Interested Article - Галерея Аполлона

Вход в галерею
Плафон Галереи Аполлона
Галерея до 1889 года. Картина Виктора Дюваля
Галерея Аполлона около 1901 года

Галерея Аполлона — выдающееся произведение архитектуры так называемого «Большого стиля» эпохи правления короля Людовика XIV . Размещается на первом этаже Луврского дворца (крыло Денон, зал 705 ) в Париже.

Краткая хронология

  • До 1661 года: Малая галерея
  • 1661 год: начало строительства
  • 1663—1677 годы: внутреннее оформление
  • 1766—1781 годы: Академия завершает строительство работами своих академиков
  • 1848—1851 годы: реставрация галереи Феликсом Дюбаном , картина Эжена Делакруа .
  • 1999—2004 годы — последняя реставрация галереи

Предыстория: Малая галерея и Галерея королей

В 1566 году Карл IX начал строительство Малой галереи. Малая галерея располагалась перпендикулярно Сене, от неё впоследствии была построена Большая Галерея Лувра , соединившая Лувр с Тюильри . Располагавшаяся этажом выше будущая Галерея Аполлона была тогда лишь террасой покоев Карла IX. Во время строительства Большой галереи, между 1595 и 1610 годами, при Генрихе IV , над Малой галереей был достроен этаж, так называемая Галерея королей (Galerie des Rois) с портретами королей и королев Франции — впоследствии эта галерея станет Галереей Аполлона. Потолок Галереи королей был расписан , портреты королей и королев Франции, а также портреты выдающихся людей Франции, были сделаны .

6 февраля 1661 года, во время монтажа сцены для балета в Малой галерее вспыхнул пожар. От огня находящаяся выше Галерея королей вместе со всем декоративным оформлением была уничтожена.

Людовик XIV и рождение Галереи Аполлона (1661—1679)

После пожара 6 февраля 1661 года немедленно начались работы по перестройке пострадавшей части дворца. Архитектором строительства, продолджавшегося с 1661 по 1663 год, выступил Луи Лево , в то время как Шарль Лебрен получил заказ от Кольбера на разработку художественной программы оформления галереи. Это была первая королевская галерея, предназначенная для Людовика XIV , двадцать лет спустя она послужит образцом для Зеркальной галереи Версальского дворца .

Иконографическая программа Шарля Лебрена

В художественной программе Лебрена используется тема движения Солнца и хода времени посредством традиционной иконографии , персонификации времён года, знаков зодиака и четырёх стихий: огня, земли, воды и воздуха. Декоративные медальоны, картины и скульптуры также отсылают к этим темам. Всё вместе символизирует блага, которые даруют добродетели Короля-Солнца Людовика XIV .

Картины

Согласно проекту Шарля Лебрена, на северной оконечности галереи должна находиться картина, прославляющая землю («Триумф Земли» или «Триумф Кибелы » ), на южном конце — прославление воды («Триумф Нептуна и Амфитриты» самого Шарля Лебрена). В центре галереи — картина, прославляющая солнечного бога Аполлона («Аполлон, убивающий змея Пифона» Эжена Делакруа ).

Движение Солнца представлено двумя картинами кисти Лебрена: «Вечер», или «Морфей» (между 1664 и 1677 гг.) и «Ночь», или «Диана» (также между 1664 и 1677 гг.). Между 1667 и 1670 годами Жак Жервез написал большую часть из двенадцати медальонов, представляющих месяцы года, размещённых у основания свода с каждой стороны галереи. Между 1666 и 1670 годами Леонар Гонтье написал на продольной оси плафона галереи шесть композиций гротесков , представляющих богов шести планет.

Стукко

Работы по декоративной лепке из гипса ( стукко ) были поручены четырём скульпторам: Франсуа Жирардон оформил юго-западную часть боковых стен, Гаспар Марси — северо-западную часть, Бальтазар Марси (брат Гаспара) — северо-восточную часть галереи, — юго-восточную часть. Скульпторы работали над проектом с 1663 по 1667 год согласно моделям, предоставленным Лебреном.

Схема потолка Галереи Аполлона

По обеим сторонам каждой арки барельефы изображают пары сидящих пленников, прислонившихся к трофеям . Пленники символизируют четыре континента, через которые проходит солнце в течение дня:

  • Гаспар Марси, Пленники Африки (1663—1664)
  • Франсуа Жирардон, Пленники Азии (1663—1664)
  • Тома Реноден, Пленники Европы (1663—1664)
  • Бальтазар Марси, Пленники Америки (1663—1664)

Шесть скульптур, установленных перед некоторыми картинами плафона, представляют мужскую аллегорию Гиппокрены (во французском языке «река» может быть мужского рода) и каждую из девяти муз :

