуживцев, значительную часть рабочего времени она проводила в знаменитом арт-кафе Lajkonik и «при виде зашедшего (директор музея) пряталась под столом». Оказывала всяческое содействие представителям «нестандартных» направлений в искусстве. В частности, Стахович помогала художнику- примитивисту , которого представляла «польским Анри Руссо », и его . Обеспечила Янувской группе прикрытие от репрессий.
Публиковала статьи на темы литературы и искусства. Активно участвовала в деятельности Общественно-культурное общество евреев в Польше ( TSKŻ ). В 1963 посетила Израиль .
В ПНР Изабела Стахович стала популярной писательницей . В большинстве случаев она подписывалась псевдонимом Чайка или Чайка-Стахович, иногда Бела Шварц. Основные её произведения написаны в жанре воспоминаний. В 1956 вышла книга Ocalił mnie kowal — Спас меня кузнец : история побега из гетто, где автор с благодарностью вспомнила людей, помогавших ей скрыться от нацистов. Далее последовали автобиографические очерки C órka czarownicy na huśtawce — Дочь ведьмы на качелях , Lecę w świat — Лечу в мир , Płynę w świat — Плыву в мир , Król węży i salamandra — Король змей и саламандр , Moja wielka miłość — Моя большая любовь , Małżeństwo po raz pierwszy — Впервые замужем , Nigdy nie wyjdę za mąż — Никогда не выйду замуж , Dubo… Dubon… Dubonnet — Дюбо… Дюбон… Дюбонне .
В 1966 Изабела Стахович была награждена Кавалерским крестом ордена Возрождения Польши за вклад в развитие польской культуры.
Изабела Стахович не состояла в правящей компартии ПОРП, но и не вступала в политические конфликты с режимом. Однако в 1967 она решительно поддержала Израиль в Шестидневной войне . Её выступления в TSKŻ были проникнуты пафосом еврейской победы и с энтузиазмом встречались молодёжью.
Во время антисемитской кампании 1968 Стахович была взята под наблюдение Службы госбезопасности (СБ) и особо отмечалась начальником III (политического) департамента СБ полковником Генриком Пентеком . С нападками на неё выступал партийный публицист Рышард Гонтаж , бывший сотрудник МОБ и СБ, будущий идеолог и организатор « партийного бетона » . В ответ Стахович резко критиковала коммунистический режим и антисемитские настроения. Впоследствии её характеризовали как «свою во власти и оппозиционерку в душе» .
На следующий год Изабела Стахович скончалась в возрасте 76 лет.
Произведения Изабелы Стахович, её роль в польской культуре, незаурядные черты её личности привлекают большое внимание. В 1992 биографию Стахович издала журналистка и писательница Кристина Колиньская — Szatańska księżniczka: Opowieść o Izabeli Czajce-Stachowicz — Сатанинская принцесса: Сказание об Избеле Чайке-Стахович . В 2011 исследовательница польской филологии опубликовала работу Ta piękna mitomanka. O Izabeli Czajce-Stachowicz — Эта прекрасная мифоманка. Об Изабеле Чайке-Стахович .