Interested Article - Петрова-Воробьёва, Анна Яковлевна

Анна Яковлевна Петрова-Воробьёва ( 2 февраля 1817 , Санкт-Петербург , Российская империя — 13 апреля 1901 , Санкт-Петербург , Российская империя) — русская оперная певица ( контральто ).

Биография

Родилась в семье репетитора хоров Императорских петербургских театров . Окончила Петербургское театральное училище сначала в балетном классе у Ш. Дидло , позже в классе пения у и Г. Ломакина , совершенствовалась у Катерино Кавоса и М. И. Глинки .

В 1838 году, уже будучи солисткой Петербургской оперы, она вышла замуж за оперного певца Осипа Петрова и стала выступать под двойной фамилией — Петровой-Воробьёвой.

Ещё будучи ученицей театрального училища, в 1833 году, дебютировала на оперной сцене в партии Пиппо (« Сорока-воровка » Джоакино Россини ), позднее выступила в партии Ритты («Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» Фердинанда Герольда ). Несмотря на успех, по окончании училища была определена по указанию директора Императорских театров А. Гедеонова в хористки Петербургской оперы, выступая в драмах, водевилях, различных дивертисментах. Однако её педагог и одновременно капельмейстер театра Кавос очень скоро выдвинул её в солистки, поручая основные партии. Только благодаря настойчивым хлопотам Кавоса она выступила 30 января 1835 года в партии Арзаче, после чего была зачислена солисткой Императорской оперы.

8 апреля 1836 года выступила в роли невольницы в драме «Молдавская цыганка, или Золото и кинжал» К. Бахтурина , где в начале 3-й картины исполнила арию с женским хором, написанную М. Глинкой специально к постановке.

Из-за большой голосовой нагрузки в мужской партии в опере Винченцо Беллини « Пуритане » певица сорвала голос и была вынуждена в 1845 году оставить сцену , хотя официально продолжала числиться в оперной труппе до 1850 года.

В преклонном возрасте она ослепла.

Похоронена на Смоленском православном кладбище . В 1936 году её прах был перенесен со Смоленского православного кладбища в Некрополь мастеров искусств .

Творчество

По свидетельству «Театральной энциклопедии» , Михаил Иванович Глинка изначально на неё сочинял партию Вани в опере «Жизнь за царя» .

«Под руководством Глинки она разучила и превосходно передавала роль Вани в „Жизни за царя“. Очарованный её исполнением, Глинка написал специально для неё новую сцену у монастыря, ставшую впоследствии одним из выигрышных моментов партии» (цитирование по: Воробьева Анна Яковлевна (Петрова) // Биографический словарь . — 2000. ). Это стало своеобразным свадебным подарком от Глинки и автора либретто Кукольника ещё собирающимся пожениться жениху Осипу Петрову, готовящему партию Сусанина, и его невесте, которой выпала тогда довольно короткая партия Вани, причем «подарок» был сочинён буквально за одни сутки (см. ). Премьера оперы прошла 27 ноября (9 декабря по ст.стилю) 1836 год в петербургском Большом театре .

Обладала голосом феноменальной, редкой красоты и силы, «бархатного» тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы от фа малой до си-бемоль второй октавы), могучим сцен. темпераментом, владела виртуозной вокальной техникой. «Голос Воробьевой был одним из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе: объём, красота, сила, мягкость — все в нём поражало слушателя и действовало на него с неотразимым обаянием», — писал В. Стасов (Избр. соч., т. 1,1952, с. 285; цитирование по: Воробьева Анна Яковлевна (Петрова) // Биографический словарь . — 2000. ).

«Литературная газета» (1840, 14 февреля) писала про певицу: «Она только лишь выйдет, сейчас вы заметите великую актрису и вдохновенную певицу. В эту минуту каждое её движение, каждый пассаж, каждая гамма проникнуты жизнию, чувством, художническим одушевлением. Её магический голос, её творческая игра равно просятся в сердце каждого холодного и пламенного любителя» (цитирование по: Воробьева Анна Яковлевна (Петрова) // Биографический словарь . — 2000. ).

Художник Карл Брюллов , в 1840 году услышав голос певицы, пришёл в восторг и, по его признанию, «не мог удержаться от слез…» (цитирование по: Воробьева Анна Яковлевна (Петрова) // Биографический словарь . — 2000. ).

Репертуар

Основные оперные партии: Ваня, 1-я исполнительница ( «Жизнь за царя» ); Параша, 1-я исполнительница («Параша Сибирячка» Д. Струйского ); Ратмир, 1-я исполнительница, но в самый премьерный спектакль заболела (её неудачно заменила молодая певица однофамилица А. Н. Петрова ) и выступила только в 3-м представлении, в «Руслане и Людмиле» ; Адальджиза в «Норме» ; Пиппо в « Сороке-воровке »; Танкред (« Танкред »), Бригитта («Черное домино, или Таинственная маска»); Арзаче (« » Россини ); Ромео («Капулетти и Монтекки» Беллини ). В 1844 год, ввиду звучности и обширности нижнего регистра её контральто, ей была поручена мужская баритоновая роль Ричарда в опере «Пуритане» .

Концертный репертуар включал произведения композиторов: Дж. Мейербера , В. А. Моцарта , М. Глинки (который сам ей аккомпанировал), А. Даргомыжского , М. Мусоргского . Мусоргский посвятил певице песню Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» (1873) и «Колыбельную» (№ 1) из цикла «Песни и пляски смерти» (1875).

Среди партнеров по сцене были выдающие певцы времени: супруг Осип Петров , , Леон Леонов , А. Лодий , М. Степанова , М. Шелехова .

Воспоминания

Воспоминания о М. И. Глинке (по поводу 500-го представления «Жизни за Царя»), опубликованы в 1880 году в «Русской Старине» , Т. 27, март. Эти же воспоминания вошли в сборник: Глинка в воспоминаниях современников. — М., 1955. С. 169—173.

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 мая 2009. 25 сентября 2010 года.
  2. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  3. См. от 10 марта 2014 на Wayback Machine
  4. [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-492-theatre_encicl.html Читать бесплатно книгу Театральная энциклопедия, Автор Неизвестен 3 (492-я страница книги)]

Ссылки

Источник —

Same as Петрова-Воробьёва, Анна Яковлевна