Антуан и Антуанетта
- 1 year ago
- 0
- 0
Антуан Лепотр ( фр. Antoine Lepautre ; 1621—1679) — французский архитектор эпохи « большого стиля » правления короля Людовика XIV , рисовальщик и гравёр .
Лепотр родился в Париже в семье потомственных рисовальщиков и гравёров. Он был младшим братом выдающегося художника-орнаменталиста и гравёра Жана Лепотра . Из этой семьи происходили и другие замечательные мастера.
Антуан Лепотр был учеником . В 1660 году был назначен генеральным контролером строений (contrôleur général des bâtiments) герцога Филиппа Орлеанского , брата короля Людовика XIV .
В 1671 году Антуан Лепотр стал одним из восьми учредителей Королевской Академии архитектуры , основанной в 1671 году Франсуа Блонделем Старшим .
Творчество Антуана Лепотра формировалось под влиянием работ его более известных современников Франсуа Мансара и Луи Лево . Архитектор пользовался покровительством кардинала Мазарини , которому посвятил книгу «Рисунки разнообразных дворцов» ( фр. Desseins de plusieurs palais ; 1652). Среди наиболее значительных построек Лепотра — капелла парижского аббатства Пор-Ройяль (1646—1648).
Антуан Лепотр был одним из главных создателей композиционного типа здания городского особняка — парижского отеля . В подобных композициях сложился оригинальный сплав традиций французской ренессансной архитектуры , представленной творчеством Франсуа Мансара , и европейского палладианизма . Французские архитекторы внимательно изучали наследие Андреа Палладио в Италии и постройки английских палладианцев. В результате возникли характерные для старого Парижа здания: высокие скаты кровли, треугольный фронтон , пилястры главного фасада, вытянутые « французские окна » с мелкой расстекловкой. Наиболее известная постройка такого рода работы Антуана Лепотра — отель Бове (1652—1655) в IV округе Парижа с эффектным полукруглым двориком, ленточным балконом и высокими окнами.
В 1664—1669 годах Антуан Лепотр построил ( фр. château de Saint-Ouen ) для Иоахима Адольфа де Зильера де Буафранка, генерального сюринтенданта построек брата короля, герцога Орлеанского (здание не сохранилось). В 1667 году Лепотр создал Большой каскад домена Сен-Клу , которым восхищались современники и который, к счастью, сохранился. В те же годы мадам де Монтеспан попросила Лепотра составить план её замка: Шато де Кланьи близ Версаля . Смерть Лепотра в 1679 году прервала эту работу, которую завершил Жюль Ардуэн-Мансар .
Некоторые чертежи и рисунки Лепотра хранятся в Национальном музее Швеции . Орнаментальные композиции Лепотра отличаются свободной фантазией и импровизацией на различные темы, возможно, в этом сказалось влияние его старшего брата.
Сын Жана — Пьер Лепотр (1659—1744) — скульптор. В 1683 году получил Римскую премию и стажировался во Французской Академии в Риме . Его следует отличать от полного тёзки, его двоюродного брата, архитектора , рисовальщика- орнаменталиста и гравёра стилей французского Регентства и рококо Пьера Лепотра (1652—1716) . В 1696—1701 годах в Париже Пьер Лепотр (Второй) был «рисовальщиком и гравёром короля», «скульптором королевских построек», работал по оформлению малых дворцов в Версале под руководством Ж. Ардуэн-Мансара . Пьер Лепотр — автор известного памятника архитектуры: интерьера «Салона с бычьим глазом » в Большом версальском дворце (1701).
Другой сын Жана Лепотра — Жак Лепотр (ок. 1653—1684) был парижским рисовальщиком и гравёром, работавшим в последней четверти XVII века. Жак Лепотр в первую очередь известен своими гравюрами по эскизам балетных и маскарадных костюмов работы знаменитого Жана Берена Старшего .