  • На южном конце галереи, непосредственно рядом с картиной Лебрена « Амфитрита» находится лепная композиция Жирардона « Гиппокрена, источник Парнаса» (1665): аллегорическая фигуры Гиппокрены держит весло, и один из двух ангелочков пьёт речную воду из чаши.
  • На северном конце галереи, рядом с картиной Жозефа Гишара « Триумф земли» (1850) находится лепная композиция Гаспара Марси, « Каллиопа» (1663—1665): Каллиопа , муза красноречия и героической поэзии, окружена двумя маленькими духами; в одной руке она держит трубу, а в другой — книгу.
  • На северо-востоке галереи находится лепнина Бальтазара Марси, « Терпсихора и Полигимния» (1663—1665): муза танца Терпсихора играет на лире, а муза риторики и песни Полигимния держит в руках свитки бумаги или пергамента.
  • На северо-западе галереи — лепнина Гаспара Марси, « Урания и Эрато» (1663—1665 гг.): муза астрономии Урания держит в правой руке циркуль для измерения земного шара, а частично обнаженная муза лирической и эротической поэзии Эрато играет на лире.
  • На юго-западе галереи — лепнина Жирардона, « Мельпомена и Талия» (1663—1665): муза песни и трагедии Мельпомена в короне и со скипетром, а муза комедии Талия держит театральную маску.
  • На юго-востоке галереи — стукко Ренодена « Эвтерпа и Клио» (1663—1665): муза музыки Эвтерпа держит флейту, а муза истории Клио в короне опирается на книги.

Ковры

На основе картонов , созданных Шарлем Лебреном для Мануфактуры Савоннери были заказаны тринадцать ковров, которые должны были покрыть весь пол Галереи. Девятиметровые ковры (по ширине Галереи) повторяли деление потолка на картины и медальоны, содавая тем самым ощущение единства ансамбля. Ковры были изготовлены в 1667 году. До настоящего времени большинство ковров не сохранилось: один фрагмент большого центрального ковра хранится в Соборе Парижской Богоматери , другой — на Мануфактуре Гобеленов . Ещё три ковра принадлежат Mobilier National и выставлены в Лувре .

На хранящемся в Лувре ковре (департамент предметов искусства, зал 604) можно видеть отражение центральной части плафона галереи с гротесками:

Прекращение работ

В 1679 году Людовик XIV переехал из Лувра в Версаль, и работы по обустройству Галереи Аполлона были остановлены.

XVIII век и художники Академии (1769—1781)

Открытая в 1692 году Королевская академия живописи и скульптуры , взялась завершить оформление плафона Галереи Аполлона. По первоначальному замыслу картины потолка должны раскрывать тему времён года, таким образом появились картина Жана-Юга Тараваля « Осень» , или «Триумф Вакха и Арианы» (1769), картина Луи Дюрамо «Лето», или « Церера и её спутники, умоляющие солнце» (1774), картина Жан-Жака Лагрене « Зима» , или « Эол, выпускающий ветер, который покроет горы снегом» (1775), картина Антуана-Франсуа Калле «Весна», или « Зефир и Флора, венчающие Кибелу цветами» (1780—1781), а также картина Антуана Рену « Утренняя звезда» , или « Кастор» (1781).

Работа Феликса Дюбана (1848—1854)

Балкон Карла IX

В 1848 году восстановление галереи было поручено архитектору Феликсу Дюбану . Он восстанавил целостность структуры галереи, укрепил ослабленные точки свода.

Дюбан заказал известным живописцам три картины по оставшимся после Лебрена эскизам: Делакруа («Аполлон, убивающий змея Пифона»), Мюллеру («Аврора») и Гишару («Триумф Земли» или «Триумф Кибелы»). Дюбан также поручил мастеру Пьеру Буланже отреставрировать кованые ворота балкона Карла IX .

Гобелены

Стены галереи украшают двадцать восемь ковров производства Иануфактуры Гобеленов с портретами французских королей и знаменитых художников. Проект разработал Феликс Дюбан, но изготовлены ковры были только в 1854—1863 годах, уже после отставки архитектора. Ковры представляют художников и государственных деятелей, так или иначе внёсших свой вклад в строительство дворцов Лувра и Тюильри .

24 гобелена имеют размеры 216х133 см, ещё 4 гобелена, изображающие королей в центре галереи, имеют размеры 228х240 см. Представлены следующие персонажи:

Торжественное открытие Галереи Аполлона состоялось 5 июня 1851 года, до завершения картины Делакруа. Этот проект положил начало карьере архитектора Дюбана, который после и благодаря Франсуа Дебре многие годы являлся архитектором Школы изящных искусств в Париже .

Галерея Аполлона в наше время

Декор плафона галереи ныне представляет собой целостный ансамбль, несмотря на длительное время его создания.

Deux mangues dont une est coupée en deux.
Схема плафона Галереи

В настоящее время в Галерее Аполлона хранится часть драгоценностей французской короны, коллекция ваз из твёрдых и драгоценных камней и коллекция табакерок . Эти объекты находятся в ведении департамента предметов искусства музея Лувр.

Примечания и ссылки

  1. Старый номер зала — 66
  2. Tableau de Paris, Edmond Auguste Texier, Paris, 1853 от 28 апреля 2014 на Wayback Machine .
  3. от 28 октября 2020 на Wayback Machine .
  4. Мейер Д. Версаль. Путеводитель. — Париж: Арт Лис, 1998. — С. 24
  5. от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
  6. Фотографии каждого из этих портретов доступны на .
  7. Изначально в Галерее был портрет Наполеона III , но в 1887 году его заменили на портрет Генриха IV .

Связанные статьи

Библиография

  • Женевьева Бреск-Ботье, Галерея Аполлона в Лувре , Галлимар / Лувр, ноябрь 2004 г., ISBN 978-2-07011-789-5 .

Фильмография

Жером Приёр, Le Réveil d’Apollon , документальный фильм, снятый во время реставрации Галереи Аполлона (85 мин.), Musée du Louvre-RMN-Arte France-Gédéon Programmes, 2004

Источник —

Same as Галерея Аполлона