Венява (герб)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джейрани , Джейраны или Джайрани ( азерб. Ceyranı , арм. Ջեյրանի или арм. Ջեյրանի պես [джейрани пес] — «подобно джейрану» ), известный также как «джейран-балла» ( азерб. Ceyran bala ) — старинный азербайджанский и армянский сольный танец. Азербайджанский вариант танца относится к числу наиболее популярных сольных женских танцев Азербайджана . Армянский вариант танца распространён в Карабахе и Зангезуре .
Название танца восходит к названию наиболее любимого в народе животного — джейрана .
Армянский вариант танца исполняется женщинами , азербайджанский же вариант может исполняться как женщинами, так и мужчинами .
Русский этнограф П. Востриков в своей статье «Музыка и песня у адербейджанских татар» , опубликованной в 1912 году в « Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа », отмечал, что есть несколько танцев, которые пользуются у «адербейджанских татар» большой популярностью, один из которых называется по-азербайджански (у автора — «по-татарски») «джейраны» . Движения азербайджанского варианта танца передают лёгкость и изящество газели , отличающейся стройностью сложения, ловкими, пугливыми движениями, легкостью прыжка и бега . Грациозность и мягкость движений джейрана показаны в этом танце более чётко . В середине азербайджанского быстрого танца, состоящего из ряда основных танцевальных движений, появляются внезапные ферматы и длинные звуки в мелодии танца .
Армянский вариант «Джейрани» подчёркивает красоту женщины, которая сопоставляется с антилопой. Выпрямленный стан девушки, манера держать руки и голову перекликаются с движениями джейрана. Танец строится по кругу, для него характерны мягкая поступь и упругие шаги, лёгкое взбрасывание кистей рук вверх, а также медленные «двели» (одно из основных движений армянского танца) .
Музыкальный размер — 6 / 8 ( 3 / 4 ). Темп — скорый . Лад — шур и раст . Азербайджанский вариант танца обладает лирической мелодией, для которой характерны беглость и повторение отдельных музыкальных фраз .
Ноты музыки танца, записанные азербайджанским композитором Саидом Рустамовым , были опубликованы в 1937 году в сборнике «Азербайджанские танцевальные мелодии» .