Голицын, Лев Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Львович Альбранд (Альбрандт) ( 1804 — 1849 ) — русский генерал , деятель Кавказской войны 1817—1864.
Лев Альбранд родился в 1804 году в бедной семье, вырос в степях Новороссии , проводя досуг в поле и на коне. Вопреки природным наклонностям, 16-ти лет от роду вынужден был поступить на гражданскую службу, в 1832 году вышел в отставку коллежским асессором и отправился на Кавказ , где поступил на военную службу простым волонтёром, прикомандировавшись в чине титулярного советника на правах охотника ко 2-му закавказскому (мусульманскому) полку. С ним он тотчас же выступил в экспедицию против горцев, предводительствуемых Казы-Муллою .
23 июня 1832 года он был храбрым участником упорного многочасового боя в тесных и кривых улицах аула Герменчук при штурме его войсками барона Розена . Осенью того же года при штурме села Гимры , Альбранд проявил чудеса храбрости, ворвавшись первым в башню, где заперся Кази-Мулла с лучшими мюридами . Простреленный тремя пулями, герой-волонтёр чудом остался в живых. Удостоился за этот подвиг особой награды: был из чиновников переименован в штабс-ротмистры и зачислен в Нижегородский драгунский полк . В 1837 году при высадке десанта у мыса Адлер , Альбранд совершил новый подвиг: он вызвался командовать охотниками, которые должны были первыми выйти на берег и, захватив опушку леса, обеспечить высадку отряда. На это задание Альбранд пошёл, надев мундир с эполетами и аксельбантами . Захватив опушку, Альбранд увлекся и двинулся дальше. В дремучем лесу отряд был окружен горцами. У Альбранда фуражка и мундир были прострелены пулями, но он остался жив, исполнив возложенную на охотников трудную задачу.
В том же году Альбранду поручили вывести из Персии наших дезертиров, из которых там был сформирован целый батальон, называвшийся « батальоном богатырей », иначе «русский батальон». Первоначально это поручение было возложено на И. Ф. Бларамберга , но он в это время находился в ставке персидского шаха под Гератом.
Во главе дезертиров был Самсон-хан , бывший вахмистр Нижегородского драгунского полка Самсон Макинцев, который стал генерал-лейтенантом персидской службы. Альбранд 19 июня 1838 году прибыл в Тавриз , в окрестностях которого квартировал «русский батальон». Хотя большая часть батальона была в походе под Гератом , но он решил не откладывать выполнение поручения. Первоначально Альбранда дезертиры встретили враждебно, но его речь произвела на них сильное впечатление, и 135 человек тут же заявили о своей готовности возвратиться на родину. Персы хотели не пустить их на родину, но Альбранд, во избежание кровопролития, успел ночью отправить дезертиров к русской границе, а сам поспешил в Тегеран , куда прибыла остальная часть «русского батальона».
Группа дезертиров, возбуждённых персами, собравшись у дома русского посла Симонича , потребовала выдачи Альбранда. Он вышел безоружным к буйной толпе и обратился к ней с речью. В это время один старик, выхватив кинжал, бросился на Альбранда со словами: «Умри же, обманщик!..» Но неожиданно Альбранд двинулся старику навстречу, и, распахнув грудь, крикнул ему: «Старик, ты вздумал стращать меня смертью, ты думаешь, что мне дорога жизнь, которою я не раз жертвовал в честном бою. Так вот тебе грудь моя! Я умру, но, умирая, заклеймлю тебя проклятием. Слава твоя не от Бога, а от дьявола, который тебя губит» . Поражённый таким мужеством, старик упал пред Альбрандом на колени и умолял его простить или убить. Последний простил старика именем Бога и Государя. Толпа тут же заявила Альбранду, что готова за ним идти, куда только прикажет.
После этого он убедил самого Самсон-хана не мешать возвращению дезертиров на родину. А через несколько дней к Альбранду явился весь батальон, в составе 380 человек. Выхлопотав батальону выдачу заслуженного жалованья и даже отобранных амуниции и ружей, он сумел устранить прочие препятствия, а затем, неожиданно, ночью по тревоге, собрал батальон и приказал двинуться в путь. 5 марта 1839 г. батальон благополучно прибыл в Тифлис . Император Николай I , давший Альбранду это трудное поручение, пожаловал его из капитанов в полковники .
В последующие годы службы Лев Львович Альбранд участвовал в Даргинской экспедиции и во время штурма одного из завалов лишился правой руки. Произведённый в генерал-майоры , он был назначен начальником 2-го отделения Черноморской линии. Среди непокорных черкесов он пользовался такой популярностью, что свободно ездил один там, где опасно было проходить отрядам. Зная черкесский язык , он снискал среди горцев любовь и доверие.
Тяжёлая болезнь заставила Альбранда покинуть Кавказ и принять назначение Шлиссельбургским комендантом.
Но недолго выдержал он разлуку с Кавказом и с радостью согласился принять предложенную ему должность эриванского военного губернатора. Бросив лечение, Лев Львович Альбранд в конце ноября 1849 года прибыл в Эривань, где через несколько дней и скончался.
Память об Альбранде увековечена Кавказским военно-историческим музеем, в котором хранится его портрет, а также картина очевидца-художника Колумбери, изобразившего вступление возвращающегося на Кавказ батальона русских дезертиров в Тавриз.